Винительный падеж имен существительных. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

1. Познакомить учащихся с признаками винительного падежа имен существительных; формировать умение правильно употреблять существительные в винительном падеже.

2. Развивать интеллектуальные способности детей, умение доказывать свою точку зрения.

3. Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: рисунки кораблей и парусов, индивидуальные карточки с заданием, «ключ» для расшифровки слова, презентация к уроку (Приложение 1).

Ход урока

I. Оргмомент

Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по удивительному миру имени существительного. Вы уже много знаете об этой части речи, знакомы со склонениями и падежами. А сегодня мы подробнее остановимся на одном из падежей. Итак, в путь!

II. Минутка чистописания

Для путешествия нам понадобится корабль (это будет морское путешествие). Корабль уже готов (на доске открывается рисунок корабля), но взойти на борт мы пока, к сожалению, не можем. Чтобы приобрести билеты, необходимо выполнить задание по чистописанию. На парусах нашего корабля написаны слова. Прочитайте их.

Корабль

про корабль

корабля

кораблём

кораблю

о корабле

Учитель: Что заметили? (существительное «корабль» употребляется в разных падежах) Прочитайте эти слова в порядке падежей. (Что? корабль; Чего? корабля; Чему? кораблю; Что? корабль; Чем? кораблём; О чём? о корабле). А теперь определите, какие буквы нам нужны для чистописания. Первая буква является окончанием существительного «корабль» в дательном падеже (-ю), вторая – в родительном (-я), а третья – в предложном (-е). Что вы можете сказать об этих буквах? (Они гласные, обозначают мягкость согласного, могут обозначать два звука – перед гласным звуком, в начале слова и перед разделительными мягким и твердым знаками).

Дети прописывают данные буквы в тетради на первой строчке.

Учитель: А  теперь придумайте слова, начинающиеся с этих букв, или с этими буквами, но одно условие – слова должны быть на «морскую» тему.

(Каюта, юнга, якорь, плавание, склянки, бакен)

Обсудить лексическое значение этих слов, определить их склонение.

Молодцы! Теперь можем отправляться в плавание!

III. Работа со словарными словами

Первое испытание для вас – работа со словарными словами. Они тоже связаны с путешествием.

СЛАЙД 1.

Отгадайте первое слово:  любой человек, поднявшись на борт судна или зайдя в автобус, троллейбус, становится кем? (пассажиром)

Каждому пассажиру, если он не «заяц», необходим…(билет)

У пассажира бывают с собой вещи. Все вместе они называются… (багаж)

Пассажир с билетом и багажом может отправляться в… (путешествие)

А теперь сами придумайте и запишите одно предложение, используя все слова, что мы сейчас записали. А для того, чтобы усложнить ваше задание, я добавлю вам одно «лишнее» слово – ПОГОДА.

СЛАЙД 2.

А почему оно лишнее? (Это слово 1-го склонения, а все остальные – 2-го).

IV. Проверка домашнего задания

Молодцы, ребята. Вы миновали рифы и плывете дальше. Давайте-ка заглянем в гости к бакенщику, про которого вы дома выполняли задание. Это домашнее упражнение №102. Какое было задание? (Списать, вставив подходящие по смыслу существительные). Прочитайте,  что у вас получилось.

А теперь проверим окончания существительных с помощью сигнальных карточек с гласными  Е-И. (В сторожкЕ,   по ВолгЕ,   на канатЕ,   по отмелИ) Каждый случай объясняется, дети доказывают, почему именно эту букву необходимо использовать, определяя склонение и падеж существительного.

V.

Мы с вами плывем дальше. Нам навстречу – корабли. Но посмотрите – они терпят бедствие. (На доске открываются два парусника). Все паруса у них потрепаны штормом, надо помочь  починить их. (На парусах кораблей – слова с пропущенными буквами, вместо букв «дырки»)

1-й корабль:

2-й корабль:

Вых…дить

…ллею

См…трел

гл…зок

Гов…рил

сол…вья

Загл…нуть 

печ…

П…красить 

б…седку

Пол…жил

г…зету

А вот и наши помощники (на доску вывешивается картинка с дельфинами, на обратной стороне – предлоги: В, НА, ПРО, ЗА, ПОД).

Ребята «чинят» паруса, вставляя пропущенные буквы, объясняя орфограммы, а затем, используя предлоги, составляют с данными словами словосочетания (с записью на доске и в тетрадях), определяют падеж и склонение существительных.

Выходить на аллею, смотрел в глазок, говорил про  соловья, заглянуть в печку, покрасить беседку, положил под газету.

Что заметили? (все существительные в винительном падеже). Молодцы! И с этим заданием вы справились! И сегодня мы будем во время нашего путешествия говорить именно о винительном падеже  существительных. Итак, на какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже? Какие предлоги могут употребляться с винительным падежом? (в ходе опроса  детей на доску вывешиваются все ответы). А теперь обратите внимание на окончания существительных винительного падежа.

СЛАЙД 3.

А теперь откройте ваши учебники – они нам сегодня заменяют карту – и сверим наши маршруты. На странице 95 таблица с окончаниями существительных в винительном падеже. Сначала проверяем предлоги. О каких предлогах мы не говорили? (добавляем на доску предлоги ВОКРУГ, СКВОЗЬ). А  теперь сверяем окончания.

1-е склонение: У, Ю

2-е склонение: А, Я (у одушевленных существительных, нулевое ( у неодушевленных), О, Е (у существительных среднего рода),

2-е склонение: нулевое окончание.

VI.

Путешествие продолжается, и мы с вами приближаемся к острову.

СЛАЙД 4.

Это остров винительного падежа. Островитяне передают нам послание.

СЛАЙД 5.

«Приветствуем вас, о, юные мореплаватели! Мы – жители острова винительного падежа, хотим испытать вас: достойны ли вы посетить наш остров? Наши задания не из легких. Вы готовы? Тогда внимание!»

СЛАЙДЫ  6-7

1. Запишите по памяти предложения и разберите их. Найдите в них существительные в винительном падеже.

В июне горячие лучи солнца прогрели воду.

СЛАЙД 8.

Пассажиры поднялись на корабль и продолжили путешествие.

Предложения записываются по памяти в тетрадях, разбираются, комментируя с места.

Учитель: Каким же членом предложения может быть существительное в винительном падеже? (дополнением, обстоятельством).

Следующее задание.

СЛАЙД 9.

2. Прочитайте. В каком отрывке есть существительное в винительном падеже?

Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
(М. Лермонтов)

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
(А. Пушкин)

Учитель: Какой отрывок вам знаком? Из какой сказки? Кто сможет продолжить?

А как вы понимаете выражение «на всех парусах»? (когда надуты ветром все паруса, то скорость у судна очень большая).

По отношению к кому еще мы можем применить это выражение? (к человеку, который спешит)

Придумайте такое предложение.  (Витя несется на каток на всех парусах).

А какие еще есть выражения, характеризующие быстрое движение? (сломя голову, теряя тапочки, только пятки сверкают)

Запишите в тетрадь только тот отрывок, в котором есть существительное в винительном падеже. Подчеркните это существительное, выделите окончание, подпишите падеж.

3. Выполните задания на карточках, что лежат у вас на партах.

На карточках – тест-таблица.

 

 

Да

Нет

1.

Нырнул в воду

+

 

2.

Играют в воде

 

+

3.

На морском берегу

 

+

4.

Привёз на берег

+

 

5.

Закинул невод

+

 

6.

В морской пучине

 

+

7.

Приплыть на остров

+

 

Напротив каждого словосочетания нужно поставить плюсик в колонке «да» или «нет» в зависимости от того, стоит ли существительное в словосочетании в винительном падеже.

Пользуясь «ключом» (СЛАЙД 10), ребята могут прочитать слово МОЛОДЕЦ.

КЛЮЧ:

 

 

Да

Нет

1.

Нырнул в воду

М

А

2.

Играют в воде

У

О

3.

На морском берегу

Н

Л

4.

Привёз на берег

О

Р

5.

Закинул невод

Д

И

6.

В морской пучине

Я

Е

7.

Приплыть на остров

Ц

В

VII.

Если у вас получилось это слово, значит, вы правильно выполнили задание и оказались грамотными путешественниками. Жители острова довольны вами и с удовольствием встретятся с вами на наших дальнейших уроках. А нам пора возвращаться и подводить итоги. Что вы узнали сегодня о винительном падеже существительных?

(Опираясь на ответы, вывешиваемые в ходе урока на доске, а также на последний слайд презентации,  детям легко будет подвести итог и вспомнить все сведения).

СЛАЙД 11.

А я хочу объявить лучших путешественников (выставляются отметки).