Как и чему учить в школе?

Разделы: Общепедагогические технологии


От советских времен у нас остался прекрасный, на мой взгляд, лозунг, не потерявший своей актуальности и сегодня: «Учиться, учиться, учиться и ещё раз учиться». Здесь в самом глаголе заложена возвратная частица «ся», т.е. учить себя. Поэтому и задача учителя в наши дни немного изменилась: научить ученика учиться, побудить его к учёбе, сделать так, чтобы ему хотелось учиться.

Наша цель сегодня – подготовка человека к жизни в глобальном информационном обществе будущего, воспитание человека, способного ориентироваться в море информации, умеющего организовать его поиск, сделать информацию доступной другим людям, анализировать и критически оценивать её, делать прогнозы и выводы из полученной информации, уметь отсеивать все ненужное, третьестепенное и брать самое необходимое.

Учитель, стоящий с указкой у доски и пытающийся втиснуть в головы учеников как можно больше знаний, нынешних учеников уже не привлекает, и вряд ли будет пользоваться у них авторитетом и популярностью. Учитель давно уже перестал быть единственным источником знаний. Ученик, прекрасно владеющий компьютером и проводящий в Интернете много часов в день, получает информацию быстро и доступно и в гораздо большем объеме, чем на уроке. Недаром все большее распространение у детей получают дистанционные уроки.

Наша задача состоит в том, чтобы помочь ученику сориентироваться в этом потоке информации, научить его правильно обращаться с ней.

Здесь детям больше нужен учитель-консультант, советчик, помощник, направляющий самостоятельный поиск ученика, помогающий ученику.

Как же сделать так, чтобы ученику хотелось учиться в школе, чтобы уроки увлекали его, были интересны, информативны и познавательны? Ведь давно известно, что пассивное сидение на уроках и внимание к тому, о чём вещает учитель, вовсе не означает успешного усвоения материала.

Сегодня мы говорим о стандартах П–го поколения и об их технологических ресурсах. В качестве ключевой компетенции рассматривается умение учиться, способность ребёнка к саморазвитию, т.к. образовательные результаты по новым государственным стандартам понимаются как достижения общекультурного, познавательного и личностного развития учащегося.

Для решения такой задачи в 10 и 11 классах наши дети имеют возможность выбрать ряд предметов по интересам. Я имею в виду гуманитарный цикл, где ребята выбирают: страноведение, немецкую литературу, историю культуры Германии. Т.е. ко мне в группу попадают уже мотивированные, настроенные на изучение данного курса ребята.  Я преподаю историю культуры Германии, это авторская программа, 1 час в неделю, учебника у нас нет и преподавание этого предмета можно свести к простой схеме: учитель даёт материал, рассказывает о какой-то эпохе, на следующем занятии происходит опрос учащихся и мы двигаемся к другой эпохе: от романики к готике, от готики к ренессансу и т.д. Но, на мой взгляд, это неинтересно и монотонно. Поскольку дети учатся уже в 10 классе, и  у них имеется большой словарный запас и они достаточно знают грамматику, я привлекаю их к работе на уроке, когда они сами излагают материал. Мы приступаем к изучению какой-то эпохи, например ренессанса. Дети получают задание: рассказать о человеке эпохи ренессанса  (это должен быть обязательно кто-то из немцов), но рассказать не биографию с обилием цифр, а дать характеристику личности, жившей в эту эпоху, раскрыть особенности творчества или открытия, если это ученый. Информацию они находят самостоятельно и приходят после уроков ко мне на консультацию. Сначала это задание учащимся кажется очень простым, информации – море и на русском, и на немецком языках. Но затем на уроке им надо рассказать о представителях эпохи ренессанса и  прослушать выступления друг друга. Если информация была на немецком языке, а ученик просто прочитал её, так как рассказать это своими словами он не может, то его товарищи ничего и не поняли. Результат сообщения – нулевой. Но тот, кто приходил на консультацию, работал над своим    текстом, мы вместе упрощали текст, переводили его с немецкого из Интернета на доступный немецкий, понятный ученикам 10 класса или переводили его с русского на немецкий,  но, конечно, не всё подряд, а самое главное, суть, иначе сообщение по ренессансу займет не один час. К 10-му классу ученики уже имею навык определения самого главного в содержании текста. На уроках лексики мы тренируем с ними такие упражнение, как: озаглавьте текст, назовите самое главное предложение в абзаце, сформулируйте идею текста и т.д.

Сообщение ученика длится 4-5 минут, дети не только рассказывают о каком-то человеке, они делают ещё и презентацию: если это художник эпохи ренессанса, то они показывают на репродукциях картин основные признаки и приемы живописи данной эпохи. Один ученик рассказал нам не биографию А.Дюрера, а сделал нам презентацию картины «Меланхолия», где рассказал о каждом предмете на картине и что этот предмет символизирует, потому что на картине нет ничего случайного, все работает на главную мысль и идею ренессанса. Ну а как ученики делают презентации, тут нам есть чему у них поучиться!

В группе, как правило, 8-9 человек, и на первом уроке мы слушаем сообщения учащихся вместе с презентацией. 2-й урок больше напоминает беседу-разговор на заданную тему, размышление, иногда  дискуссию. На этом уроке мы обобщаем услышанный материал и выделяем основные признаки эпохи ренессанса, называем характерные черты, отталкиваясь от выступлений учащихся. Что касается ренессанса, то дети сделали вывод: в эпоху средневековых войн, борьбы за власть, эпидемий чумы и смертей, люди создали шедевры живописи и скульптуры, сделали множество открытий в области физики, химии, механики, оптики, т.е. люди делали открытия, преодолевая невзгоды и трудности того времени или несмотря на все беды и несчастья. Чем труднее жизнь человеческая, чем больше преград и невзгод должен преодолеть художник, тем прекраснее произведения искусства и культуры, созданные им в эту эпоху. К такому парадоксальному выводу дети пришли сами: трудности закаляют дух человека, что дух, духовность человека сильнее физических страданий и тягот жизни.

Обсуждая собственные сообщения, ребята учатся анализировать, синтезировать и обобщать свои выступления, сравнивают свои рассказы с рассказами одноклассников, находят сходство и различия и запоминают суть, т.е. фактически учат сами себя. Такие уроки работают не только на получение важных и ценных знаний, они не только значительно расширяют мировоззрения учащихся и развивают их как личность, но и приносят удовлетворение: я могу, я умею рассказать по-немецки так, что меня интересно слушать, меня понимают, я могу делать вывод из услышанного. Кроме того, учащиеся учатся выступать перед аудиторией, пусть и хорошо знакомой, учатся правильно говорить, не торопиться, правильно расставлять акценты в своих сообщениях, подчеркивать самое главное, сравнивать свои знания с другими ребятами, оценить свой уровень владения языком.

Проблема, с которой я сталкиваюсь при проведении таких уроков, как оценить выступления учащихся? Какую оценку поставить ученику, когда он выбрал тему, нашел материал, обработал его, сделал презентацию, рассказал своим одноклассникам, затем мы сделали выводы и дали характеристику эпохе? Но при этом, у него были ошибки. При такой форме обучения, по-моему, не встает вопрос оценки по пятибалльной системе, на первый план выходит  желание познания и умения ориентироваться в море информации.

Вывод, к которому я прихожу после каждого подобного урока следующий: мы должны доверять нашим ученикам, только осознанная самостоятельная учёба приводит к хорошим результатам: что лучше: накормить человека или научить его добывать пищу? И самостоятельной работе можно учить учеников уже в младших классах, не давать им готовые правила, а отталкиваясь от конкретных примеров, побуждать детей самим выводить правило, делать заключения  пусть, может быть и корявые, поправлять их, но учить их быть на уроке активными изобретателями, а не пассивными наблюдателями. Может быть, конечно, такие уроки трудоёмкие и по времени, и по усилиям, но оно стоит того. И тогда дети будут уходить с урока, окрыленные сознанием, они могут многое сами сделать и делают это.

Дети должны выходить из стен школы с сознанием, что учиться надо всю жизнь. Писатель-фантаст Айзек Азимов в одном интервью приводит такой пример: президент Рузвельт посещает в больнице Оливера Холмса (американского писателя и учёного, прототипа Шерлока Холмса, у которого Артур Конан Дойль позаимствовал фамилию для своего героя), которому на тот момент было более 90 лет, и увидев, что тот читает греческую грамматику, спросил: «Зачем Вам это нужно?» - «Чтобы голова лучше работала», ответил учёный.  А чтобы голова лучше работала, надо постоянно учиться. Я заканчиваю свою статью тем, с чего начала: учиться, учиться и ещё раз учиться. Сделать процесс учёбы интересным и увлекательным, создать на уроке такую атмосферу и условия, чтобы каждый ученик смог открыть и развить свои способности и индивидуальность – такова, на мой взгляд, задача учителя сегодня. В этом я вижу свою задачу – трудную, но выполнимую.