Программное содержание
Продолжать приобщать детей к народному творчеству. Знакомство с русским народным инструментом – балалайкой. Доставить эмоциональную отзывчивость, доставить детям радость и удовольствие с помощью танца, игры и песен. Совершенствовать умение различать и передавать в движении характер и динамические изменения в музыке, двигаться с предметами, ориентируясь в пространстве.
Репертуар:
Марш «Улыбка» В. Шаинский.
Русские народные песни и мелодии: «Барыня», «Калинка», «Светит месяц»,
«Вы послушайте ребята, что струна – то говорит», «Подгорка», «Коробейники»,
«А я по лугу», «На горе-то Калина».
Материал:
Деревянные ложки по количеству детей, балалайка, бубен, трещотки, колотушка.
Ход занятия
(Звучит марш «Улыбка», входят дети, здороваются, садятся).
МУЗ. РУК−ЛЬ: Ребята, про кого это стихотворение?
Он за печкой жил,
С ребятишками дружил,
Он хозяйке помогал,
Всех гостей он развлекал.
Иногда слегка ворчит,
А вообще он лучший
В мире – домовой!
Кузю домовёнка нужно нам позвать?
ДЕТИ: Нужно!
МУЗ. РУК−ЛЬ: Тогда скажем:
«Кузя, Кузя приходи,
Да, ребят развесели» (дети повторяют слова).
(Звучит русская народная мелодия «На горе-то Калина», входит Кузя с балалайкой).
КУЗЯ: Здравствуйте, ребята!
ДЕТИ: Здравствуй, Кузя!
КУЗЯ: Здравствуйте, гости!
ГОСТИ: Здравствуй, Кузя!
КУЗЯ:
Я в доме самый страшный,
За всё несу ответ,
Ворчу на всех домашних,
И дом храню от бед.
МУЗ. РУК−ЛЬ: Что в руках у Кузи?
ДЕТИ: Музыкальный инструмент.
КУЗЯ: Послушайте загадку.
Заиграли три струны
На четыре стороны. Что это?
ДЕТИ: Балалайка.
МУЗ. РУК−ЛЬ: Есть ещё такая загадка.
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит.
А всего три струны
Для веселья ей нужны.
Кто такая? Отгадай – ка!
Это наша… (балалайка).
МУЗ. РУК−ЛЬ: Как вы думаете, из чего сделана балалайка?
ДЕТИ: Из дерева.
МУЗ. РУК−ЛЬ: Какой она формы?
ДЕТИ: Треугольной.
МУЗ. РУК−ЛЬ: Что ещё есть у неё?
ДЕТИ: Струны.
МУЗ. РУК−ЛЬ: Вы знаете, как играют на балалайке?
ДЕТИ: Ударом по струнам.
МУЗ. РУК−ЛЬ: На балалайке играют ударом по струнам (бряцанием) указательного пальца игрой руки и щипком пальцев.
(Музыкальный руководитель исполняет на балалайке русскую народную мелодию «Вы послушайте ребята, что струна – то говорит»).
МУЗ. РУК−ЛЬ: Как звучит балалайка?
ДЕТИ: Легко, весело, задорно, беззаботно.
МУЗ. РУК−ЛЬ: Да, раньше ни одно гулянье не обходилось без весёлой, задорной балалайки, танцевали и частушки пели под балалайку.
Послушайте, как звучит балалайка в исполнении оркестра народных инструментов русская народная мелодия «Барыня».
(Звучит запись русской народной мелодии «Барыня»).
МУЗ. РУК−ЛЬ: Какой характер музыки?
ДЕТИ: Радостный, весёлый, праздничный, звонкий, бодрый, озорной, игривый, задорный, бойкий, шутливый, скачущий, солнечный.
МУЗ. РУК−ЛЬ: Я бы ещё добавила, что характер пьесы приподнятый, ведь после прослушивания у вас поднялось и улучшилось настроение.
Какие народные инструменты вы знаете? Назовите их, пожалуйста.
ДЕТИ: Ложки, бубны, баян, трещотки.
МУЗ. РУК−ЛЬ: Сегодня вы познакомились, с каким музыкальным инструментом?
ДЕТИ: С музыкальным инструментом – балалайкой.
МУЗ. РУК−ЛЬ: А какие, Кузя, ты знаешь про этот инструмент пословицы и поговорки?
КУЗЯ: А я знаю такую. С балалайкой работа спорится.
МУЗ. РУК−ЛЬ: Вот ещё.
Балалайка не огонь, а разогреет.
Бери балалайку в руки, и не станет скуки.
КУЗЯ: Я хочу поиграть?
МУЗ. РУК−ЛЬ: Тогда в круг становитесь, и послушайте правило игры. Звучит музыка, вы передаёте балалайку по кругу. Звучит другая музыка у кого в руках балалайка выходит в середину и играет на балалайке, а остальные пляшут. Как я скажу такие слова «Балалайка не играет, все на месте замирают». Замираете в любой танцевальной позе.
У кого красивая поза тому вручается балалайка.
(Игра с балалайкой).
МУЗ. РУК−ЛЬ: Кузя, а хочешь для тебя мы споём?
КУЗЯ: Спойте мне частушки?
ДЕТИ: Споём.
Частушки
1) Ой, станица, ты станица
Зелёные садочки,
Будем петь для вас частушки
И сынки, и дочки.2) Ну, спасибо тебе мама,
Что такую родила,
Озорную, боевую
И Катюшкой назвала.3) Эх, топни нога,
Топни правенькая,
Пойду плясать,
Хоть и маленькая.4) Балалайка заиграй,
И гостей всех развлекай.
Ты не стой, а в пляс иди,
Нам присядку покажи.5) Посмотрите на меня
Я хорош собой,
Выходите-ка девчата
Поплясать со мной.6) Мы частушки вам пропели,
Все старались, как могли.
Коль понравились мы вам,
То приедем в гости к вам.
МУЗ. РУК−ЛЬ: Молодцы, пели от души.
КУЗЯ: Послушайте загадку.
Сами не едим, а людей кормим (ложки).
ДЕТИ: Ложки.
МУЗ. РУК−ЛЬ:
Есть у нас резные,
Ложки расписные.
В круг скорей вставайте,
И пляску начинайте.
Ложки в руки взяли
И дружно застучали.
(Танец с ложками, русская народная мелодия «Коробейники»)
1 фигура
Под мелодию русской народной песни «Коробейники» дети подходят, берут ложки у воспитателя и становятся лицом в круг на своё место. Ложки находятся в каждой руке.
На первую часть репризы делают пружинку, руки с ложками на поясе. На вторую часть репризы кружатся вокруг себя.
2 фигура
1 - 8 такты – на сильную долю такта ударяют ложками перед собой, одновременно выставляя поочерёдно на каблук, то правую, то левую ногу.
9 –16 такты (репризы) – кружатся вокруг себя, тихо и часто ударяя в ложки.
Повторение (репризы) – пружинка с ударом ложек перед собой.
3 фигура
1 – 8 такты – дети идут по кругу, на сильную долю ударяют в ложки перед собой и опускают руки с ложками вдоль тела.
9 – 16 такты (реприза) – останавливаются, ритмично стучат в такт музыки и кружатся вокруг себя.
Повторение (репризы) – повторяют движения 1 – 8 такты.
(Отыгрыш). Становятся на одно колено и ритмично играют на ложках.
Повторение (отыгрыша) – дети встают и двигаются по кругу, продолжая стучать в ложки тихо возле правого уха, затем возле левого.
4 фигура
1 – 8 такты – дети выстраиваются в одну линию лицом к гостям, на сильную долю ударяя в ложки перед собой.
9 - 12 такты (реприза) – поворачиваются к своей паре и ритмично стучат об соседские ложки своей пары.
13 – 16 такты (репризы) – поворачиваются в разные стороны, берут соседа под руки и кружатся, меняясь с ним местами.
Повторение (репризы) – движения повторяются с 9 – 16 такты. В конце останавливаются в одной линии и поднимают руки вверх и говорят: « Всё!»
МУЗ. РУК–ЛЬ: Молодцы танцевали от души! А сейчас, повнимательней друзья. Ритм даю вам, запоминайте и со мною вместе повторяйте.
(Музыкальный руководитель простукивает ритм на ложках, а дети повторяют за ним ритм вместе со словами).
Ти-ти-та, ти-ти-та.
Пов-то-ри так-как-я.
Ве-се-ле-е ты сту-чи,
Всех вокруг по-ве-се-ли.
Ритм пов-то-ри
И прос-ту-чи.
МУЗ. РУК–ЛЬ: Повторили – молодцы!
Рада я за вас.
Вот как ложкари играют,
Настроение поднимают.
Раз подняли настроение,
Играть мы будем без сомнения.
(Игра «Оркестр»).
МУЗ. РУК−ЛЬ: Ребята, Вам занятие понравилось?
ДЕТИ: Да.
МУЗ. РУК−ЛЬ: О чём мы с вами говорили?
ДЕТИ: О музыкальном инструменте балалайке.
МУЗ. РУК−ЛЬ: А какой она формы?
ДЕТИ: Треугольной.
МУЗ. РУК−ЛЬ: Вы запомнили, как играть на инструменте?
ДЕТИ: Ударом, щипком.
МУЗ. РУК−ЛЬ: Скажем нашему домовёнку Кузе, спасибо.
ДЕТИ: Спасибо.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Пригласим Кузю к себе в группу.
ДЕТИ: Да, пригласим.
МУЗ. РУК−ЛЬ: Вы сегодня славно потрудились. Молодцы. Попрощаемся с гостями.
ДЕТИ: До свидания, гости.
ГОСТИ: До свидания.
МУЗ. РУК−ЛЬ: Всего вам доброго!
(Звучит музыка).
Список литературы
1. О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа. г. Санкт – Петербург. Издательство «Детство – Пресс».1999 г.
2. Детские частушки, шутки, прибаутки. Составители Т.И.Бахметьева. Г.Т. Соколова. Издательство «Академия развития», г.Ярославль, 1997 г.
3. О.Козак. Загадки и скороговорки. Издательство «Союз». г. Санкт – Петербург,1997г.