"Крестьяне – российской жизни основа. Судьба была трудной у народа простого"

Разделы: История и обществознание


Цель: актуализация знаний обучающихся по теме "Жизнь и быт российского крестьянства"

Задачи:

  • Создать условия для изучения обучающимися дополнительной литературы по истории российского крестьянства.
  • Прививать интерес к российской истории.
  • Познакомить с творчеством русских художников: А.Г.Венецианова, И.Е.Репина, Г.Г.Мясоедова
  • Способствовать формированию навыков работы в команде.

Актуальность данной игры обусловлена 150- летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

Технологии:

  • Информационно-коммуникативные, здороьесберегающие, групповое сотрудничество, игровая.
  • Игра проводится с обучающимися 5-8 класса, которые еще не изучали по истории тему "Падение крепостного права в России".

(Приложение 1)

Первый ведущий:

Аграрный вопрос к середине XIX в. стал самой острой и болезненной проблемой в российском государстве. Россия оставалась единственной страной в Европе, где сохранилось крепостное право. Крепостное право - это форма феодальной зависимости крестьян, которая выражалась в прикреплении их к земле и личном подчинении феодалу.

Второй ведущий:

Николай Огарев в стихотворении "Ночь" писал:

:Безгласны люди. От Китая
До стен недвижного Кремля,
Под диким гнетом изнывая,
Томится русская земля.
Живут и мрут среди смиренья
В молчанье вялом поколенья.
Молчит запуганный мужик
Под розгой маленьких владык.
Кругом помещики-глупцы,
Рабы, нахалы, подлецы,
Попы, мундиры голубые,
Воров казенные полки,
Да меры к лучшему тупые,
Да плеть, да ссылки, да штыки;
И чья-то воля будто правит,
И сверху вниз все давит, давит.

Третий ведущий:

Этапы закрепощения нашли отражение в законах.

В IX-XI вв. свободное население Руси обычно именовалось "люди". Основную его массу составляли крестьяне. Однако "Русская Правда" - первый письменный свод законов, доносит до нас сведения о том, что категории зависимых землепашцев существовали в Киевской Руси в XI в.

Четвертый ведущий:

Смерды - крестьяне, жившие на земле князя. За пользование наделом платили натурой оброк и выполняли работы: извоз, строительство или ремонт дома, дорог, мостов.

Закупы - люди, взявшие купу (в долг). Если удавалось вернуть купу, выплатив при этом резы (проценты), человек становился опять свободным, если нет - холопом.

В вотчине работали на барской запашке или в доме господина под надзором рядовичей. Рядовичи - люди, поступившие на службу по "ряду" (договору), часто являлись низшей вотчинной администрацией.

Самыми бесправными членами общества были холопы - рабы.

Первый ведущий:

В XII-XIV вв. феодальная зависимость крестьян усиливается. С течением времени основная масса сельского населения Руси, а затем и России, теряла личную свободу. В 1497г. Судебник Ивана III ограничил право перехода крестьян от одного хозяина к другому. Судебник разрешал крестьянам уходить от феодала за одну неделю до Юрьева дня (26 ноября) и неделю после него при уплате "пожилого" в размере от "полтины" до рубля. Это было началом юридического оформления закрепощения крестьян.

Второй ведущий:

Право "выхода" было подтверждено новым Судебником 1550г., изданным при Иване IV. Кроме того, право перехода в Юрьев день было ограничено только одним днем. Также была увеличена плата за "пожилое".

Третий ведущий:

В 1581 г. грозный царь начал устанавливать в Московском государстве режим заповедных лет. Суть его заключалась в том, что переходы крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день осенний "заповедались", т. е. запрещались. Этот запрет оказался настолько неожиданным для крестьян, что тогда и возникла известная поговорка: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день". В 1597 г., в правление царя Федора Ивановича, вышел указ об урочных летах. В нем впервые был введен срок "сыска" беглых крестьян, определенный в 5 лет, затем этот срок увеличился до 10-15 лет.

Четвертый ведущий:

XVII в. 1649 год. "Соборное уложение" царя Алексея Михайловича окончательно закрепило крестьян, объявив их "крепостными" земле и феодалу. Крепостная зависимость стала наследственной, розыск беглых крестьян - бессрочным. Так был завершен процесс оформления крепостного права.

Первый ведущий:

XVIII в. - время расцвета и могущества Российской империи - вошел в историю и как один из самых мрачных периодов в жизни многомиллионного крестьянства, составлявшего абсолютное большинство населения огромной страны.

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца:
А.С. Пушкин "Деревня"

Второй ведущий:

Именно тогда крепостничество, принявшее жестокие и уродливые формы "барства дикого", обернулось почти что рабовладением. Беспощадная никем неконтролируемая эксплуатация крестьянства, жестокое обращение помещиков с крепостными, купля-продажа людей оптом и в розницу стали заурядным явлением.

Третий ведущий:

Из "Московских ведомостей" - объявления о продаже крепостных.

В 15 части 2 квартала в Четвертой Мещанской, под №111 продается девка, умеющая бельё шить и в шамбуре, гладить и крахмалить, отчасти кушанье готовить и портному. Тут же продаются брильянтовые вещи и цветные каменья; а бык и корова хорошей породы, за сходную цену.

В 6 части 4 квартала под № 352 продается мужской и женский хороший перукмахер, ростом выше средняго и недурной фигуры, годной в камердинеры, оффисианты и лакеи, 27, а жена его 24 лет, прачка и швея, с дочерью по третьему году, оба хорошаго поведения. Последняя им цена 1000 рублей.

Во 12 части, в прежде бывших богадельнях у живущаго Офицера продается девка по 16 году, знающая кружева плесть, белье шить, гладить, крахмалить и Госпожу одевать, притом имеющая талию и лицо приятное.

Четвертый ведущий:

Растущий крепостной гнет вызывал постоянное сопротивление крестьян. Они с поразительным долготерпением использовали все законные способы борьбы за свои права: жалобы и прошения местным властям, давали взятки, посылали челобитчиков в сенат. Прибегали крестьяне и к более решительным формам сопротивления: отказывались нести повинности и платить помещикам оброк, избивали и убивали своих господ. Типичным явлением для XVIII в. были восстания крестьян. За период с 1725 по 1762г. помещичьи крестьяне бунтовали 37 раз, монастырские - 57 раз. Окончательно утвердившиеся крепостные порядки только в 1762 - 1769 гг. вызвали 120 крестьянских выступлений. Наиболее ярко бушующая народная стихия проявила себя в восстании 1773-1775гг. под предводительством Е.Пугачева.

Первый ведущий:

В 30-е XIX в. по приглашению императора НиколаяI Россию посетил маркиз Астольф де Кюстин - французский путешественник. В своих записках он писал: "В России деспотизм - на троне, но тирания везде: Где нет свободы, там нет души и правды". "Россия, думается мне, единственная страна, где люди не имеют понятия об истинном счастье: Россия - котел с кипящей водой, котел, крепко закрытый, но поставленный на огонь, разгорающийся все сильнее и сильнее. Я боюсь взрыва".

Второй ведущий

В середине XIX в. вопрос об отмене крепостного права занимал лучшие умы российского общества. Рабство - наилучший показатель того, что страна плетется в хвосте цивилизованного мира. Проиграна Крымская война, продемонстрировавшая экономическое отставание России от передовых стран Европы.

Третий ведущий:

Император Александр II в мартовском манифесте 1856 года, известившего подданных Российской империи об окончании Крымской войны заявил о грядущих реформах. Пять лет в стране велась кропотливая работа по подготовке проектов реформ, в том числе и проекта реформы по отмене крепостного права. 19 февраля 1861 года "крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей" было отменено навсегда.

Четвертый ведущий:

"В продолжение столетий, предшествовавших 19 февраля 1861г., у нас не было более важного акта; пройдут века, и не будет акта, столь важного, который бы до такой степени определил собою направление самых разнообразных сфер нашей жизни" (В.О.Ключевский).

Ты взял свой день: Замеченный от века
Великою Господней благодатью
Ты рабский образ сдвинул с человека
И возвратил семье меньшую братью:
Ф.И.Тютчев

Историческая игра (приложение 2).

19 февраля 2011 года в России будет отмечаться 150 - летие отмены крепостного права. Игру "Крестьяне - российской жизни основа, о них вспоминаем мы снова и снова" посвящаем этому значимому событию.

СВОБОДА

Родина мать! по равнинам твоим
Я не езжал еще с чувством таким!
Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой:
В добрую пору дитя родилось,
Милостив бог! не узнаешь ты слез!
С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен;
Хочешь - останешься век мужиком,
Сможешь - под небо взовьешься орлом!
В этих фантазиях много ошибок:
Ум человеческий тонок и гибок,
Знаю, на место сетей крепостных
Люди придумали много иных,
Так!.. но распутать их легче народу.
Муза! с надеждой приветствуй свободу!
(Н.А.Некрасов. Стихи. http://www.stihi-rus.ru/1/Nekrasov/95.htm)

История русского крестьянства насчитывает века. Это самое большое и самое бесправное российское сословие, создавшее экономическую основу Российского государства, обеспечивавшее его политическое могущество.

Издавна жизнь русского крестьянина волновала представителей творческой интеллигенции: поэтов, писателей, художников и музыкантов. Нелегкой жизни бесправных крестьян посвящали они свои произведения.

На нашей игре присутствуют команды - представители классов, которые получили предварительное задание, прочитали о жизни российских крестьян и стали знатоками в вопросах их жизни и быта.

Конкурс 1. На распутье.

Селенье незавидное:
Что ни изба - с подпоркою,
Как нищий с костылем;
А с крыш солома скормлена
Скоту. Стоят, как остовы,
Убогие дома.
Ненастной, поздней осенью
Так смотрят гнезда галочьи,
Когда галчата вылетят
И ветер придорожные
Березы обнажит...
Народ в полях - работает.
Заметив за селением
Усадьбу на пригорочке,
Пошли пока - глядеть.
(Н.А.Некрасов. Стихи.)

Конкурс 1. На распутье.

Представьте, что мы стоим на распутье шести дорог. Одна дорога приведет нас в крестьянский дом. Двигаясь по другой, мы окажемся на крестьянском празднике. Идя по третьей и четвертой - сможем отобедать и познакомиться с крестьянской одеждой. Пятая и шестая дороги самые тяжелые, передвигаясь по ним, знакомимся с крестьянским трудом и повинностями.

Ведущий. Вам будут названы термины и понятия, отражающие каждую из шести сторон крестьянской жизни. Они будут выведены на экран. Команда, услышав, термин, принадлежащий её сфере должна дружно встать. Если команда встала в течение 5 секунд, она получает 1 балл, если игроки не отреагировали на свой термин, балл команде не засчитывается. Если команда смогла объяснить термин, она получает еще один балл.

Просьба представителям команд подойти для жеребьевки.

Карточки для жеребьевки:

  1. Одежда и обувь.
  2. Еда
  3. Праздники и обычаи
  4. Жилища
  5. Повинности
  6. Занятия.

Список терминов, озвученных ведущими.

Пожилое - уплата хозяину долгов и особой пошлины за пользование двором и земельным наделом. (Повинности)

Леваши - ягодный мед, сок с патокой или медом. (Еда)

Овин - помещение, где крестьяне сушили хлебные снопы перед обмолотом. (Жилище)

Молотьба - обмолот колосьев, выбивание зерен из колоса. (Занятия)

Убрус - платок, закрывавший голову и спадающий на плечи поверх одежды. (Одежда и обувь)

Хоровод - коллективный танец, название происходит от названия бога Солнца славян Хороса. (Праздники).

Житница - помещение, где хранился хлеб и зерно. (Жилище)

Рекрут - человек, который по решению помещика или деревенской общины уходил на пожизненную военную службу. (Повинности)

Ржаной солод - бродильный продукт из пророщенных, а затем высушенных и смолотых зерен ржи. (Еда)

Бондарь - ремесленник, изготовляющий бочки. (Занятия)

Свалка - сцеплялка - врассыпную бойцы сходились, подобно древним богатырям, мерялись силой, бились толпой. (Праздники)

Калиги, поршни - обувь из целого куска кожи, стянутая вокруг щиколотки. (Одежда и обувь)

Клети и сени - неотапливаемые помещения, где летом жили и спали, а зимой хранили запасы и нехитрый семейный скраб. (Жилище)

Уха с курей - лапша с курицей. (Еда)

Косьба - срезание колосьев или травы косой. (Занятия)

Кострома - соломенная кукла, которую сжигали во время масленицы, символ злой старухи зимы. (Праздники).

Тягло - налоги и повинности крестьян, крестьяне относились к тягловому населению. (Повинности)

Онучи - обвернутая ткань для ног, на нее надевались калиги, поршни, лапти. (Одежда и обувь)

Максимальное количество баллов 6.

Конкурс 2.

Поэты и писатели о крестьянской доле,
Как тяжело жилось им у помещиков в неволе.

Многие русские поэты и писатели посвящали свои произведения критике крепостного состояния. Они создавали неповторимые образы жестоких крепостников - помещиков, которые не видели в своих крепостных людей. Предлагаем вашему вниманию отрывки из литературных произведений. Команда, правильно определившая автора и его произведение, получает 2 балла. Команда правильно определившая либо автора, либо произведение - 1 балл, в случае неверного ответа - 0 баллов.

Огромный дом, широкий двор,
Пруд, ивами обсаженный,
Посереди двора.
Над домом башня высится,
Балконом окруженная,
Над башней шпиль торчит.
(Н.А.Некрасов)

1.

"В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи:

Старая барыня : во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную; в доме у ней находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, был даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей, был домашний лекарь для госпожи, был один башмачник, по имени Капитон Климов, пьяница горький.

(Иван Сергеевич Тургенев "Муму")

2.

Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русской барин... Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; (:он) принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения, или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. В домашнем быту (.. он) выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Не смотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе.

Всегдашние занятия (его) состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах, и в проказах, ежедневно при том изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец

(Александр Сергеевич Пушкин "Дубровский")

3.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету "Весть" и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое.

Только и взмолился однажды богу этот помещик: - Господи! всем я от тебя доволен, всем награжден! Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика! Но бог знал, что помещик тот глупый, и прошению его не внял.

Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой. Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут - все нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет - помещик кричит: "Моя вода!", курица за околицу выбредет - помещик кричит: "Моя земля!" И земля, и вода, и воздух - все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу:

- Господи! легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!

(Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин " Дикий помещик")

4.

Даже в церковь для исповеди или причастия его не пускали, потому что граф сам в бога не верил, а духовных терпеть не мог и один раз на пасхе борисоглебских священников со крестом борзыми затравил:

Граф же, по словам Любови Онисимовны, был так страшно нехорош, через свое всегдашнее зленье, что на всех зверей сразу походил. Но Аркадий и этому зверообразиго умел дать, хотя на время, такое воображение, что когда граф вечером в ложе сидел, то показывался даже многих важнее. А в натуре-то графа, к большой его досаде, именно и недоставало всего более важности и "военного воображения".

(Николай Семенович Лесков "Тупейный художник")

5.

Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их.

- С нами крестная сила! - сказали они оба разом, - ведь этак мы друг друга съедим! И как мы попали сюда! кто тот злодей, который над нами такую штуку сыграл!

(Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин. "Как один мужик двух генералов прокормил")

Конкурс 3. Да - нетки

Наш третий конкурс называется "Да - нетки". Не случайно мы дали ему такое название. Про крестьян на Руси говорили "Вверяйся, да оглядывайся", "Бдительного воина врасплох не застанешь", "Держи ушки на макушке". Мы предлагаем вам представить себя крестьянами: сомневающимися, но наделенными житейской мудростью. Вашему вниманию будут предложены утверждения. Игроки должны выразить свое согласие, либо не согласие с ним. Если команда согласна, она поднимает деревянную ложку, если не согласна: поднимает скрещенные руки.

По обычаю совершеннолетие в крестьянских семьях наступало в 18 лет, и с этого же возраста начинали нести повинности в пользу землевладельцев (тягло).

Нет. Совершеннолетие наступало в крестьянских семьях в 15 лет.

К крестьянскому двору прилегали огород, здесь же неподалеку располагались конопляники, капустники, хмельники (участки земли, засеянные коноплей, капустой, хмелем).

Да.

К рекрутам начала XIX века предъявлялись требования, что рост этих лиц должен быть не меньше двух аршин и четырех вершков, т.е. выше 151 см, а возраст от 17 до 35 лет.

Да.

Слово изба происходит от слова "истба", "истопка", т.е. отапливаемое помещение с печью каменкой.

Да.

Праздник "Именинный сноп" проводился перед началом уборки урожая. Хенщины выходили в поле с хлебом - солью, вязали первый сноп, украшали его ромашками, заносили в дом, ставили в красный угол и называли "именинником".На головах у женщин тоже был венок из ромашек.

Нет. Сноп украшали васильками и венки плели из васильков.

Жители слободы в сравнении с другими крестьянками не имели льготы по несению повинностей и выплаты налогов. Часто в слободах селились не только землевладельцы, но и разного рода ремесленники, не до конца порвавшие связь с сельским хозяйством.

Нет. Жители белых слобод имели льготы.

Крестьяне считали позором выйти на улицу без пояса, т.е. распоясанными.

Да.

На огородах крестьяне в XVII веке выращивали репу, капусту, редьку, морковь, лук, чеснок, помидоры, картофель, огурцы.

Нет. Помидоры и картофель выращивали позже.

Эти 12 дней в году считались особенными. Христианская церковь в процессе становления выделила их, но из - за живучести древних традиций даже истинные христиане именно в эти дни совершали страшные святотатства (гадания во время святок)

Да.

История Росси подтверждает, что благими намерениями вымощена дорога в ад. С 1831 по 1844 годы прокатились бунты, по численности превосходящие движения Разина и Пугачева, хотя не столь кровавые, но число поротых и сосланных в Сибирь исчислялось тысячами.Крестьяне отказывались сажать картошку.

Да.

Конкурс 4. В мастерской художника.

Уж налились колосики.
Стоят столбы точеные,
Головки золоченые,
Задумчиво и ласково
Шумят. Пора чудесная!
Нет веселей, наряднее,
Богаче нет поры!
"Ой, поле многохлебное!
Теперь и не подумаешь,
Как много люди божии
Побились над тобой,
Покамест ты оделося
Тяжелым, ровным колосом
И стало перед пахарем,
Как войско пред царем!
Не столько росы теплые,
Как пот с лица крестьянского
Увлажили тебя!.."
(Н. А. Некрасов. Полное собрание стихотворений. Том 3.
Крестьянка. Пролог. http://az.lib.ru/n/nekrasow_n_a/text_0030.shtml#13)

Многие русские художники посвящали свои полотна крестьянскому быту. Но особенно известны картины А.Г.Венецианова, И.Е.Репина, ГГ.Мясоедова. На экране будут появляться картины данных художников, если игроки правильно определяют имя художника и название картины, команда получает 2 балла. Если определен 1 элемент - 1 балл. В случае неверного ответа - 0 баллов.

  1. А.Г.Венецианов Гумно.
  2. Г.Г.Мясоедов. Страдная пора. Косцы.
  3. И.Е.Репин Проводы новобранца.
  4. А.Г.Венецианов Утро на пашне. Весна
  5. Г.Г.Мясоедов Чтение манифеста 19 февраля 1861 года
  6. Г.Г.Мясоедова Дорога во ржи.
  7. И.Е.Репин Крестный ход в Курской губернии.
  8. И.Е.Репин Бурлаки на Волге.
  9. А.Г.Венецианов Жнецы.
  10. Г.Г.Мясоедов Молебен на пашне о даровании дождя.
  11. А.Г.Венецианов Крестьянка с васильками.
  12. Г.Г.Мясоедова Земство обедает.
  13. А.Г.Венецианов. На жатве. Летою

Конкурс 5. Реставрация.

Реставратор - это мастер, восстанавливающий старые полотна, картины, мебель. А вам мы предлагаем восстановить пословицы, в которых отражена народная мудрость.

По условиям данного конкурса каждой команде по очереди предлагается начало пословицы. Игроки должны её закончить. Если команда продолжила верно - 2 балла, если не верно - право ответа переходит к команде, которая первой подняла ложку, данная команда получает 1 балл.

Барам косим, а себе: хлеба просим
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день
Дожили до клюки, что ни хлеба ни муки
Живешь - воз прешь, помрешь- на горбу унесешь.
Крепостной не живет богат, а живет горбат
Мужики хлеб сеют, а есть его не смеют
Небо в тумане, земля в обмане, пусто в кармане
Ночей не досыпаем, куска не доедаем.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Солнце выше ели, а мы еще не ели
Не красна изба углами, а красна пирогами
Так пословица ведется, что изба веником метется

Зрелище бедствий народных
Невыносимо, мой друг,
Счастье умов благородных
Видеть довольство вокруг.
Нынче полегче народу:
Стих, притаился в тени
Барин, прослышав свободу...
Ну, а как в наши-то дни!
(Некрасов Н. А. - Поэма "Дедушка"
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/nekrasov-poems1.html)

Подведение итогов.

Список литературы.

  1. Энциклопедия для детей т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.1. От древних славян до Петра Великого. М.: Аванта +, 2000 // Крестьяне в Московском государстве. Закрепощение крестьян. (Владимир Огнев).
  2. Энциклопедия для детей т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. М.: Аванта+, 2000//Крестьяне в XVIII веке. Расцвет крепостничества (Игорь Курукин), "Еда - людское зерцало" (Татьяна Сергеева), Обычаи и развлечения (Татьяна Сергеева).
  3. Н.Лесков Тупейный художник.//Н.С.Лесков. Очарованный странник: Провести и рассказы. М.: Современник, 1983
  4. А.С.Пушкин Дубровский. М.: Эксмо, 2007
  5. М.Е.Салтыков-Щедрин. Как мужик двух генералов прокормил. //М.Е.Салтыков - Щедрин. Сказки. М.: Детская литература, 1989
  6. М.Е.Салтыков-Щедрин. Дикий помещик.// М.Е.Салтыков - Щедрин. Сказки. М.: Детская литература, 1989
  7. И.С.Тургенев. Муму. //И.С.Тургенев. Муму. Записки охотника. Рассказы М.: Детская литература, 2009
  8. Сказка о художнике и домовом. Венецианов. М.: Белый город. 1998
  9. А.Пистунова Богатырь русского искусства. М.: Детская литература, 1991
  10. Русские народные пословицы и поговорки. Устинов: Удмуртия, 1986 // Крепостничество. Изба.
  11. Н.А.Некрасов. Избранные произведения М.: Художественная литература, 1985
  12. Крепостное право.
  13. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5