Введение.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьника. Лето для них – это возможность разрядить накопившуюся за год напряжённость, пополнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Этот период как нельзя благоприятен для развития творческого потенциала, приобщения к культурным ценностям, совершенствования индивидуальных возможностей, вхождения в систему новых социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Рис. 1
Детский контингент в условиях лагеря – это дети 7–15 лет из семей разного статуса. И именно лагерь, включая разновозрастных детей в игровую и досуговую деятельность, может организовывать детей на основе их самоопределения, социализации и самореализации. Здесь преобладают такие методы, как авансирование успеха, подчёркивание достижений, самооценка результатов, “расшатывание” традиционных позиционных ролей.
Рис. 2
Рис. 9
Цели и задачи.
Цель программы: создание условий для развития индивидуальных способностей, ценностной ориентации, коммуникативных навыков и физического оздоровления детей через организацию досуговой деятельности.
Задачи программы:
- Обеспечить общественно-значимый для детей досуг и отдых.
- Помочь каждому ребёнку найти своё место в коллективе и раскрыть свой потенциал.
- Воспитать уважение к нормам коллективной жизни.
- Формировать культуру общения.
- Организовать активное общение детей с природой и воспитать экологическую культуру.
- Пропагандировать здоровый образ жизни.
Форма реализации целей и задач.
Организация смены в виде сюжетно-ролевой игры по теме названия смены “Солнышко”, участниками которой становятся все желающие дети. Тема развивается в течение всей смены: каждый отряд собирает лучики для отрядного солнца. Чьё солнце в конце смены будет ярче сиять, тот отряд – “солнышко” всей смены.
Рис. 3
Рис. 4
Педагогическое обеспечение игровой модели:
- Многообразие предлагаемых форм деятельности.
- Возрастной подход в разработке дел, заданий, конкурсов.
- Систематическое информирование о результатах, достижениях.
- Добровольное участие во всех делах.
- Максимальное включение детей в различные формы деятельности.
Концептуальная основа программы.
Концептуальной основой программы является создание воспитательной системы, которая выполняет следующие функции:
- интегрирующая (объединяет в одно целое различные виды деятельности через сюжетно-ролевую игру);
- регулирующая (обеспечивает динамику развития ребёнка);
- компенсирующая (обеспечивает условия общения, которые не дают ему ни семья, ни школа);
- гармонирующая (создаёт единство истины, добра и красоты);
- социальной защиты и ориентации (создаёт условия психологического комфорта).
Содержательный аспект программы.
Организационный период.
Организационный период – это первые 3–5 дней смены, время адаптации детей и взрослых к новым условиям жизни, освоение территории и знакомство с окружением, осуществляется первоначальное сплочение временного детского коллектива. Это ввод в игру по тематике смены, определение ролей каждого ребёнка в этой игре.
Дети также знакомятся с традициями и законами лагеря, изучают режим дня.
Результатом организационного периода должно стать:
– определение интересов и способностей детей;
– формирование отношений внутри коллектива;
– работа с лидерами отрядов.
Основной период.
Он включает в себя проживание ребёнком определённого отрезка жизни по своему выбору: ребёнок может участвовать в спортивных, досуговых, интеллектуальных, трудовых или экологических мероприятиях. Это период личностной самореализации ребёнка. Каждый ребёнок может попробовать себя реализовать как лидер, участвуя в работе активов:
- “Трудовой десант”,
- “Веселинка”,
- “Ловкие, сильные, смелые”,
- “Защитники природы”,
- “Умники”.
Дети включаются в сюжетно-ролевую игру “Солнышко”. За каждое дело ребёнок может получить “лучик” по определённой системе поощрения.
Результатом основного периода должно стать:
– погружение детей в игровую модель смены,
– анализ наиболее действенных форм и методов работы,
– работа детского самоуправления,
– обеспечение значимого для детей досуга.
Итоговый период.
Итоговый период – это заключительный период смены (2–3 дня), период подведения итогов, проверки того, чему научились, узнали дети, что их порадовало.
В это период проводится итоговый праздник, вспоминаются наиболее значимые и интересные дела.
Результатом итогового периода должно стать:
– награждение самых активных ребят и самого лучшего воспитателя;
– исследование интересов ребят разного возраста;
– анализ новых форм и методов работы, их результативность
Основные направления деятельности.
Досуговое (развлекательные конкурсы, игровые программы, танцевальные часы, просмотр видео и т.д.)
Рис. 5
Спортивное (турниры, эстафеты, матчи, спортивные конкурсы и викторины, гимнастика, игры на свежем воздухе)
Рис. 6
Познавательное (интеллектуальные игры, конкурсы, викторины).
Рис. 7
Экологическое (наблюдение за природой, игра-путешествие).
Рис. 8
Трудовое (дежурство, трудовой десант).
Механизм реализации программы.
Основным механизмом реализации программы лагеря является сюжетно-ролевая игра. В ходе игры ребёнок сможет проявить себя, свои возможности. Дети разделены по следующим отрядам:
1-й отряд “Веснушки” (досуговый отряд).
2-й отряд “Подсолнушки” (досуговый отряд).
3-й отряд “Лучики” (досуговый отряд).
4-й отряд “Пчёлки” (эколого-трудовой отряд).
5-й отряд “Кузнечики” (спортивный отряд).
Кадровое обеспечение.
Всего сотрудников: 6.
Из них педагоги с высшим образованием: 5.
Со средне-специальным образованием: 1.
Имеющие высшую кв.категорию: 0.
Имеющие 1 кв.категорию: 6.
Методическая работа с педагогическим коллективом.
В течение смены начальником лагеря проводится ряд совещаний по организации и контролю работы воспитателей в лагере. (См. Приложение 1.)
Система поощрения.
В каждой смене существует накопительная система поощрительных жетонов – “лучиков”, которые собирают ребята вокруг отрядного солнца. “Лучики” имеют свой цвет по направлениям (см. в табл.) В течение всего дня дети получают “лучики”, подписывают их и прикрепляют к отрядному солнцу. В конце смены подводятся итоги, выявляется самый активный отряд и самые активные ребята по разным направлениям.
Жетоны | Направление | Цвет жетонов |
“Лучики” | досуг | красный |
спорт | синий | |
труд | жёлтый | |
интеллект | фиолетовый | |
экология | зелёный |
Рис. 3
Символы и атрибуты.
Российская символика: герб, флаг, гимн.
Название смены: “Солнышко”.
Девиз смены: Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будем мы!
Песня: “Солнечный круг”.
Каждый отряд имеет также своё название, девиз и символику.
Традиции и законы.
Законы:
- Закон “Солнышко” – наш дом, мы все хозяева в нём” – от нас зависит, каким будет наш лагерь, будет ли в нём чисто, уютно, весело и интересно.
- Закон правой руки – если хочешь сказать что-то важное, подними правую руку.
- Закон “ноль-ноль” – всюду и всегда приходить вовремя.
- Закон “делу время, а потехе час” – не забывай и береги время каждый раз.
Традиции:
- Составление летописи.
- Итоговое мероприятие, посвященное закрытию смены.
Режим дня.
№ п/п | Время | Мероприятия |
1 | 8.00 – 8.30 | Приход в лагерь |
2 | 8.30 – 8.45 | Зарядка |
3 | 8.45 – 9.10 | Организационный момент. Инструктажи. |
4 | 9.10-9.40 | Завтрак |
5 | 9.40 – 12.30 | Организация досуга детей (праздники, походы, экскурсии, соревнования) |
6 | 12.30 – 13.20 | Обед |
7 | 13.20 – 13.50 | Беседы, чтение книг, настольные игры |
8 | 13.50 – 14.00 | Инструктаж |
Органы самоуправления.
План работы.
Воспитатели отрядов работают по совместно составленному плану работы в лагере. (См. Приложение 2.)
Социальное партнерство.
В ходе работы смены лагерь сотрудничает с такими социальными партнёрами, как:
- ДДТ Тагилстроевского района.
- Музейно-выставочный центр ОАО “НТМК”.
- Музей– мемориал павшим металлургам.
- Библиотека № 3.
- Центр “Миллосердие”.
Предполагаемый результат.
В ходе каждой смены предполагается:
- Укрепление здоровья детей.
- Психологическая разгрузка детей.
- Формирование у детей потребности в активном отдыхе на природе и занятиях спортом.
- Формирование и дальнейшее совершенствование знаний по ПДД и ПБ.
- Получение детьми опыта общения в коллективе.
- Развитие творческих способностей ребёнка.
Используемая литература:
- Закон РФ “Об образовании”.
- Загородный летний лагерь. 1–11 классы/Сост. С.И.Лобачёва, В.А.Великородная, К.В.Щиголь.– М.: ВАКО, 2006.
- Педагогика лета. Сборник методических рекомендаций и разработок./Сост. Н.В.Кравченко. Нижний Тагил, 2006.
- Организация общешкольных мероприятий./Сост. С.А.Цабыбин.– Волгоград: Учитель, 2007.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996.
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма./ост. В.В.Шумилова, Е.Ф.Таркова.– Волгоград:Учитель, 2007.
- Дубровская Е.Н. Огонь– он и друг, он и враг. Екатеринбург, 2006.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ “Сфера”, 2000.