Цели:
- Углубление знаний учащихся о связи между однородными членами предложения;
- Развитие умения распознавать однородные члены предложения без союзов и с союзами; развивать орфографическую зоркость, повышать грамотность речи;
- Воспитывать внимательность, любовь к природе, умение ценить её красоту.
Оборудование: осенние листья (букет от осени с заданиями), заказное письмо от Осени, картина “Золотая осень, ТСО, мультимедийный проектор, диск “Сезонные изменения в природе”, карточки с однородными предложениями.
Литература:
- Учебник “Русский язык в 4-м классе,
- Бетенькова, Фонин “Конкурс грамотеев”,
- Канакина “Дидактический материал по русскому языку в малокомплектной школе”.
Ход урока
1. Организационный момент. (Тихое музыкальное сопровождение.)
Сегодня у нас на уроке много гостей, но одна необычная гостья не смогла
прийти, только прислала заказное письмо.
Перед тем как открыть конверт, послушайте стихотворение Пушкина и попробуйте
догадаться, кто прислал нам письмо.
Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
(А.С. Пушкин)
Щедрая Осень прислала нам букет разноцветных листьев, и каждый листик не
простой, а с заданием.
Сама Осень очень занята сейчас, ведь каждое дерево, каждый кустик надо по-своему
разукрасить, да и о погоде нельзя забывать: то дождик припустить, то солнышку
дать выглянуть.
2. Словарная работа.
Первый лист.
Знаете ли вы осенние месяцы?
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Запишите красиво и без ошибок их названия.
– А сейчас ребята расскажут, почему эти месяцы так назвали.
Сентябрь – название первого месяца осени, произошло от латинского слова “сэптэмбэр”, которое означает “седьмой”. Новый год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. (Сейчас – девятый.)
Октябрь – десятый месяц в году. Слово октябрь состоит в родстве со словами октава, октет. Все они образованы от латинского слова “октет”. Что значит “восемь”. Как вы уже знаете, в древнем Риме год начинался 1 марта. Октябрь был тогда действительно восьмым месяцем.
Ноябрь – получил название от латинского слова “новем”, что значит “девять”. Ноябрь – сумерки года. Ноябрь без топора мосты наводит. Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной брат. (В наше время ноябрь – 11-й месяц.)
Спасибо за разъяснения, посмотрим следующий лист.
Второй лист.
Сделать фонетический (звукобуквенный) анализ слова осень.
О-сень не переносится
О [о] – гл., уд.
С [с] – согл., глух., мягк.
Е [и] – гл., безуд.
Н [н] – согл., звон., мягк.
Ь [-]
___________
5 букв, 4 звука
3. Упражнения в распознании однородных членов предложения.
Третий лист.
Теперь Осень хочет проверить, как вы умеете работать самостоятельно. Вначале послушайте стихотворение Исаковского:
День пригреет – возле дома
Пахнет позднею травой,
Яровой сухой соломой
И картофельной ботвой.
По оврагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Льётся тихо и пугливо
Желтолистая река.
– О каком времени года идёт речь?
– Какие приметы осени вы здесь услышали?
– С чем сравнивает автор ветви ивы?
– Какими членами предложения являются выделенные слова?
– Спишите это стихотворение из упр. 83, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните
однородные члены предложения.
4. Минутка отдыха.
Четвёртый лист.
– Золотая Осень объявляет минутку отдыха. Просит вас сесть поудобнее,
расслабиться и посмотреть небольшой сюжет о ней. (Просмотр фильма.)
– А теперь встаньте и изобразите, как ветер колышет ветки дерева; как падает
медленно и плавно осенний лист; как порыв ветра поднимает с земли опавшую листву
и медленно опускает на место – садимся за парты. (Тихое музыкальное
сопровождение “Осенние мелодии”.)
Отдохнули немного, а теперь принимаемся за следующее задание Золотой Осени.
5. Работа над деформированным текстом.
Пятый лист.
Задание очень трудное и требует от вас предельного внимания.
– Слова видимо поругались между собой и разбежались кто куда. Вам надо их помирить и составить из данных слов три предложения. Устно.
1. Зеленый патруль охраняет лес от пожаров и от вредных насекомых.
2. Школьники расчищают лес и заготавливают корм животным.
3. Ребята собирают жёлуди для будущих посадок и ухаживают за молодыми дубками.
– Какую пользу приносят школьники?
– Почему их называют “Зелёным патрулём”? – А мы с вами какое задание начали
выполнять? (Сбор жёлудей, корма для птиц.)
– Первое предложение запишите и разберите по членам предложения и по частям
речи.
Молодцы, справились!
6. Обобщение.
Шестой лист.
Ответьте на вопросы: Когда между однородными членами ставится запятая? (Перед союзами а, но и когда нет союзов.) Перед каким союзом запятая не ставится? (Перед союзом и.) Посмотрите, у вас на партах лежат карточки с предложениями. Подберите, где нужно, пропущенный союз.
– Прочитайте предложения без союзов.
– ...с союзом но.
– ...с союзом и.
Еще раз повторим, перед какими союзами всегда ставится запятая? Перед какими союзом не ставится запятая?
7. Домашнее задание.
Седьмой лист.
Последняя загадка Золотой Осени. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос:
– О каких корабликах говорится в тексте? (Читаю.)
– Дома спишите текст упр.84. Ставьте, где нужно запятые. Первое предложение
разберите по членам и по частям речи.
8. Итог.
Ребята, нам принесли срочную телеграмму. Послушайте.
Всем ребятам большое спасибо за отличное выполнение моих заданий!
Золотая Осень.
А теперь посмотрим, три листа и больше – только красных – “5”, есть жёлтые –
“4”, зелёные – “3”, надо подтянуться!
У кого меньше трёх листочков постарайтесь быть поактивнее на следующих уроках.
Урок окончен! Всем спасибо!
Дополнительный материал.
Запись под диктовку:
1. Красный, жёлтый, бурый, золотистый, пятнистый ложится на землю лист.
2. Грузовики спешат, гудят, везут с полей пшеницу.
3. За стеклом стоят в порядке склянки, банки и горшки.
Задание: подчеркнуть однородные члены предложения.