Цель: формирование позитивного отношения к жизни.
Задачи:
1. Обсуждение вопроса смысла и ценностей жизни, предназначения человека.
2. Расширить арсенал способов решения сложных жизненных ситуаций.
3. Продемонстрировать, что человек способен справляться с трудными жизненными ситуациями.
4. Формирование позитивного образа Я.
5. Выявить детей, нуждающихся в незамедлительной помощи, оказание им психологической помощи.
Подготовительная работа: поиск литературы по теме, составление плана, подготовка и распечатка анкет, тестов, оформление выставки «Мир духовных потребностей человека», на которой представлены фотографии, картины, всевозможные детские работы.
Участники: Классный руководитель, учащиеся, психолог.
Материалы: маркеры, листы ватмана.
Ход занятия
Вступительное слово классного руководителя:
Педагог-гуманист В.А. Сухомлинский писал, что высшая ценность – Человек. Общество даёт право каждому человеку на утверждение и активное выражение личности, на творческий труд, богатую духовную жизнь, счастье, свободу, радость бытия. «Дорожи счастьем бытия. Это счастье постижимо только человеком, доступно только людям. Перед каждым человеком – безграничный океан этого счастья, как безграничен воздушный океан, но так же, как никто не думает о воздухе, когда его вволю, так мало кто задумывается о счастье бытия. Для того чтобы по-настоящему дорожить счастьем бытия, требуется высокая, тонкая, всесторонняя воспитанность души – интеллекта, сердца, воли… Высшее счастье и радость человеческая – общение с другими людьми»
Интересны мысли о счастье современного педагога О.А. Казанского: «Счастье – это душевное равновесие, «атмосфера души», радость, доверие, ответственность. Это как дыхание для человека. Это то, во что воплощена любовь: счастье, когда у человека появляется представление о его целостности, точнее, о причастности его к другим людям, частью которых он является. Счастье – это всегда встреча с другим человеком. Счастье – это когда все друг другу нужны, потому что тогда мы вместе. И учение – это ступеньки к счастью, их нельзя перепрыгнуть, по ним надо идти. Счастливый человек заметно отличается от окружающих – он у – лы – ба – ет – ся, он «светится», у него всё, за что он берётся, получается. Более того, ему так хочется, чтобы и другие были счастливыми».
Предлагаются следующие темы для дискуссий:
- Что такое счастье в вашем понимании?
- Какого человека, по-вашему мнению, можно считать счастливым?
Класс делится на микрогруппы (по 5 – 6 человек), в каждой из которых происходит обсуждение заданных тем. Общее мнение микрогруппы отражается учащимися на листах ватмана с помощью маркеров. Затем представитель каждой группы выражает мнение, к которому они пришли в ходе обсуждения тем.
В конце дискуссии мнения всех групп обобщаются.
Ведущий: А теперь обратимся к словам Анатолия Жигулина: «Жизнь – нечаянная радость, счастье, посланное мне…». Ведь действительно жизнь – это счастье. А чтобы убедиться в этом, нужно как можно дольше прожить и тогда жизнь будет интересна и разнообразна во всех её проявлениях.
Ученик 1: Человек должен жить. Поэтому для его существования на земле ему необходимо добыть себе пищу, защитить себя, иметь возможность дать отдых своему организму.
Ученик 2: Человек – ещё и продолжатель своего рода. В этом случае его цель – сохранение дальнейшей жизни на Земле, а значит, и рождение детей. Все перечисленные нами цели обусловлены потребностью существования людей. Но человек – существо мыслящее. Именно поэтому у него есть ещё и духовные потребности.
Ученики:
- Человек не может жить без общения. Это одна из его главных духовных потребностей.
- Людям нужны также и приятные впечатления, поэтому они тянутся ко всему красивому: природе, музыке, искусству. И стремятся сами создавать прекрасное: пишут стихи, песни, рисуют картины, строят красивые здания, создают новые модели одежды, украшают свою жизнь цветами.
Ведущие обращают внимание ребят на выставку «Мир духовных потребностей человека», на которой представлены фотографии, картины, всевозможные детские работы.
Ученик 1: Хочу прожить подольше
Увидеть всё, узнать.
Хочу любить вас больше,
Хочу любимым стать.
Познать весь мир, изведать,
И переплыть моря
И одержать победы,
Ведь я живу не зря.
Ученик 2: Думаю, такие слова о победах может сказать большой энтузиаст и оптимист. В жизни нередко происходит обратное. Мы, конечно, получаем в своё распоряжение немалый отрезок времени, называемый жизнью, но не каждый её бережёт. Многие пользуются им слишком расточительно.
Ученик 3: Удовлетворяя слишком часто и обильно материальные запасы своего организма, люди совершенно забывают пополнять духовные. Это и приводит к обнищанию духа, который разумно регулирует все наши потребности.
Ученик 4: Идя на поводу у своих вредных потребностей, пагубных пристрастий и аморальных желаний, многие из них уже не могут остановиться и сказать «нет».
Ученик 5: Жизнь раскрывает перед нами всё больше тайн и секретов, преподносит много сюрпризов, создаёт много препятствий и сложных ситуаций. Всё это просто обрушивается на нас. И тот, кто не закалён, легко раним и слишком чувствителен не умеет справляться с трудностями, не имеет навыков самоуправления, не умеет полагаться на себя и свои решения. Он просто зависим и от обстоятельств и от людей, его окружающих.
Психолог: Таких людей называют психологически уязвимыми. Предлагаю вам проверить свой уровень чувствительности и ранимости. Старайтесь искренне отвечать на вопросы. Это поможет вам определить, насколько вы чувствительны и подвержены переживаниям. А знания – это уже возможность коррекции своего поведения в жизни.
За ответ «почти никогда» - 1 балл, за «иногда» - 2 балла, «часто» - 3 балла, «почти всегда» - 4 балла.
1. Бывает ли у вас потеря аппетита?
2. Нервничаете ли вы, когда приходится чего-то ждать?
3. Реагируете ли вы на изменения погоды?
4. Бывает ли вам трудно заснуть?
5. Часто ли вы барабаните пальцами по столу, а сидя - покачиваете ногой?
6. Соблюдаете ли вы диету?
7. Раздражает ли вас шум?
8. Опаздываете ли вы на учёбу, свидания?
9. Бывает ли у вас учащённое сердцебиение?
10. Снятся ли вам кошмары?
11. Смущает ли вас внимание окружающих?
12. Страдаете ли вы от перегрузок дома, в школе?
13. Бывают ли люди грубы с вами?
14. Завидуете ли вы кому-нибудь?
15. Доверяете ли вы своим друзьям?
Осуществляется подсчёт баллов, производится интерпретация результатов.
Результаты:
Менее 20 баллов. Вы исключительно уравновешенный человек. Спокойно
воспринимаете жизнь и умеете ладить с другими. Впрочем, не обольщайтесь такой
оценкой: нередко люди, набравшие столько баллов, склонны к иллюзиям, смотрят на
мир сквозь розовые очки и имеют завышенную самооценку.
20 – 40 баллов. Вы достаточно спокойный человек. Серьёзные неприятности порой выводят вас из равновесия, но вы умеете не расстраиваться по пустякам.
Свыше 40 баллов. Вас отличает обострённая чувствительность и ранимость. А это порождает много неприятных переживаний. Постарайтесь относиться к событиям вашей жизни спокойнее, а к окружающим людям – более терпимо.
Люди, неуверенные в себе, часто имеют заниженную самооценку. Им постоянно кажется, что они никому не нужны, что их никто не любит, что они не такие как все.
Ученик 2: Да, иногда судьба кого-то обходит. Но это совсем не значит, что надо расписаться в своём бессилии, стать безвольным.
Ведь именно на отражении ударов судьбы люди должны научиться верить в себя и тогда в любой критической ситуации они смогут устоять и сделать правильный выбор.
«Нет» - всем бурям, ветрам, грозам.
«Нет» - давленью и угрозам.
«Да» - всему, что дарит счастье,
Что препятствует ненастьям,
Что даёт здоровье, силу,
Помогает жить красиво.
Класс делится на три микрогруппы каждой из которых предлагается сложная жизненная ситуация. Ребята должны изучить её и постараться найти как можно больше эффективных способов её разрешения, составить план действий.
Ситуация 1. Между Сергеем Д. и родителями отсутствует доверительное общение. Юноша постоянно находится под строгим контролем матери, который распространяется и на дружеские контакты сына, что приводит к постоянному унижению Сергея в собственных глазах, чувству стыда за бесцеремонное поведение матери, нарушению его контактов с друзьями.
У Сергея нет друга, с которым он мог бы поделиться своими жизненными трудностями. Единственным человеком, с которым у него установились доверительные отношения, стала Анжелика П. Однако появление среди друзей сына девушки, всё возрастающее влияние на него, уход из-под контроля вызвали у матери сильный протест, проявившийся в агрессивной реакции на Анжелику. Всё это в конечном итоге привело к тому, что Анжелика была вынуждена порвать всякие отношения с Сергеем.
Ситуация 2. Антон М. вместе с семьей переехал из провинции в большой город. Не сумев сразу найти близких ему друзей в новом городе и лишившись связей с друзьями по новому месту жительства, юноша остро испытывал потребность в общении со сверстниками. Однако свойственная ему застенчивость не позволяла ему первым заводить знакомства. Компенсацию этому юноша нашел в увлечении компьютерными играми.
Под воздействием азарта он проиграл большую сумму денег и обратился к одноклассникам Александру Д. и Сергею Т. С просьбой одолжить денег. Попросить денег у родителей юноша не мог, т.к. семья жила не богато. Чтобы заработать нужную сумму денег он начал подрабатывать по вечерам и выходным дням.
Антон пытался вернуть деньги вовремя, но столкнулся с попыткой получения с него более крупной суммы. Александр и Сергей объясняли это необходимостью выплатить проценты за пользование деньгами. Постоянно подвергаясь давлению со стороны одноклассников, юноша оказался в сложной ситуации, которая усугублялась с каждым днем просрочки возврата долга.
Ситуация 3. Сегодня день для Тани С. складывался плохо. Она поругалась с лучшей подругой Наташей К. В школе Наташа демонстративно общалась с их третьей подругой Настей Т., при этом они намеренно не обращали на Таню внимания, шептались, смеялись. Тане было очень одиноко и обидно. К тому же сегодня её маме позвонила классная руководительница и сообщила, что Таня получила накануне две двойки. Мама позвонила по телефону Тане и пригрозила, что разберётся с ней, когда она вернётся из школы.
Представитель каждой группы зачитывает заданную ситуацию и предлагает план действий выхода из неё. Учащиеся других групп высказывают собственное мнение по поводу выбора стратегии поведения в сложившейся ситуации.
Ученик 4: Бывает, что и достаточно сильные натуры, как говорят, срываются. Конфликты, одиночество, предательство друзей, крушение авторитетов – всё это настолько выбивает из нормальной колеи, что иногда забываются все нормы и правила жизни.
Ученик 3: В том то всё и дело, что мы в своей жизни очень часто зависим и от обстоятельств. Так стоит ли конфликтовать с ними: и с людьми, и с обстоятельствами? Потому что и то, и другое действительно многих выводит из равновесия. И тогда люди, пытаясь избежать отрицательных эмоций, начинают искать успокоения кто в сигарете, кто в алкоголе, а кто-то решается и на наркотики. Конфликтов можно избежать, если вы не поспешите сразу резко прореагировать на чужое раздражение. Умейте выходить из конфликтов достойно, не оскорбляя личность партнёра, находя пути к компромиссам и умея прощать. Всегда можно найти разумное решение. И если вы хотите избежать конфликта, то начинайте разговор не с оскорбления партнёра, что несёт эмоциональный ущерб его личности, а со спокойного тона, улыбки и, возможно, даже комплимента, что обычно обезоруживает собеседника. И все вопросы решаются проще.
Ученик 4: Наверное, большинство из нас переживало моменты одиночества, когда кажется, что ты всеми брошен и никому не нужен. Важно, чтобы это состояние не затянулось. Позвоните друзьям. Разругались? Поговорите с родителями. В конфликте? Тогда идите просто к людям. Найдите повод поговорить, пообщаться. Можно обратиться и к психологам. Многим это помогает.
В мире большом, среди людей
Найдётся тот, кто б вас послушал.
Волненья, страхи, даже сны –
Откройте всё и даже душу.
И обсудите не таясь
Все беды и пророчества.
Так будет легче избежать тоски и одиночества.
Психолог предлагает карточки с текстом опросника.
Утверждения |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда
|
1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку |
|
|
|
|
2. Мне не с кем поговорить |
|
|
|
|
3. Для меня невыносимо быть таким одиноким |
|
|
|
|
4. Мне не хватает общения |
|
|
|
|
5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает меня |
|
|
|
|
6. Я жду, что люди позвонят или напишут мне |
|
|
|
|
7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться |
|
|
|
|
8. Я сейчас больше ни с кем не близок |
|
|
|
|
9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи |
|
|
|
|
10. Я чувствую себя покинутым |
|
|
|
|
11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает |
|
|
|
|
12. Я чувствую себя совершенно одиноким |
|
|
|
|
13. Мои социальные связи и отношения поверхностны |
|
|
|
|
14. Я умираю от тоски по компании |
|
|
|
|
15. В действительности никто как следует не знает меня |
|
|
|
|
16. Я чувствую себя изолированным от других |
|
|
|
|
17. Я несчастен, будучи таким отверженным |
|
|
|
|
18. Мне трудно заводить друзей |
|
|
|
|
19. Я чувствую себя исключённым другими |
|
|
|
|
20. Люди вокруг меня, но не со мной |
|
|
|
|
Инструкция: Прочитайте утверждения. Оцените их с точки зрения частоты проявления в вашей жизни. Рядом с каждым утверждением поставьте знак «+» в соответствующей графе.
Обработка данных: Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» - на два, «редко» - на один, «никогда» - на нуль. 60 баллов – максимально возможный показатель.
Интерпретация результатов:
от 40 до 60 баллов – высокая степень одиночества;
от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества;
от 0 до 20 баллов – низкий уровень одиночества.
Психолог: Если вы получили неутешительные результаты, если чувствуете, что ощущение одиночества в вашем большом мире всё ещё не может покинуть вас, значит, вам стоит поискать его причины не столько в людях и той действительности, которая вас не устраивает, а в самом себе. Не надо доводить себя до самокопания, но хороший самоанализ вам не повредит. Помощь в этом может оказать и психолог. (назначает время для консультаций)
Надо всегда верить в себя и свои силы. Ведь в жизни всё поправимо, кроме смерти. А уход в одиночество, тоску, алкоголь и прочие «успокоительные средства» как раз и ведёт к тому, что уже не поправимо, - к смерти.
Вера в себя может творить чудеса. Именно она даёт нам силы понять, что мы всё сможем преодолеть. И этот процесс называется самовнушением. Природа этого процесса довольно сложная, но действенная. При одинаковом диагнозе, например, одни болеют дольше, другие – меньше. И врачи, и психологи утверждают, что оптимисты переносят болезнь легче, быстрее идут на выздоровление. С пессимистами, потерявшими веру в свои силы, дела обстоят хуже. У оптимистов идёт процесс самовнушения: «Всё будет хорошо, или ничего страшного, скоро всё пройдёт». Человек верит в силу своего организма. И организм находит эти силы.
Итог занятия. Рефлексия