Цель: актуализация знаний обучающихся по теме "Жизнь и быт российского крестьянства"
Задачи:
- Создать условия для изучения обучающимися дополнительной литературы по истории российского крестьянства.
- Прививать интерес к российской истории.
- Познакомить с творчеством русских художников: А.Г.Венецианова, И.Е.Репина, Г.Г.Мясоедова
- Способствовать формированию навыков работы в команде.
Актуальность данной игры обусловлена 150- летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.
Технологии:
- Информационно-коммуникативные, здороьесберегающие, групповое сотрудничество, игровая.
- Игра проводится с обучающимися 5-8 класса, которые еще не изучали по истории тему "Падение крепостного права в России".
Первый ведущий:
Аграрный вопрос к середине XIX в. стал самой острой и болезненной проблемой в российском государстве. Россия оставалась единственной страной в Европе, где сохранилось крепостное право. Крепостное право - это форма феодальной зависимости крестьян, которая выражалась в прикреплении их к земле и личном подчинении феодалу.
Второй ведущий:
Николай Огарев в стихотворении "Ночь" писал:
:Безгласны люди. От Китая
До стен недвижного Кремля,
Под диким гнетом изнывая,
Томится русская земля.
Живут и мрут среди смиренья
В молчанье вялом поколенья.
Молчит запуганный мужик
Под розгой маленьких владык.
Кругом помещики-глупцы,
Рабы, нахалы, подлецы,
Попы, мундиры голубые,
Воров казенные полки,
Да меры к лучшему тупые,
Да плеть, да ссылки, да штыки;
И чья-то воля будто правит,
И сверху вниз все давит, давит.
Третий ведущий:
Этапы закрепощения нашли отражение в законах.
В IX-XI вв. свободное население Руси обычно именовалось "люди". Основную его массу составляли крестьяне. Однако "Русская Правда" - первый письменный свод законов, доносит до нас сведения о том, что категории зависимых землепашцев существовали в Киевской Руси в XI в.
Четвертый ведущий:
Смерды - крестьяне, жившие на земле князя. За пользование наделом платили натурой оброк и выполняли работы: извоз, строительство или ремонт дома, дорог, мостов.
Закупы - люди, взявшие купу (в долг). Если удавалось вернуть купу, выплатив при этом резы (проценты), человек становился опять свободным, если нет - холопом.
В вотчине работали на барской запашке или в доме господина под надзором рядовичей. Рядовичи - люди, поступившие на службу по "ряду" (договору), часто являлись низшей вотчинной администрацией.
Самыми бесправными членами общества были холопы - рабы.
Первый ведущий:
В XII-XIV вв. феодальная зависимость крестьян усиливается. С течением времени основная масса сельского населения Руси, а затем и России, теряла личную свободу. В 1497г. Судебник Ивана III ограничил право перехода крестьян от одного хозяина к другому. Судебник разрешал крестьянам уходить от феодала за одну неделю до Юрьева дня (26 ноября) и неделю после него при уплате "пожилого" в размере от "полтины" до рубля. Это было началом юридического оформления закрепощения крестьян.
Второй ведущий:
Право "выхода" было подтверждено новым Судебником 1550г., изданным при Иване IV. Кроме того, право перехода в Юрьев день было ограничено только одним днем. Также была увеличена плата за "пожилое".
Третий ведущий:
В 1581 г. грозный царь начал устанавливать в Московском государстве режим заповедных лет. Суть его заключалась в том, что переходы крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день осенний "заповедались", т. е. запрещались. Этот запрет оказался настолько неожиданным для крестьян, что тогда и возникла известная поговорка: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день". В 1597 г., в правление царя Федора Ивановича, вышел указ об урочных летах. В нем впервые был введен срок "сыска" беглых крестьян, определенный в 5 лет, затем этот срок увеличился до 10-15 лет.
Четвертый ведущий:
XVII в. 1649 год. "Соборное уложение" царя Алексея Михайловича окончательно закрепило крестьян, объявив их "крепостными" земле и феодалу. Крепостная зависимость стала наследственной, розыск беглых крестьян - бессрочным. Так был завершен процесс оформления крепостного права.
Первый ведущий:
XVIII в. - время расцвета и могущества Российской империи - вошел в историю и как один из самых мрачных периодов в жизни многомиллионного крестьянства, составлявшего абсолютное большинство населения огромной страны.
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца:
А.С. Пушкин "Деревня"
Второй ведущий:
Именно тогда крепостничество, принявшее жестокие и уродливые формы "барства дикого", обернулось почти что рабовладением. Беспощадная никем неконтролируемая эксплуатация крестьянства, жестокое обращение помещиков с крепостными, купля-продажа людей оптом и в розницу стали заурядным явлением.
Третий ведущий:
Из "Московских ведомостей" - объявления о продаже крепостных.
В 15 части 2 квартала в Четвертой Мещанской, под №111 продается девка, умеющая бельё шить и в шамбуре, гладить и крахмалить, отчасти кушанье готовить и портному. Тут же продаются брильянтовые вещи и цветные каменья; а бык и корова хорошей породы, за сходную цену.
В 6 части 4 квартала под № 352 продается мужской и женский хороший перукмахер, ростом выше средняго и недурной фигуры, годной в камердинеры, оффисианты и лакеи, 27, а жена его 24 лет, прачка и швея, с дочерью по третьему году, оба хорошаго поведения. Последняя им цена 1000 рублей.
Во 12 части, в прежде бывших богадельнях у живущаго Офицера продается девка по 16 году, знающая кружева плесть, белье шить, гладить, крахмалить и Госпожу одевать, притом имеющая талию и лицо приятное.
Четвертый ведущий:
Растущий крепостной гнет вызывал постоянное сопротивление крестьян. Они с поразительным долготерпением использовали все законные способы борьбы за свои права: жалобы и прошения местным властям, давали взятки, посылали челобитчиков в сенат. Прибегали крестьяне и к более решительным формам сопротивления: отказывались нести повинности и платить помещикам оброк, избивали и убивали своих господ. Типичным явлением для XVIII в. были восстания крестьян. За период с 1725 по 1762г. помещичьи крестьяне бунтовали 37 раз, монастырские - 57 раз. Окончательно утвердившиеся крепостные порядки только в 1762 - 1769 гг. вызвали 120 крестьянских выступлений. Наиболее ярко бушующая народная стихия проявила себя в восстании 1773-1775гг. под предводительством Е.Пугачева.
Первый ведущий:
В 30-е XIX в. по приглашению императора НиколаяI Россию посетил маркиз Астольф де Кюстин - французский путешественник. В своих записках он писал: "В России деспотизм - на троне, но тирания везде: Где нет свободы, там нет души и правды". "Россия, думается мне, единственная страна, где люди не имеют понятия об истинном счастье: Россия - котел с кипящей водой, котел, крепко закрытый, но поставленный на огонь, разгорающийся все сильнее и сильнее. Я боюсь взрыва".
Второй ведущий
В середине XIX в. вопрос об отмене крепостного права занимал лучшие умы российского общества. Рабство - наилучший показатель того, что страна плетется в хвосте цивилизованного мира. Проиграна Крымская война, продемонстрировавшая экономическое отставание России от передовых стран Европы.
Третий ведущий:
Император Александр II в мартовском манифесте 1856 года, известившего подданных Российской империи об окончании Крымской войны заявил о грядущих реформах. Пять лет в стране велась кропотливая работа по подготовке проектов реформ, в том числе и проекта реформы по отмене крепостного права. 19 февраля 1861 года "крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей" было отменено навсегда.
Четвертый ведущий:
"В продолжение столетий, предшествовавших 19 февраля 1861г., у нас не было более важного акта; пройдут века, и не будет акта, столь важного, который бы до такой степени определил собою направление самых разнообразных сфер нашей жизни" (В.О.Ключевский).
Ты взял свой день: Замеченный от века
Великою Господней благодатью
Ты рабский образ сдвинул с человека
И возвратил семье меньшую братью:
Ф.И.Тютчев
Историческая игра (приложение 2).
19 февраля 2011 года в России будет отмечаться 150 - летие отмены крепостного права. Игру "Крестьяне - российской жизни основа, о них вспоминаем мы снова и снова" посвящаем этому значимому событию.
СВОБОДА
Родина мать! по равнинам твоим
Я не езжал еще с чувством таким!
Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой:
В добрую пору дитя родилось,
Милостив бог! не узнаешь ты слез!
С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен;
Хочешь - останешься век мужиком,
Сможешь - под небо взовьешься орлом!
В этих фантазиях много ошибок:
Ум человеческий тонок и гибок,
Знаю, на место сетей крепостных
Люди придумали много иных,
Так!.. но распутать их легче народу.
Муза! с надеждой приветствуй свободу!
(Н.А.Некрасов. Стихи. http://www.stihi-rus.ru/1/Nekrasov/95.htm)
История русского крестьянства насчитывает века. Это самое большое и самое бесправное российское сословие, создавшее экономическую основу Российского государства, обеспечивавшее его политическое могущество.
Издавна жизнь русского крестьянина волновала представителей творческой интеллигенции: поэтов, писателей, художников и музыкантов. Нелегкой жизни бесправных крестьян посвящали они свои произведения.
На нашей игре присутствуют команды - представители классов, которые получили предварительное задание, прочитали о жизни российских крестьян и стали знатоками в вопросах их жизни и быта.
Конкурс 1. На распутье.
Селенье незавидное:
Что ни изба - с подпоркою,
Как нищий с костылем;
А с крыш солома скормлена
Скоту. Стоят, как остовы,
Убогие дома.
Ненастной, поздней осенью
Так смотрят гнезда галочьи,
Когда галчата вылетят
И ветер придорожные
Березы обнажит...
Народ в полях - работает.
Заметив за селением
Усадьбу на пригорочке,
Пошли пока - глядеть.
(Н.А.Некрасов. Стихи.)
Конкурс 1. На распутье.
Представьте, что мы стоим на распутье шести дорог. Одна дорога приведет нас в крестьянский дом. Двигаясь по другой, мы окажемся на крестьянском празднике. Идя по третьей и четвертой - сможем отобедать и познакомиться с крестьянской одеждой. Пятая и шестая дороги самые тяжелые, передвигаясь по ним, знакомимся с крестьянским трудом и повинностями.
Ведущий. Вам будут названы термины и понятия, отражающие каждую из шести сторон крестьянской жизни. Они будут выведены на экран. Команда, услышав, термин, принадлежащий её сфере должна дружно встать. Если команда встала в течение 5 секунд, она получает 1 балл, если игроки не отреагировали на свой термин, балл команде не засчитывается. Если команда смогла объяснить термин, она получает еще один балл.
Просьба представителям команд подойти для жеребьевки.
Карточки для жеребьевки:
- Одежда и обувь.
- Еда
- Праздники и обычаи
- Жилища
- Повинности
- Занятия.
Список терминов, озвученных ведущими.
Пожилое - уплата хозяину долгов и особой пошлины за пользование двором и земельным наделом. (Повинности)
Леваши - ягодный мед, сок с патокой или медом. (Еда)
Овин - помещение, где крестьяне сушили хлебные снопы перед обмолотом. (Жилище)
Молотьба - обмолот колосьев, выбивание зерен из колоса. (Занятия)
Убрус - платок, закрывавший голову и спадающий на плечи поверх одежды. (Одежда и обувь)
Хоровод - коллективный танец, название происходит от названия бога Солнца славян Хороса. (Праздники).
Житница - помещение, где хранился хлеб и зерно. (Жилище)
Рекрут - человек, который по решению помещика или деревенской общины уходил на пожизненную военную службу. (Повинности)
Ржаной солод - бродильный продукт из пророщенных, а затем высушенных и смолотых зерен ржи. (Еда)
Бондарь - ремесленник, изготовляющий бочки. (Занятия)
Свалка - сцеплялка - врассыпную бойцы сходились, подобно древним богатырям, мерялись силой, бились толпой. (Праздники)
Калиги, поршни - обувь из целого куска кожи, стянутая вокруг щиколотки. (Одежда и обувь)
Клети и сени - неотапливаемые помещения, где летом жили и спали, а зимой хранили запасы и нехитрый семейный скраб. (Жилище)
Уха с курей - лапша с курицей. (Еда)
Косьба - срезание колосьев или травы косой. (Занятия)
Кострома - соломенная кукла, которую сжигали во время масленицы, символ злой старухи зимы. (Праздники).
Тягло - налоги и повинности крестьян, крестьяне относились к тягловому населению. (Повинности)
Онучи - обвернутая ткань для ног, на нее надевались калиги, поршни, лапти. (Одежда и обувь)
Максимальное количество баллов 6.
Конкурс 2.
Поэты и писатели о крестьянской доле,
Как тяжело жилось им у помещиков в неволе.
Многие русские поэты и писатели посвящали свои произведения критике крепостного состояния. Они создавали неповторимые образы жестоких крепостников - помещиков, которые не видели в своих крепостных людей. Предлагаем вашему вниманию отрывки из литературных произведений. Команда, правильно определившая автора и его произведение, получает 2 балла. Команда правильно определившая либо автора, либо произведение - 1 балл, в случае неверного ответа - 0 баллов.
Огромный дом, широкий двор,
Пруд, ивами обсаженный,
Посереди двора.
Над домом башня высится,
Балконом окруженная,
Над башней шпиль торчит.
(Н.А.Некрасов)
1.
"В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи:
Старая барыня : во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную; в доме у ней находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, был даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей, был домашний лекарь для госпожи, был один башмачник, по имени Капитон Климов, пьяница горький.
(Иван Сергеевич Тургенев "Муму")
2.
Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русской барин... Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; (:он) принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения, или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. В домашнем быту (.. он) выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Не смотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе.
Всегдашние занятия (его) состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах, и в проказах, ежедневно при том изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец
(Александр Сергеевич Пушкин "Дубровский")
3.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету "Весть" и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое.
Только и взмолился однажды богу этот помещик: - Господи! всем я от тебя доволен, всем награжден! Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика! Но бог знал, что помещик тот глупый, и прошению его не внял.
Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой. Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут - все нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет - помещик кричит: "Моя вода!", курица за околицу выбредет - помещик кричит: "Моя земля!" И земля, и вода, и воздух - все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу:
- Господи! легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!
(Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин " Дикий помещик")
4.
Даже в церковь для исповеди или причастия его не пускали, потому что граф сам в бога не верил, а духовных терпеть не мог и один раз на пасхе борисоглебских священников со крестом борзыми затравил:
Граф же, по словам Любови Онисимовны, был так страшно нехорош, через свое всегдашнее зленье, что на всех зверей сразу походил. Но Аркадий и этому зверообразиго умел дать, хотя на время, такое воображение, что когда граф вечером в ложе сидел, то показывался даже многих важнее. А в натуре-то графа, к большой его досаде, именно и недоставало всего более важности и "военного воображения".
(Николай Семенович Лесков "Тупейный художник")
5.
Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их.
- С нами крестная сила! - сказали они оба разом, - ведь этак мы друг друга съедим! И как мы попали сюда! кто тот злодей, который над нами такую штуку сыграл!
(Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин. "Как один мужик двух генералов прокормил")
Конкурс 3. Да - нетки
Наш третий конкурс называется "Да - нетки". Не случайно мы дали ему такое название. Про крестьян на Руси говорили "Вверяйся, да оглядывайся", "Бдительного воина врасплох не застанешь", "Держи ушки на макушке". Мы предлагаем вам представить себя крестьянами: сомневающимися, но наделенными житейской мудростью. Вашему вниманию будут предложены утверждения. Игроки должны выразить свое согласие, либо не согласие с ним. Если команда согласна, она поднимает деревянную ложку, если не согласна: поднимает скрещенные руки.
По обычаю совершеннолетие в крестьянских семьях наступало в 18 лет, и с этого же возраста начинали нести повинности в пользу землевладельцев (тягло).
Нет. Совершеннолетие наступало в крестьянских семьях в 15 лет.
К крестьянскому двору прилегали огород, здесь же неподалеку располагались конопляники, капустники, хмельники (участки земли, засеянные коноплей, капустой, хмелем).
Да.
К рекрутам начала XIX века предъявлялись требования, что рост этих лиц должен быть не меньше двух аршин и четырех вершков, т.е. выше 151 см, а возраст от 17 до 35 лет.
Да.
Слово изба происходит от слова "истба", "истопка", т.е. отапливаемое помещение с печью каменкой.
Да.
Праздник "Именинный сноп" проводился перед началом уборки урожая. Хенщины выходили в поле с хлебом - солью, вязали первый сноп, украшали его ромашками, заносили в дом, ставили в красный угол и называли "именинником".На головах у женщин тоже был венок из ромашек.
Нет. Сноп украшали васильками и венки плели из васильков.
Жители слободы в сравнении с другими крестьянками не имели льготы по несению повинностей и выплаты налогов. Часто в слободах селились не только землевладельцы, но и разного рода ремесленники, не до конца порвавшие связь с сельским хозяйством.
Нет. Жители белых слобод имели льготы.
Крестьяне считали позором выйти на улицу без пояса, т.е. распоясанными.
Да.
На огородах крестьяне в XVII веке выращивали репу, капусту, редьку, морковь, лук, чеснок, помидоры, картофель, огурцы.
Нет. Помидоры и картофель выращивали позже.
Эти 12 дней в году считались особенными. Христианская церковь в процессе становления выделила их, но из - за живучести древних традиций даже истинные христиане именно в эти дни совершали страшные святотатства (гадания во время святок)
Да.
История Росси подтверждает, что благими намерениями вымощена дорога в ад. С 1831 по 1844 годы прокатились бунты, по численности превосходящие движения Разина и Пугачева, хотя не столь кровавые, но число поротых и сосланных в Сибирь исчислялось тысячами.Крестьяне отказывались сажать картошку.
Да.
Конкурс 4. В мастерской художника.
Уж налились колосики.
Стоят столбы точеные,
Головки золоченые,
Задумчиво и ласково
Шумят. Пора чудесная!
Нет веселей, наряднее,
Богаче нет поры!
"Ой, поле многохлебное!
Теперь и не подумаешь,
Как много люди божии
Побились над тобой,
Покамест ты оделося
Тяжелым, ровным колосом
И стало перед пахарем,
Как войско пред царем!
Не столько росы теплые,
Как пот с лица крестьянского
Увлажили тебя!.."
(Н. А. Некрасов. Полное собрание стихотворений. Том 3.
Крестьянка. Пролог. http://az.lib.ru/n/nekrasow_n_a/text_0030.shtml#13)
Многие русские художники посвящали свои полотна крестьянскому быту. Но особенно известны картины А.Г.Венецианова, И.Е.Репина, ГГ.Мясоедова. На экране будут появляться картины данных художников, если игроки правильно определяют имя художника и название картины, команда получает 2 балла. Если определен 1 элемент - 1 балл. В случае неверного ответа - 0 баллов.
- А.Г.Венецианов Гумно.
- Г.Г.Мясоедов. Страдная пора. Косцы.
- И.Е.Репин Проводы новобранца.
- А.Г.Венецианов Утро на пашне. Весна
- Г.Г.Мясоедов Чтение манифеста 19 февраля 1861 года
- Г.Г.Мясоедова Дорога во ржи.
- И.Е.Репин Крестный ход в Курской губернии.
- И.Е.Репин Бурлаки на Волге.
- А.Г.Венецианов Жнецы.
- Г.Г.Мясоедов Молебен на пашне о даровании дождя.
- А.Г.Венецианов Крестьянка с васильками.
- Г.Г.Мясоедова Земство обедает.
- А.Г.Венецианов. На жатве. Летою
Конкурс 5. Реставрация.
Реставратор - это мастер, восстанавливающий старые полотна, картины, мебель. А вам мы предлагаем восстановить пословицы, в которых отражена народная мудрость.
По условиям данного конкурса каждой команде по очереди предлагается начало пословицы. Игроки должны её закончить. Если команда продолжила верно - 2 балла, если не верно - право ответа переходит к команде, которая первой подняла ложку, данная команда получает 1 балл.
Барам косим, а себе: хлеба просим Вот тебе, бабушка, и Юрьев день Дожили до клюки, что ни хлеба ни муки Живешь - воз прешь, помрешь- на горбу унесешь. Крепостной не живет богат, а живет горбат Мужики хлеб сеют, а есть его не смеют Небо в тумане, земля в обмане, пусто в кармане Ночей не досыпаем, куска не доедаем. Один с сошкой, семеро с ложкой. Солнце выше ели, а мы еще не ели Не красна изба углами, а красна пирогами Так пословица ведется, что изба веником метется
Зрелище бедствий народных
Невыносимо, мой друг,
Счастье умов благородных
Видеть довольство вокруг.
Нынче полегче народу:
Стих, притаился в тени
Барин, прослышав свободу...
Ну, а как в наши-то дни!
(Некрасов Н. А. - Поэма "Дедушка"
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/nekrasov-poems1.html)
Подведение итогов.
Список литературы.
- Энциклопедия для детей т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.1. От древних славян до Петра Великого. М.: Аванта +, 2000 // Крестьяне в Московском государстве. Закрепощение крестьян. (Владимир Огнев).
- Энциклопедия для детей т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. М.: Аванта+, 2000//Крестьяне в XVIII веке. Расцвет крепостничества (Игорь Курукин), "Еда - людское зерцало" (Татьяна Сергеева), Обычаи и развлечения (Татьяна Сергеева).
- Н.Лесков Тупейный художник.//Н.С.Лесков. Очарованный странник: Провести и рассказы. М.: Современник, 1983
- А.С.Пушкин Дубровский. М.: Эксмо, 2007
- М.Е.Салтыков-Щедрин. Как мужик двух генералов прокормил. //М.Е.Салтыков - Щедрин. Сказки. М.: Детская литература, 1989
- М.Е.Салтыков-Щедрин. Дикий помещик.// М.Е.Салтыков - Щедрин. Сказки. М.: Детская литература, 1989
- И.С.Тургенев. Муму. //И.С.Тургенев. Муму. Записки охотника. Рассказы М.: Детская литература, 2009
- Сказка о художнике и домовом. Венецианов. М.: Белый город. 1998
- А.Пистунова Богатырь русского искусства. М.: Детская литература, 1991
- Русские народные пословицы и поговорки. Устинов: Удмуртия, 1986 // Крепостничество. Изба.
- Н.А.Некрасов. Избранные произведения М.: Художественная литература, 1985
- Крепостное право.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5