Тренинг для педагогов "Я – толерантная личность"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель урока: формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере “ребенок – взрослый”, “взрослый – взрослый” и необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении.

Задачи:

  • формирование представлений педагогов о толерантном взаимодействии,
  • ознакомление педагогов с использованием толерантных техник “Я – сообщение”, “Ты – высказывание”
  • развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
  • развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
  • развитие доверия друг к другу, формирование сплоченности коллектива педагогов.

Оборудование: определения толерантности на больших листах, 3 ватмана, карандаши, восковые мелки, памятка на “черный день” на каждого участника.

Необходимое время для тренинга: 1-1,5 ч.

Ход тренинга

1. Упражнение-разминка “Поздороваемся по-разному”

Цель: создание эмоционально – положительного настроя на работу участников в группе.

Необходимое время: 5-7 минут.

Процедура проведения: Предлагаем участникам группы поздароваться по обычаям народов Поволжья: по-русски (объятие и 3-ное лобызание), по-чувашски (Лаех) и т.д.

2. Упражнение “Что такое "толерантность"

Цель: дать возможность участникам сформулировать “научное понятие” толерантности; показать многоаспектность понятия “толерантность”.

Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах ватмана, ватман для 3-4 групп участников, карандаши, восковые мелки.

Подготовка: написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.

Необходимое время: 15-20 минут

Процедура проведения:

В начале упражнения необходимо дать небольшую информацию о понятии “толерантность”.

(Приложение№1)

Далее ведущий делит участников на группы по 3—4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате “мозгового штурма” свое определение толерантности и создать ее эмблему. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением остальных участников.

Участвуя в дискуссиях “Должен ли педагог быть толерантным?”, “Какого педагога можно назвать толерантным? Интолерантным?”, “Как помогает толерантность в работе педагога?” педагоги знакомятся с данными понятиями, узнают какую роль играет наличие толерантных (интолерантных) качеств в работе педагога с детьми и для него в целях сохранения психологического здоровья.

3. Упражнение “Чем мы похожи”

Цель: повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений.

Необходимое время: 10 мин.

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)”. Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

4. Упражнение “Язык принятия” и “Язык неприятия”.

Цель: формирование представлений педагогов о толерантном взаимодействии,

Необходимое время:10 мин.

Процедура проведения: “Каждому человеку хочется, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. Способность педагога к безусловному принятию детей – это, в первую очередь, учёт индивидуальности ребёнка. Потребность в любви, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребёнка.

Безусловное принятие не подразумевает вседозволенность и полное отсутствие критики. Можно выражать своё недовольство только отдельными, конкретными поступками ребёнка, но его личности в целом. Очень важно не запрещать ребёнку испытывать негативные чувства, гораздо продуктивнее будет выяснить причину их возникновения и обсудить ситуацию.

Составление списка элементов, обсуждение вербальных и невербальных проявлений.

Язык принятия

Язык неприятия

Улыбка

Угроза

Контакт глаз

Наказание

Поощрение

Негативные интонации

Комплимент

Сравнение не в лучшую сторону

Оценка поступка, а не личных качеств

Отказ от объяснений

Позитивные телесные контакты

Оскорбление

Несомненно, установление добрых и доверительных отношений между взрослыми и ребёнком существенно снижает уровень непонимания и конфликтов.

5. Техники “Я – сообщение”, “Ты – высказывание”.

Цель: ознакомление педагогов с действиями в конкретных ситуациях (общение с детьми, родителями), используя техники общения.

Техника “Я – сообщение” состоит из трёх основных частей:

– события (когда.., если...);

– реакция (я чувствую...);

– предпочитаемого вами исхода ( мне хотелось бы, чтобы..., я предпочёл...., я был бы рад).

Первоочередная цель “Я – сообщение” – сообщить своё мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймёт их гораздо быстрее. Противоположным вариантом “Я – сообщения” является “Ты – высказывание”.

“Ты – высказывание” часто нарушают процесс взаимодействия, так как вызывают у ребёнка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда взрослый: “Ты всегда разбрасываешь свои вещи”, “Ты неисправим”. Примеры.

(Приложение№2)

6. Упражнение “Кто похвалит себя лучше всех или памятка на “черный день”

(Данное упражнение можно использовать в качестве домашнего задания для участников группы).

Цель: развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу.

Необходимое время: 20 минут.
Материалы: бланки с табличками для каждого участника
Подготовка. Нарисовать на доске большую таблицу изображенную на бланках.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, “кислого” настроения, когда, кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы.

“Мои лучшие черты”: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.

“Мои способности и таланты”: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.
“Мои достижения”: в этой графе записываются достижения участника в любой области.

(Приложение№3)

7. Упражнение “Мой толерантный круг”.

Цель: развитие доверия друг к другу, формирование сплоченности коллектива педагогов.

Необходимое время: 5 минут.
Процедура проведения: участникам группы предлагается встать по кругу, с закрытыми глазами почувствовать тепло друг друга, единение себя с другим.