Задача современной школы – формировать образованного и нравственно воспитанного человека. Оно начинается с рождения. Еще в дошкольном возрасте у детей закладываются элементы нравственности: формируются первоначальные моральные качества и представления, вырабатываются простейшие навыки этического поведения. В школе эта работа проводится систематически под руководством учителей, развивая новые формы нравственного поведения, сознания, чувств отношений.
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
«Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», считает О.Г. Дробницкий, в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями». В возрасте младшего школьника она в большей степени влияет на его развитие, определяет появление многих новообразований. В ней развиваются и умственные способности, и нравственная сфера личности.
Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова.
Во–первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально–нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д.
Во–вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.
И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.
С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка.
Психологи установили, что младший возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних явлений, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость моральных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие является формирование гуманистических отношений взаимоотношениях детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы, перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений между детьми. Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребенка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию. Поэтому надо стараться избегать давать детям готовые решения. Это влечет за собой отрыв воспитания от жизни.
Накапливая жизненный опыт, ребенок может ошибиться, неправильно поступить. Задача учителя помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка, исправить поведение. Осознание детьми своих и чужих поступков позволяет формировать нравственную оценку и самооценку.
Метод проектов позволяет моделировать проблемы, аналогичные тем, что возникают во «взрослом» мире. Решая учебные проблемы, учащиеся готовятся к решению проблем реальных. Выполняя проект, ребёнок обучается самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, у него развивается способность прогнозировать результаты, возможные последствия разных вариантов решения, формируются умения устанавливать причинно – следственные связи. Подбор тем проектов с учётом личной заинтересованности и возрастных особенностей детей помогает запрогромировать для учащихся ситуацию успеха при выполнении проекта, а значит, создать условия для их оптимистического отношения к обучению и образованию в целом.
Нравственное воспитание младшего школьника происходит и в процессе обучения. Ведь урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети учатся самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои умения с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать свое мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. На уроках решаются не только образовательные, но и воспитательные задачи. На уроках литературного чтения это сделать проще. Там многие тексты предназначены для воспитания нравственных качеств личности.
При использовании метода проектов в процессе работы над «Азбукой» решаются многие учебные задачи в период обучения грамоте, развиваются творческие, литературные способности школьников. В программных требованиях к уровню подготовки учащихся к концу периода обучения грамоте выделены позиции, которые касаются интеллектуального развития учащихся и задачи нравственного характера. В программе сказано, что обучающиеся должны владеть общеучебными умениями (соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми), уметь использовать необходимые правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми. Решению интеллектуально – нравственных задач периода обучения грамоте способствовала проектная работа первоклассников «Азбука вежливости».
На первом этапе проектной работы поставлена задача создания собственной азбуки. Этому способствовало задание: первоклассникам изобразить современные буквы. Из – за незнания и неумения применять некоторые вежливые слова в классе иногда возникают конфликты поэтому необходимо создать «Азбуку вежливости»; работа, над которой поможет всем стать более культурными и воспитанными детьми.
На втором этапе на каждую букву русского алфавита нужно придумать вежливое слово.
На третьем этапе каждый участник этого проекта самостоятельно обдумает, как будет выглядеть оформление его собственной «Азбуки вежливости».
В реализации четвёртого этапа проекта (изготовление изделия) поддерживают детей родители советом, помогают в оформлении работы.
На пятом, заключительном, этапе можно организовать выставку детских проектов. По окончании выставки работы можно оформить в виде альбома «Азбука вежливости учащихся 1 класса», проводить викторины, где дети могут описывать какую-нибудь ситуацию, используя слова из «Азбуки вежливости», инсценировать сказки с новыми «вежливыми» словами, проводить праздники в классе с использованием новой лексики.
В коллективной книге на каждую букву алфавита дети с помощью взрослых запишут вежливые («ласковые») слова, а к отдельным буквам выполнят иллюстрации.
В результате выполнения этого проекта у первоклассников расширится тематический словарный запас, кругозор; разовьется творческие, литературные способности; активизируется внутренняя и внешняя речь; идет развитие в интеллектуально – нравственном плане; совершенствуется техника чтения. Учащиеся в большим интересом сами находят книги, в которых описываются ситуации с использованием вежливых слов. Дети могут обращаться к своей книге в случае необходимости: для подготовки к праздникам, для разрешения спорных, конфликтных ситуаций в общении.