Цели:
- Познакомиться с числом 7,
- изучить состав числа 7,
- познакомиться с написанием числа 7,
- закрепить взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел с помощью составления пар,
- закрепить навыки сложения и вычитания на числовом отрезке,
- отработать умение устанавливать закономерности,
- закрепление навыка сложения и вычитания в пределах 6,
- развивать мыслительные операции, речь, творческие способности.
Оборудование:
- Учебник 1-й класс.
- Выставка книг:
“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”,
“Семь Симеонов – семь работников”,
“Белоснежка и семь гномов”,
“Семеро козлят”,
“Цветик – семицветик”. - Монеты по 2, 1, 5 золотых.
- Диадема для Белоснежки.
- Иллюстрации к чудесам света.
- Иллюстрация к цифре семь.
- Карточки со словами поговорки.
- Название волшебной страны.
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
– Приготовились к уроку математики.
– Любите ли вы сказки, а волшебство?
– Я скажу вам новость, после которой у вас будет прекрасное настроение, только с
таким надо приниматься за работу.
– Мы отправимся в волшебную сказочную страну. Как она называется, вы угадаете
сами, а пока из этой страны прислали такие задания:
2. Актуализация знаний.
1-е задание от персонажей сказки “ Семь Симеонов – семь работников”. (Показ иллюстрации.)
Математический диктант – записать только ответы. (Один на доске.)
– Уменьшаемое 6, вычитаемое 5, запишите, чему равна разность. (1)
– Первое слагаемое 2, сумма 6, найдите второе слагаемое. (4)
– Симеоны загадали число, прибавили к нему 3 и получили 5. Какое число они
задумали? (2)
– Из какого числа надо вычесть 1, чтобы получилось 4? (5)
– Запишите, чему равна разность 4 и 1? (3)
– Запишите, чему равна сумма 5 и 1? (6)
1 4 2 5 3 6
– Установите закономерность и назовите следующее число. (4)
– Расположите ответы в порядке возрастания.
1 2 3 4 5 6
– Расскажите о последнем числе
(6 – натуральное четное число, в числовом ряду стоит после числа 5. Состоит из 2 и 4, 1 и 5, 3 и 3. Цифра 6 – дверной замочек, сверху крюк, внизу кружочек.)
– Симеоны-работники довольны вашей работой.
2-е задание от персонажей сказки “ Сказки о мертвой царевне и семи богатырях.” (Показ иллюстрации.)
– Посчитайте по цепочке до 20 и обратно.
– Ритмический счет через 3 до 30.
Физкультминутка.
3-е задание от гномов из сказки “ Белоснежка и семь гномов”. (Показ иллюстрации.)
– Может, кто-то уже догадался, как называется страна?
Волшебное число 7. (На доске красивая надпись.)
– Просьба гномов такова – они хотят сделать Белоснежке сюрприз – купить красивую диадему, а в нашей волшебной стране все стоит … Сколько золотых? Конечно же 7!
3. Постановка проблемы.
– Вот монеты, помогите набрать на подарок. (2, 2, 1, 1.)
Не хватает монет.
– А сколько есть?(6)
4. Открытие нового знания.
– Сколько нужно добавить? (1)
– Как получить число 7? (К шести прибавить 1.)
6 + 1 = 7
– Как можно с помощью других монет получить 7? (5 и 2)
– От гномов и Белоснежки вам благодарность – смогли приобрести диадему.
– Попробуйте сформулировать тему урока и его цель.
Число и цифра 7. Состав числа 7. Знать состав числа 7, уметь писать цифру 7.
– Чего бывает только семь? (Семь дней в неделе, семь нот, семь цветов
радуги.)
– Посмотрите на цифру 7 – этой цифрой обозначается число 7.
Вот семерка – кочерга, у нее одна нога.
Написание цифры 7.
– Посмотрите, как пишется цифра 7.
– Сколько элементов в цифре?
– Надо ли отрывать руку при написании цифры 7? Напишите пальчиком на ладошке, в
воздухе.
– Как думаете, сколько у вас в тетради должно быть цифр 7? (7)
– Одна уже есть – образец. Сколько надо еще написать? (6)
Физкультминутка.
Число 7 упоминается во многих сказках, среди них есть сказка Валентина Катаева “Цветик – семицветик”. Героиня этой сказки Женя, отрывая лепесток, произносит такое заклинание:
Лети, лети, лепесток. – помахать руками.
Через запад на восток, – показать направление сторон
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг. – круговые движения туловища
Лишь коснешься ты земли, – наклон
Быть по-моему, вели. – топнуть ногой.
“Вели, чтобы мы справились со всеми заданиями”!
5. Включение нового знания в систему знаний. Первичное закрепление.
– Откройте учебник на странице 2 № 1. Проверим, как вы запомнили состав числа
7.
– Что изображено? (Числовые отрезки.)
– Что общего у всех отрезков? (Целое – 7.)
– Назовите целое, части. Покажите соотношение между целым и его частями –
составьте все возможные равенства.
6 + 1 = 7 1 + 6 = 7 7 – 6 = 1 7 – 1 = 6 |
5 + 2 = 7 2 + 5 = 7 7 – 2 = 5 7 – 5 = 2 |
4 + 3 = 7 3 + 4 = 7 7 – 4 = 3 7 – 3 = 4 |
Что общего у всех равенств? (Целое – 7.)
Пальчиковая гимнастика.
Поможем Белоснежке посолить капусту на зиму.
Что за скрип, что за хруст,
Это, что еще за куст.
Как же быть без хруста, если я капуста.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.
В нашей волшебной стране живут не только сказки и их герои. Число 7 часто встречается и в пословицах и поговорках. Одна из них рассыпалась – соберите поговорку, расположив карточки по порядку от 1 до 7.
5 раз |
3 отмерь |
1 семь |
6 отрежь |
2 раз |
4 один |
7 ! |
“Семь раз отмерь – один раз отрежь”.
– Как понимаете эти слова?
– Помните эту поговорку, когда выполняете различные задания – не спешите,
думайте.
– А еще есть
- Семеро одного не ждут.
- У семи нянек дитя без глаза.
- Седьмая вода на киселе.
- Семь бед – один ответ.
- Лук от семи недуг.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Страница 3 № 5.
Решить примеры и ответить на вопрос.
(На закрытой стороне доски примеры с ответами.)
– Прочитайте вопрос. (Как связаны между собой примеры?)
(Ответы каждого примера совпадает с первым числом в записи следующего примера – круговые примеры.)
7. Рефлексия деятельности на уроке.
Какая была цель нашего урока? (Познакомиться с числом и цифрой 7, запомнить состав числа 7.)
Дополните количество рисунков до 7. Сколько не хватает?
– Перед вами семь чудес света.
Мавзолей в Галикарнасе.
Колосс Родосский.
Храм Артемиды в Эфесе.
Александрийский маяк.
Статуя Зевса в Олимпии.
Висячие сады Вавилона.
Великая пирамида в Гизе.
– Вставьте числа в “окошечки”.
□ + □ = 7
□ + □ = 7
□ + □ = 7
Чему научились на уроке?
8. Самооценка собственной деятельности.
– Как вы сегодня поработали?
– Каким приобретенным опытом хочется поделиться с родителями, друзьями?