Математическая игра "Малахитовая шкатулка"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Предисловие.

В эту книгу входишь так, как жарким летним днем входишь в высокий прохладный лес. Несколько шагов, несколько мгновений – и все вокруг волшебным образом переменилось. Иные звуки, запахи, шорохи окружают тебя. В этой книге на каждой странице сверкают веселые уральские самоцветы, тусклым светом отливает золото, струится огненная медь, красуется хитрым узором чугунное литье.

Все удивительно, все непривычно в этой книге. Таинственные существа населяют ее – и мы не встретим их больше нигде – ни в жизни, ни в сказках, ни в правдивых историях. Они бывают щедрыми, бывают грозными и никогда не ошибаются: помогают добру, наказывают зло. Все они: и Медной горы Хозяйка, и Великий Полоз, и Серебряное копытце, и Огневушка-Поскакушка, и Золотой Змей Дайко, и Синюшка – живут рядом с людьми в щедрых Уральских горах – богатейшей природной кладовой. Они сказочные хранители сокровищ земли, а люди – добытчики, искатели кладов.

Надо ли говорить о какой книге идет речь? Конечно же, о “Малахитовой шкатулке” уральского сказителя П.П.Бажова.

Да, богата земля уральская! В старину люди говорили: “На Урале есть всё, а если и нет чего, так ещё не раскопали, не дорылись”.

Прикоснемся и мы к великому многообразию и богатству природной кладовой Урала.

В математической игре участвуют две команды – артели старателей (учащиеся 5-6 классов по 5 человек в команде). Игру проводит Медной горы Хозяйка (учитель). Нужны также две помощницы из числа старшеклассниц, по одной для каждой команды. Кабинет, в котором проводится игра, должен быть затемнён и украшен “под пещеру”, можно использовать гирлянды с разноцветными огоньками и т.п. Если в кабинете географии есть коллекции камней, то можно их также использовать для оформления и показывать детям в ходе игры. Можно подготовить мини-презентации: “Красоты Урала”, “П.П.Бажов”, “Ильменьский заповедник” и др. В кабинете приготовлены места для артелей и для зрителей. Каждый конкурс оценивается “камешками” (кусочки цветного картона), артель, получившая наибольшее количество “камешков”, побеждает. Игра начинается перед входом в “пещеру”.

Медной горы Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Узнали вы меня? Идите-ка поближе, Поговорим маленько, дело есть. Не боитесь спуститься в гору ко мне? Ну, коли не боитесь, так и ладно, мне как раз таких и надо, которые никого не боятся. Но прежде, чем попасть в мои владения, узнать хочу, сметливы ли вы, и остры ли на глаз. Вот перед вами холсты, на холстах числа от 1 до 30, кто первый из вас назовет подряд все числа, тот первым ко мне в кладовую и войдет. А за то, у кого острей глаз, да кто смекалистей, буду камешки давать. Вот вам горшочки для камешков.

(1 конкурс “Острый глаз”: назвать подряд числа, записанные в разброс на листе).

Медной горы Хозяйка: Входите, Милости прошу! Вот и помощницы мои тут. Рассаживайтесь, да разговор начнем. Богата моя кладовая самоцветами да каменьями драгоценными. Вот вы узнайте-ка, какой у меня самоцвет в самом большом количестве имеется, а для этого надо поискать его вот в этой руде. Как решите задачку, ответ помощницам отнесете, а она вам буковку даст. Найдете все ответы – узнаете, а за то, что первыми отгадаете – получите 7 камешков, по одному за каждую букву. Приступайте.

(2 конкурс “Малахит”: руда –это задачи, ответ каждой задачи соответствует букве. Должно получиться слово “МАЛАХИТ”. У обеих команд задания одинаковые.

1) Такого заповедника как Ильменьские горы нет больше нигде на нашей планете. Это единственный в мире заповедник камней. Найдите площадь Ильменьского заповедника, если известно, что его площадь больше площади самого глубокого озера Урала – Большого Щучьего озера (глубина 136 м) – на 138 кв. км. А площадь Большого Щучьего озера составляет 12 кв.км. (А: ответ 150 кв.км.) [2]
2) Определить, сколько видов минералов обнаружено в Ильменьском заповеднике, вы сможете, решив уравнение: 20х – 3000 + 7х – 4000 = 235 – 15 – 11х (М: ответ 190). [2]
3) Округлите число 5 299 до десятков, а число 7662 до соте. Результаты округления сложите и получите число месторождений полезных ископаемых, открытых на Урале (Х: ответ ? 13 000 месторождений) [2]
4) Калий – это один из химических элементов. Богатейшие месторождения калия находятся в Пермском Предуралье, в районе г.Соликамска. В природе калий встречается в ряде минералов и самым богатым по содержанию калия является минерал сильвин. В чистом сильвине 52% калия. Сколько граммов калия содержится в 1 кг сильвина? (Л: ответ 520 г) [2]
5) Петр I издал указ о строительстве на Урале первых заводов черной металлургии (чугун). Первенцам чугунолитейного производства на Урале суждено было сыграть заметную роль в истории России, а именно в войне со шведами под Полтавой. Уральские мастера отлили и отправили на войну орудия и снаряды. Определить, сколько имела русская армия орудий и снарядов, если известно, что всего их было 8050, а снарядов на 6350 штук больше, чем орудий. (Т: ответ 7200 снарядов, 850 орудий). [2]
6) На отделку Малахитового зала в Зимнем дворце ушло 133 пуда малахита, привезённого из Уральских месторождений. Узнать, сколько это тонн, если в одном пуде содержится 16 кг.(А: ответ 2128 кг = 2,128 т) [2]
7) В Ильменьском заповеднике насчитывается 190 видов минералов. 2/19 из них – драгоценные и поделочные камни. Сколько видов драгоценных и поделочных камней в заповеднике? (И: ответ 20 видов) [2]

Медной горы Хозяйка: А мы покамест с вами, ребята, поговорим. Охота помочь своим артельщикам? Так зачем же дело стало? Я вам вопрос задам, а вы отвечайте, да по камушку за ответ для своих артельщиков и заработайте.

(Игра со зрителями: вопросы по сказам П.П.Бажова [1]:

1) Какую поделку мечтал сделать Данила –мастер? (Каменный цветок)
2) Какой заветный предмет был у Таютки? (Зеркало).
3) Какой властью обладал Великий Полоз? (Владелец и хранитель золотых жил, золотых кладов).
4) Как звали девочку, которая указывала место приисков добрым старателям? (Огневушка-Поскакушка).
5) У какого животного было серебряное копытце? (У козла)
6) Как звали дочь Великого Полоза? (Золотой волос)
7) Кто такая Зеленая кобылка? (Большой кузнечик, саранча)
8) Какие чудесные помощники были у Медной горы Хозяйки? (разноцветные ящерицы)

Медной горы Хозяйка: (обращаясь к командам) Хорошо справились, какой камень-то? Правильно, малахит. Вот и 7 камешков победителям, а кто второй, так тому 6 камешков. Много у меня всяких самоцветов да каменьев поделочных, есть такие, их девять видов, которые нигде в мире не встречаются, а только у нас на Урале, в Ильменьском заповеднике, что в Челябинской области.. И я хочу узнать, есть ли среди вас мастера, что смогли бы из них смастерить изделие какое-нибудь невиданное, красивое. Кто у вас Данила –мастер?

(3 конкурс “Данила-мастер”: Ученики из числа участников, по одному от команды, за определенное количество времени (7-8 минут) должны изготовить геометрическую фигуру из приготовленной заранее развертки тетраэдра. Помощницы следят за временем. Необходимо подготовить клей и развертку, выполненную на листе, например, формата А4. Оценивается качество и скорость. За 1 место – 3 камешка, за 2-ое – 2).

Медной горы хозяйка: А пока мастера изделия готовят, расскажу я вам про сказителя нашего, что Уральские сказы написал. Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его детство и отрочество прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе. Отец его был рабочим, опытным мастером, а мать была искусной кружевницей. П.П. Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище, а потом в Пермской семинарии. И вот в 20 лет начал учительствовать. В летние месяцы будущий писатель много путешествовал по Уралу. Где бы ни был Бажов, везде он приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы. Впоследствии Павел Петрович был журналистом. А затем написал первые сказы и они принесли ему известность. Так Бажов стал писателем. В своих сказах он воспевал красоту уральской земли и большую душу народа, живущего на ней. Мастер и мастерство – главные герои бажовских сказов. А Мудрость, Талант, Трудолюбие, Доброта – главные их свойства. [1]

Медной горы Хозяйка: Ну вот и поделки готовы, а ну, помощницы, несите сюда, посмотрим, каковы мастера у нас в артелях (оценивается конкурс).

А теперь люди мастеровые, будем золото добывать, из подземной речки на крючки самородки насаживать да вытягивать. Да смотрите, чтобы самородки обратно в речку не попaдали. Отыщете ответ– ваш самородок, а нет – значит сорвался, обратно в воду полетел. Самородок-то, это большой цельный кусок золота в чистом виде. Самый большой в мире самородок тоже в уральской земле найден. Этот самородок называется Большой треугольник и весит 36 кг.[2]. Ну так и вы добывайте золото. Кто больше самородков добудет, тот и победит, и камешков больше получит.

(4 конкурс “Добудь золото”: Из числа участников каждой команды выбирается “рыбак”, который будет доставать самородки и передавать команде для решения. Если решили, то самородок остается, если нет, то обратно бросается в речку. Самородки – это вырезанные из золотой бумаги формы, напоминающие камни, с торчащими петельками разбросаны на полу. Речку можно нарисовать мелом. У ребят – палочки с веревочками, на концах которых крючки. Петельки и крючки можно сделать из канцелярских скрепок. У помощниц есть ответы на все вопросы, и они ведут подсчет правильных решений. За наибольшее количество решенных задач – 5 камушков, за меньшее – 4 камешка. Достаточно 20-25 задач различной сложности:

1) Чему равно произведение всех цифр? (0)
2) Сколько будет, если полсотни разделить на половину? (100)
3) Десять солдат строились в ряд,
Десять солдат шли на парад.
Девять десятых было усатых.
Сколько там было безусых солдат? (1)
4) Что легче пуд соли или пуд ваты?
5) Шла старушка в Москву и навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (одна старушка).
6) Бревно распилили на 5 частей. Сколько сделали распилов? (4)
7) У семи братьев по сестре. Сколько детей в семье? (8)
8) Петух, стоя на одной ноге вести 5 кг. Сколько он будет весить, если всанет на обе ноги? (5 кг)
9) Есть две сковородки. На каждой помещается 1 блин.. Надо поджарить 3 блина с обеих сторон. Каждая сторона блина поджаривается 1 минуту. За какое наименьшее время это можно сделать? (4 мин)
10) Шоколадка стоит 6 руб. и еще полшоколадки. Сколько стоит шоколадка? (10 руб).
11) Когда делимое и частное равны между собой? (когда делитель – 1).
12) В одной семье два отца и два сына. Сколько человек в семье? (3 человека).
13) Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? (30 км)
14) Какое число делится на все числа без остатка? (0).
15) Одно яйцо варят 4 мин. Сколько нужно времени, чтобы сварить 5 яиц? (4 мин.).
16) Какой знак надо поставить между цифрами 4 и 5, чтобы получилось число больше 4, но меньше 5? (запятую, число 4,5).
17) Сколько будет: два разделить наполовину? (4).
18) Сколько будет трижды сорок и пять? (125)
19) Сколько человек составляют квартет? (4)
20) Сколько получится десятков, если два десятка умножить на два десятка? (40).
21) Каждый молодец работал 1 день. Сколько же дней затратили молодцы, если их было 25 человек? (1 день).
22) В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. На хвосте у каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате? (4 кошки).
23) Расставить знаки действий так, чтобы получилось верное равенство: 11111 = 100 (111 – 11 = 100).
24) Три разных числа сначала сложили, а затем их же перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа? (1,2,3).
25) Часы с боем отбивают один удар за одну секунду. Сколько времени потребуется часам, чтобы отбить 12 ударов?).

Медной горы Хозяйка: Ай-да, молодцы! Много золота добыли. Вот вам еще и камешки за победу да за труд.

А в пещерах моих спрятан клад – шкатулка малахитовая, а в ней еще и камни разные. Отыщите шкатулку – и все, что в ней – ваше будет. А отыскать надо по координатам.

(5 конкурс “Отыщи клад”: на листе формата А3 нарисована система координат и отмечены точки Ш(-4;1), К(-3;2), А(2;3), Т(5;3), У(3;-3), Л(1;-4), К1(-3;-2), А1(-5;4). Нужно проделать путь по определенному маршруту и попасть в нужную точку. В этой точке и будет находиться клад. Маршрут такой: (0;-3), (-3;-1), (-2;-2), (0;-3), (2;-2), (2;1), (4;2), (3;3), (0;2), (-2;1), (-3;2). Должны прийти в точку К (-3;2). Кто придет первым и правильно назовет координаты, тот и победит. Победителям достаются 3 камешка, проигравшим -2).

А пока старатели стараются, мы не будем без дела сидеть. Назовите-ка пословицы и поговорки о труде (пословицы и поговорки, в которых содержатся числа, пословицы и поговорки о дружбе).

Медной горы Хозяйка: Ай-да, умельцы! Отыскали-таки клад. Вот она шкатулочка-то малахитовая! А в шкатулке-то что? Посмотрим! Но чтобы открыть ее, нужно знать волшебное слово. Скажите мне, люди добрые, в каких единицах измеряется масса драгоценных камней? Верно! Карат! Вот и волшебное слово узнали. Открывайся шкатулка!

(Шкатулка открывается, а в ней призы: конфеты шоколадные – для победителей, карамели – для проигравших, если же команды одинаково справились, то обеим командам шоколадные конфеты. Гостям-болельщикам, если их не так много, тоже можно дать конфеты. Желательно приобрести конфеты с названиями драгоценных камней или с названиями, связанными с Уралом, такие есть в продаже. (Вместо конфет могут быть использованы любые другие призы, но также желательно, чтобы они соответствовали тематике).

Медной горы Хозяйка: Посчитайте, добры молодцы, да красны девицы, сколько камешков заработали вы у меня? (дети подсчитывают камешки в горшках и получают соответствующие призы).

Медной горы Хозяйка: (обращается ко всем присутствующим) Вот и пришла пора нам с вами попрощаться! Интересно ли было у меня в гостях-то? А чего-то нового узнали, али так просто время провожали? А коли узнали так ответьте на вопросы мои:

  1. Какой известный заповедник есть на Урале? И в чем его особенность? (Ильменьский, он единственный в мире заповедник камней)
  2. Где находится Ильменьский заповедник? (В Челябинской области)
  3. Какой уральский самоцвет в моих кладовых в самом большом количестве имеется? (малахит)
  4. Кто издал указ о строительстве на Урале первых заводов черной металлургии? И, что производили из чугуна в то время? (Петр I, производили пушки и снаряды)
  5. Какой известный сказочник жил на Урале? (П.П.Бажов)
  6. Сколько месторождений полезных ископаемых открыто на Урале? (13000)
  7. Кем работал П.П.Бажов до того как стал писателем? (учителем, журналистом)

Медной горы Хозяйка: Молодцы старатели, молодцы и гости дорогие! Приходите ко мне еще. Я вам много интересного расскажу, да покажу! До свидания!

Список литературы

  1. П.П. Бажов. Малахитовая шкатулка. М. “Просвещение”. 1985.
  2. Советский Союз. Географическое описание в 22 томах. Урал. Отв.ред. И.В.Комар. М. “Мысль”. 1988 г.