Цели урока:
1. Познакомить учащихся с признаками винительного падежа имен существительных; формировать умение правильно употреблять существительные в винительном падеже.
2. Развивать интеллектуальные способности детей, умение доказывать свою точку зрения.
3. Воспитывать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: рисунки кораблей и парусов, индивидуальные карточки с заданием, «ключ» для расшифровки слова, презентация к уроку (Приложение 1).
Ход урока
I. Оргмомент
Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по удивительному миру имени существительного. Вы уже много знаете об этой части речи, знакомы со склонениями и падежами. А сегодня мы подробнее остановимся на одном из падежей. Итак, в путь!
II. Минутка чистописания
Для путешествия нам понадобится корабль (это будет морское путешествие). Корабль уже готов (на доске открывается рисунок корабля), но взойти на борт мы пока, к сожалению, не можем. Чтобы приобрести билеты, необходимо выполнить задание по чистописанию. На парусах нашего корабля написаны слова. Прочитайте их.
Корабль
про корабль
корабля
кораблём
кораблю
о корабле
Учитель: Что заметили? (существительное «корабль» употребляется в разных падежах) Прочитайте эти слова в порядке падежей. (Что? корабль; Чего? корабля; Чему? кораблю; Что? корабль; Чем? кораблём; О чём? о корабле). А теперь определите, какие буквы нам нужны для чистописания. Первая буква является окончанием существительного «корабль» в дательном падеже (-ю), вторая – в родительном (-я), а третья – в предложном (-е). Что вы можете сказать об этих буквах? (Они гласные, обозначают мягкость согласного, могут обозначать два звука – перед гласным звуком, в начале слова и перед разделительными мягким и твердым знаками).
Дети прописывают данные буквы в тетради на первой строчке.
Учитель: А теперь придумайте слова, начинающиеся с этих букв, или с этими буквами, но одно условие – слова должны быть на «морскую» тему.
(Каюта, юнга, якорь, плавание, склянки, бакен)
Обсудить лексическое значение этих слов, определить их склонение.
Молодцы! Теперь можем отправляться в плавание!
III. Работа со словарными словами
Первое испытание для вас – работа со словарными словами. Они тоже связаны с путешествием.
СЛАЙД 1.
Отгадайте первое слово: любой человек, поднявшись на борт судна или зайдя в автобус, троллейбус, становится кем? (пассажиром)
Каждому пассажиру, если он не «заяц», необходим…(билет)
У пассажира бывают с собой вещи. Все вместе они называются… (багаж)
Пассажир с билетом и багажом может отправляться в… (путешествие)
А теперь сами придумайте и запишите одно предложение, используя все слова, что мы сейчас записали. А для того, чтобы усложнить ваше задание, я добавлю вам одно «лишнее» слово – ПОГОДА.
СЛАЙД 2.
А почему оно лишнее? (Это слово 1-го склонения, а все остальные – 2-го).
IV. Проверка домашнего задания
Молодцы, ребята. Вы миновали рифы и плывете дальше. Давайте-ка заглянем в гости к бакенщику, про которого вы дома выполняли задание. Это домашнее упражнение №102. Какое было задание? (Списать, вставив подходящие по смыслу существительные). Прочитайте, что у вас получилось.
А теперь проверим окончания существительных с помощью сигнальных карточек с гласными Е-И. (В сторожкЕ, по ВолгЕ, на канатЕ, по отмелИ) Каждый случай объясняется, дети доказывают, почему именно эту букву необходимо использовать, определяя склонение и падеж существительного.
V.
Мы с вами плывем дальше. Нам навстречу – корабли. Но посмотрите – они терпят бедствие. (На доске открываются два парусника). Все паруса у них потрепаны штормом, надо помочь починить их. (На парусах кораблей – слова с пропущенными буквами, вместо букв «дырки»)
1-й корабль: |
2-й корабль: |
Вых…дить |
…ллею |
См…трел |
гл…зок |
Гов…рил |
сол…вья |
Загл…нуть |
печ… |
П…красить |
б…седку |
Пол…жил |
г…зету |
А вот и наши помощники (на доску вывешивается картинка с дельфинами, на обратной стороне – предлоги: В, НА, ПРО, ЗА, ПОД).
Ребята «чинят» паруса, вставляя пропущенные буквы, объясняя орфограммы, а затем, используя предлоги, составляют с данными словами словосочетания (с записью на доске и в тетрадях), определяют падеж и склонение существительных.
Выходить на аллею, смотрел в глазок, говорил про соловья, заглянуть в печку, покрасить беседку, положил под газету.
Что заметили? (все существительные в винительном падеже). Молодцы! И с этим заданием вы справились! И сегодня мы будем во время нашего путешествия говорить именно о винительном падеже существительных. Итак, на какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже? Какие предлоги могут употребляться с винительным падежом? (в ходе опроса детей на доску вывешиваются все ответы). А теперь обратите внимание на окончания существительных винительного падежа.
СЛАЙД 3.
А теперь откройте ваши учебники – они нам сегодня заменяют карту – и сверим наши маршруты. На странице 95 таблица с окончаниями существительных в винительном падеже. Сначала проверяем предлоги. О каких предлогах мы не говорили? (добавляем на доску предлоги ВОКРУГ, СКВОЗЬ). А теперь сверяем окончания.
1-е склонение: У, Ю
2-е склонение: А, Я (у одушевленных существительных, нулевое ( у неодушевленных), О, Е (у существительных среднего рода),
2-е склонение: нулевое окончание.
VI.
Путешествие продолжается, и мы с вами приближаемся к острову.
СЛАЙД 4.
Это остров винительного падежа. Островитяне передают нам послание.
СЛАЙД 5.
«Приветствуем вас, о, юные мореплаватели! Мы – жители острова винительного падежа, хотим испытать вас: достойны ли вы посетить наш остров? Наши задания не из легких. Вы готовы? Тогда внимание!»
СЛАЙДЫ 6-7
1. Запишите по памяти предложения и разберите их. Найдите в них существительные в винительном падеже.
В июне горячие лучи солнца прогрели воду.
СЛАЙД 8.
Пассажиры поднялись на корабль и продолжили путешествие.
Предложения записываются по памяти в тетрадях, разбираются, комментируя с места.
Учитель: Каким же членом предложения может быть существительное в винительном падеже? (дополнением, обстоятельством).
Следующее задание.
СЛАЙД 9.
2. Прочитайте. В каком отрывке есть существительное в винительном падеже?
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
(М. Лермонтов)Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
(А. Пушкин)
Учитель: Какой отрывок вам знаком? Из какой сказки? Кто сможет продолжить?
А как вы понимаете выражение «на всех парусах»? (когда надуты ветром все паруса, то скорость у судна очень большая).
По отношению к кому еще мы можем применить это выражение? (к человеку, который спешит)
Придумайте такое предложение. (Витя несется на каток на всех парусах).
А какие еще есть выражения, характеризующие быстрое движение? (сломя голову, теряя тапочки, только пятки сверкают)
Запишите в тетрадь только тот отрывок, в котором есть существительное в винительном падеже. Подчеркните это существительное, выделите окончание, подпишите падеж.
3. Выполните задания на карточках, что лежат у вас на партах.
На карточках – тест-таблица.
|
|
Да |
Нет |
1. |
Нырнул в воду |
+ |
|
2. |
Играют в воде |
|
+ |
3. |
На морском берегу |
|
+ |
4. |
Привёз на берег |
+ |
|
5. |
Закинул невод |
+ |
|
6. |
В морской пучине |
|
+ |
7. |
Приплыть на остров |
+ |
|
Напротив каждого словосочетания нужно поставить плюсик в колонке «да» или «нет» в зависимости от того, стоит ли существительное в словосочетании в винительном падеже.
Пользуясь «ключом» (СЛАЙД 10), ребята могут прочитать слово МОЛОДЕЦ.
КЛЮЧ:
|
|
Да |
Нет |
1. |
Нырнул в воду |
М |
А |
2. |
Играют в воде |
У |
О |
3. |
На морском берегу |
Н |
Л |
4. |
Привёз на берег |
О |
Р |
5. |
Закинул невод |
Д |
И |
6. |
В морской пучине |
Я |
Е |
7. |
Приплыть на остров |
Ц |
В |
VII.
Если у вас получилось это слово, значит, вы правильно выполнили задание и оказались грамотными путешественниками. Жители острова довольны вами и с удовольствием встретятся с вами на наших дальнейших уроках. А нам пора возвращаться и подводить итоги. Что вы узнали сегодня о винительном падеже существительных?
(Опираясь на ответы, вывешиваемые в ходе урока на доске, а также на последний слайд презентации, детям легко будет подвести итог и вспомнить все сведения).
СЛАЙД 11.
А я хочу объявить лучших путешественников (выставляются отметки).