Цель: Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.
Задачи:
- Углубить знания о русской народной деревянной игрушке.
- Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.
- Учить сравнивать матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.
- Обучать умению выделять характерные средства художественной выразительности в работе народных мастеров.
- Научить расписывать бумажные силуэты матрешек в традициях Семеновских мастеров.
- Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.
Оборудованиe:
- Для учащихся: лист бумаги, вырезанный силуэт матрешки, кисть, гуашь.
- Для педагога: матрешки (Сергиев Посад, Полховский Майдан, Семенов), электронная презентация к уроку, образцы детских работ, технологические карты.
- Музыкальный ряд: CD “Живая вода”, “Мельница”.
План занятия:
- Вводная беседа.
- Игра “ Ярмарка”.
- Выполнение элементов росписи.
- Самостоятельная работа
- Подведение итогов. Закрепление нового материала – работа с кроссвордом “Матрешка”.
Ход занятия
Вступительная беседа начинается с рассказа о русской деревянной игрушке. Детям предлагается посетить ярмарку (игра). Беседа сопровождается стилизованными народными мелодиями, демонстрацией народных деревянных игрушек и слайдов.
Подходите, подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка
И не кольца, и не брошки,
А веселые матрешки.
Самая веселая на Руси ярмарка в прошлом веке была в Сергиевом Посаде. На видном месте в торговых рядах были разложены игрушки: деревянные резные гусары, барыни, кормилицы, щелкуны, каталки, богородские медведи, кони и матрешки. Вырезанная из деревянной чурки игрушка имела простую обобщенную форму. Раскраска тоже была условной. Краски брались самые яркие. Сочетанием красного, синего, желтого и зеленого сергиевопосадский мастер добивался красочности, нарядности и декоративности. Несложными инструментами создавали разнообразные игрушки. Формы были проверены веками. Народная игрушка как сказка – все так, да не так. Для лучших сергиевопасадских игрушек характерны юмор, умение выделять самое яркое, характерное. (Слайды 1, 2, 3).
Пыль клубится по дорожке,
Едут с ярмарки матрешки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках.
Казалось ничем уже не удивить покупателя! Вдруг мастер разломил одну матрешку пополам, а в ней другая поменьше. Раскрыл ее, а из нее еще одна смотрит! Что за невидаль! Это вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых. Ожидание чуда повторяется вновь и вновь (слайд 4).
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка!
Матрешки из Сергиева Посада украшены довольно скромно, цвета не очень яркие, одета матрешка в сарафан с фартуком, на голове платочек (Слайд 5).
Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весьма условен. Образ женщины – матери большого семейства близок и понятен. Плодородие и изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, глубинный смысл популярной игрушки.
Условна форма игрушки, изображение лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, небольшой рот.
– К нам в гости на ярмарку приехали матрешки из Полховского Майдана и Семенова. Давайте получше рассмотрим их.
Взял я в руки кисть и краски,
Стал волшебником из сказки.
На матрешке яркий сарафан
Расписал под Полховский Майдан.
Полхово-Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий – с желтым. Все элементы объединяет черный контур. Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигуру. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками. (Слайд 7).
А теперь познакомимся с Семеновскими матрешками. У них на фартуках яркие букеты, изображение которых сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в ее букете. Основной цвет сарафана – красный. Черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием “пеструшка”, который делается “тычком”. (Слайд 6).
Много интересных игрушек на ярмарке. Все матрешки хороши. Сегодня мы будем учиться расписывать силуэты матрешек, как мастера из Семенова.
Вопросы для беседы:
- Какие игрушки продавали на ярмарке?
- Из каких материалов делали эти игрушки?
- Как раскрашивали сергиевопосадские игрушки?
- Что означает матрешка?
- Какие черты русской красавицы отражены в матрешке?
- Где расположен букет у семеновской матрешки?
- Какие цвета использовали для росписи семеновской матрешки?
Далее ребята выполняют упражнение по освоению характерных элементов росписи семеновских матрешек. (Слайд 8).
Затем приступают к самостоятельной работе. (Слайд 15).
В конце урока расписанные силуэты матрешек выставляют на нарисованных ярмарочных прилавках. (Слайд 18).
Для закрепления полученных знаний ребятам предлагается решить кроссворд “Матрешка”. (Слайд 16).
Чтобы вспомнить различные виды матрешек поиграем в игру “Угадайку” – разместим игрушки в соответствующих прилавках или лотках коробейников и попытаемся найти игрушку из Семенова, красавицу из Полхов-Майдана, матрешку из Сергиева Посада.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах,
На весь мир молва идет.
Наша русская матрешка,
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском,
Весь находится секрет.
Вы все хорошо потрудились на уроке. Многое вспомнили, многое узнали. А теперь, выбрав изображение, соответствующее вашему настроению, мы узнаем, понравился ли вам этот урок.
Литература
- Василенко В.М. Русское прикладное искусство. – М.: Искусство,1977.
- Жегалова С.К. Русская народная живопись: Кн. Для учащихся старших классов. – М.:Просвещение, 1994.
- Комарова Т.С.Обучение детей техники рисования. – М.: Столетие, 1994.
- Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 1981.
- www.amaltea-suvenir.ru
- www.matrena.ucoz.ru/news
- ru.wikipedia.org