Цель урока:
- Ввести понятие призмы, ее элементов;
- Знакомство с формулами вычисления площади поверхности призмы;
- формировать умение учащихся применять теоретический материал к решению задач;
- развивать пространственное и конструктивное мышление;
- формировать умение брать ответственность за выбор и проявлять самостоятельность при решении возникших проблем;
- воспитывать аккуратность чертежах, четкое оформление решений задач, положительный интерес к изучению математики, самостоятельности, инициативности учащихся на уроке.
Тип урока:
изучение нового материала, систематизация знаний и умений учащихся.Оборудование:
- классная доска;
- модели призм;
- компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Межпредметные связи:
черчение, русский язык.Ход урока
I. План урока.
1.Фронтальный опрос.
2. Новая тема.
3. Решение задач.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
II. Организационный момент.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку и объявляет тему урока “Призма и ее свойства”. Учитель сообщает учащимся, что после рассмотрения теоретического материала, будет идти отработка его на решение задач.
III. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос учащихся.
- Что такое многогранник?
- Какие элементы содержит многогранник?
- Что такое поверхность многогранника?
- Что значит Эйлерова характеристика?
- Какой угол называется плоским?
- Чему равна сумма всех плоских углов в многограннике?
Изучение новой темы.
Актуализация знаний и введение нового материала в форме фронтальной работы с классом.
Сегодня на уроке мы будем знакомиться еще с одним видом многогранника – это “Призма”.
Мозговой штурм: “Ваши ассоциации со словом призма?” (Записываются на доске варианты ответов учащихся.)
- Дается определение призме с математической точки зрения, вводится понятие боковой грани, основанию и ребра призмы. (Приложение 1. Слайд 1). Так же рассматриваем элементы призмы: высота и диагональ. (Слайд 2).
- Рассматривая элементы призмы нельзя не обратить внимание на свойства этой фигуры. Предложить учащимся самим установить свойства призмы и затем обобщить их используя. (Слайд 4)
- При помощи подвижной модели призмы знакомимся с видами призмы, выясняем их отличия друг от друга. Даем определение каждому виду призмы. (Слайд 3)
- Предложить учащимся ответить на вопрос: Что собой представляет развертка
призмы? Выслушав ответы, рассмотреть готовый чертеж развертки призмы.
(Приложение 2) - Вместе с учащимися знакомимся в формулами, площади боковой поверхности и полной поверхности призмы, так же и для разных видов призм. (Слайд 5)
(Слайд 6).
Закрепление нового материала.
1. Устная работа.
а) Что называется призмой, боковыми гранями, основанием, высотой и диагональю
призмы?
б) Что называется площадью боковой поверхности призмы, площадью полной
поверхности призмы?
2. Решение задач.
№ 222 решают ученики у доски,
№ 229 (б,в) учащиеся решают самостоятельно,
№ 224 по готовому чертежу.
№ 222
Основанием прямой призмы является равнобедренная трапеция с основанием 25 см и 9 см и высотой 8 см. Найдите двугранные углы при боковых ребрах призмы.
Дано: | Решение: |
АВСDА1В1С1D1 – прямая
призма; АВСD – р/б трапеция, ВС = 25 см АВ = DС АD = 9см АА1= 8см. Найти: ВСС1D -? ВАА1D -? |
∟ВСD – линейный угол двугранного ∟ ВСС1D, т.к. ВС┴ СС1,
DС ┴ СС1. Рассмотрим основание призмы АВСD, проведем высоты АК и DМ,
ВК = МС, КМ = АД = 9 см.ВК + МС = 25 – 9 = 16 см, ВК = МС = 8 см.
∆АВК = ∆DСМ, ∟ВСD = ∟СВА = 450,
∟ВАD – линейный двугранный ∟ВАА1D, т.к. АА1 ┴ ВА, АА1┴
АD.
∟ВАD = ∟СDА = 450+ 900 = 1350.
Ответ: 450 и 1350
№ 226 (б)
В правильной n-угольной призме сторона основания равна а и высота равна h. Вычислите площади боковой и поной поверхности призмы, если: n = 4, а = 12 дм, h = 8 дм.
Дано: | Решение: |
n = 4 а = 12 дм h = 8 дм Найти: Sбок– ? Sпол – ? |
Sбок = 4аh Sбок = 4· 8 · 12 = 384 (дм2) Sпол = 2Sосн + Sбок Sосн = а2 = 122 = 144 (дм2) Sпол= 2· 144 + 384 = 672 (дм2) |
Ответ: 384 дм2, 672 дм2
№ 226 (в)
В правильной n-угольной призме сторона основания равна а и высота равна h. Вычислите площади боковой и поной поверхности призмы, если: n = 6, а = 23 дм, h = 5 дм.
Дано: | Решение: |
n = 6 а = 23 см h = 5 дм= 50 см Найти: Sбок– ? Sпол – ? |
Sбок = 6аh Sбок = 6· 50 · 23 = 6900 (см2) = 69 (дм2) Sпол = 3а·(2h + √3·а) Sпол = 69·(100 + 23√3) = 69· 140 = 9660 (см2) = 97 (дм2) |
Ответ: 69 дм2, 97 дм2
№ 224
Диагональ правильной четырехугольной призмы наклонена к плоскости основания под углом 600. Найдите площадь сечения, проходящего через сторону нижнего основания и противолежащую с торону верхнего основания, если диагональ основания равна 4 √2 см.
Дано: | Решение: |
АВСDА1В1С1D1 –
правильная четырехугольная призма; ∟В1 DВ = 600, ВD = 4√2 см Найти: SАDС1В1 – ?
|
АDС1 В1 – прямоугольник,
(АВС ┴ АD, В1В┴ АD, по теореме о трех перпендикулярах АВ1┴
АD, следовательно АВ1 ┴ В1С1).
АВСD – прямоугольник:
АВ = ВD · sin 450 = (4√2·2)/2 = 4√2
АD = 4
∆ВВ1D: ВD ·tq 600 = 4√2 · √3 = 4√6
∆DС1С: DС1= √16 + 64 = 4√7 см.
SАDС1В = 4 · 4√7 = 16 √7 (см2).
Ответ: 16√7 см2
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: п. 27 – 31, № 220 и № 229 (а, г),творческая работа: изготовить модель призмы.