Тип урока: усвоение новых знаний и первичного их закрепления.
Форма урока: урок-встреча с презентацией ученических проектов.
Цели урока:
- воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве,
- гражданском обществе;
- донести до молодежи историческую правду;
- способствовать развитию навыков учащихся самостоятельно и критически осмысливать факты отечественной истории;
- познакомить учащихся с биографиями И. Талькова и В. Нагаева, их творчеством, определить жизненную позицию героев.
Методы обучения:
- персонифицирующий;
- исследовательский;
- рефлексивный;
- проблемный;
- объяснения;
- дискуссионный.
Технология обучения:
- проблемное обучение;
- ИКТ.
Приемы деятельности учителя:
- опора на ключевые слова;
- персонификация;
- работа в группах;
- фронтальная беседа;
- использование видео, аудио-фрагментов.
Оборудование:
- фотографии из семейных архивов;
- документы из архива;
- слайды с изображением памятников;
- видеотехника, компьютер;
- “Выставочный стол”:
- конституция Российской Федерации;
- всеобщая декларация прав человека;
- книга памяти “Из тьмы забвения”, 4 тома;
- книги, диски с песнями И. Талькова, В. Нагаева;
- сборники стихов В. Нагаева.
Основные понятия:
- гражданин;
- гражданская позиция;
- патриотизм;
- ответственность;
- внутренняя свобода;
- смелость.
Опережающее задание:
- анализ журнала “Огонек” за 1989-1990 гг.;
- анализ местных газет о жизни в Астрахани в конце 80-х г. XX века;
- подготовка театрализованного эпизода;
- чтение стихов И. Талькова и слушание песен.
План урока.
- Вступительное слово учителя.
- Политическая, социальная и культурная жизнь страны второй половины XX века.
- Жизнь и творчество И. Талькова.
- Судьба астраханца В. Нагаева и его отца.
- Заключение: размышления ребят над темой урока.
- Звучит песня И. Талькова “Россия”.
(После ее прослушивания вступительное слово учителя).
Здравствуйте! Наша встреча необычна. Здесь присутствуют ученики нашей школы, учителя, родители и гости.
Это встреча людей разных поколений.
(В этом наше отличие).
– А что нас объединяет?
(Мы родились в XX веке и живем в России).
У каждого времени свои вопросы. Каждое поколение ищет на них ответы – и в прошлом тоже, которое у всех нас общее. Сегодняшняя встреча – тому подтверждение.
В “Новой газете” от 30 октября 2009 г. на страничке “Правда ГУЛАГА” президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев, отвечая на вопросы корреспондента, сказал: “Принять свое прошлое таким, какое оно есть, – в этом зрелость гражданской позиции. Никто кроме нас самих, не сохранит историческую память и не передаст ее новым поколениям”.
И это действительно так.
Поэтому нашу встречу я назвала “Это нашей истории строки…”
XX столетие отмечено пожарами двух мировых войн, революциями, массовыми репрессиями. Оно породило человеконенавистнические режимы, дорого стоившие народам. И в то же время ХХ век дал миру великих ученых-гуманистов: А.Д. Сахарова, Д.С. Лихачева, гениальных писателей, поэтов, художников, людей, которых по праву можно назвать Гражданами нашей страны, в широком понимании этого слова.
А сейчас я предлагаю вам “погрузиться” в эпоху второй половины ХХ века, а поможет нам в этом фильм, созданный ребятами.
(После просмотра фильма, см. приложение к уроку)
Последнее десятилетие ХХ и начала XXI века для России – это время формирования гражданского общества и правового государства, признание прав человека и его свобод высшей ценностью.
- Давайте определимся с понятием “гражданин” и “гражданская позиция”.
Гражданин – это человек, живущий по законам и морально-нравственным принципам своей страны, участвующий в политической и правовой жизни общества.
- Так какие же нравственные принципы входят в понятие “гражданин” (ответы учеников).
- Патриотизм.
- Ответственность.
- Смелость.
- Нравственная свобода (способность быть самостоятельной, творческой личностью).
Гражданская позиция – это единство реальных дел и душевных переживаний за судьбу страны. Гражданская позиция выражается в готовности прийти на помощь нуждающимся.
У каждого времени – свои герои. Одним из таких героев 80х ХХ века был Игорь Тальков.
Его называли “неординарной личностью”.
- Как вы понимаете такое словосочетание?
(Ответы учащихся)
Но кто же такой Игорь Тальков?
Как он появился на нашей эстраде?
Как смог он пробить стену идеологического контроля того времени?
Давайте для начала посмотрим презентацию о жизни И. Талькова, подготовленную ребятами.
(Просмотр презентации, см. приложение).
После просмотра
Учитель:
В детстве Игорь верил в коммунизм, в светлые идеалы, причем верил по-настоящему, и родители не хотели его переубеждать. Об этом говориться в его стихотворении “Примерный мальчик”.
Читал я правильные книги,
Как образцовый пионер,
Учителя меня любили
И приводили всем в пример.
Сегодня мало кто из ребят знает, кто такой пионер.
- А вы, уважаемые взрослые, были пионерами, что можете рассказать об этом периоде вашей жизни?
(Воспоминания взрослых)
- Ребята! А кто-нибудь из вас о себе подобное может сказать?
(Ответы учащихся)
Однажды с Игорем Тальковым произошел такой случай: “Это было в 1972 году. Я писал сочинение, связанное с “Малой землей” Л. Брежнева, мама не выдержала и сказала все, что думает о “пламенном борце за мир”. Я вспыхнул: “Мама, если я еще раз услышу от тебя подобные слова, уйду из дома”.
- Как можно охарактеризовать такое поведение Игоря Талькова?
(Ответы учащихся и родителей)
А в 1975 году Тальков выступает с критикой политики Брежнева на площади в Туле. Неприятностей с советской системой удалось избежать только благодаря велогонщику Кондратьеву, с которым он играл в одной тульской музыкальной группе.
- Как вы думаете, что могло повлиять на Игоря, почему он резко меняет свои взгляды?
(Ответы учащихся)
Дело до суда не дошло, однако его, как “неблагонадежного человека”, отправляют служить в стройбат, где командир части говорил Игорю, глядя на его руки: “Я из тебя человека сделаю!”.
С одной стороны, что тут плохого, когда тебе хотят помочь, “сделать из тебя человека!”. Но, если посмотреть на эту фразу с другой стороны, то можно сделать, я думаю, другой вывод:
- А какой? (Ответы детей и взрослых)
Но давайте дочитаем до конца стихотворение “Примерный мальчик”, так как именно песня на эти стихи в 1988 году сделала свое дело.
Ученик: дочитывает стихотворение “Примерный мальчик”.
Учитель: А дело было так… (вспоминает Игорь).
Ученица:
“В августе 1988 года программа “Взгляд” пригласила меня принять участие в концертах “Взгляд” представляет, проводимых во Дворце спорта в Лужниках. Я был очень обрадован: “Наконец-то!” Хоть одна передача осмелилась показать мои социальные песни”. Концерты, как всегда, были бесплатными, поскольку их устраивал комсомол. Не обращал внимания, не интересовался, куда и кому в карман идут заработанные мною деньги, важно одно: расширить однобокий образ “чистопрудного” Талькова, поскольку уже второй год колесил по стране с социальными песнями. Ночь не спал, “прилетел” на дневную репетицию в Лужники, и на вопрос, каким номером буду выступать, и сколько песен дозволено будет петь вечером, Любимов ответил молчанием.
Приехал вечером, посмотрел список выступающих, увидел свою фамилию, а напротив было дописано от руки: “Только одну песню и только “Примерный мальчик!!!”. Я ее исполнять не мог и не хотел.
На просмотре днем исполнял: “Кремлевская стена”, “Стоп, думаю себе” и другие подобные по тематике песни. Перед выходом на сцену в гримерную вбежал администратор и напомнил: “Игорь, ты все понял? Только одну песню и только “Примерный мальчик”.
Определив для себя однозначно репертуар, шел на сцену, точно зная, что буду петь. Выходя на подмостки, обернулся на оклик Листьева: “Ну что, Игорек, сейчас повеселимся”. “Повеселитесь – ответил костюмер, – просто обхохочетесь”. Вышел и выдал по полной программе. Публика ликовала, не отпускала. После выступления оставил своего администратора на площадке и уехал домой.
В третьем часу ночи раздался телефонный звонок администратора. Голос проскрипел: “Игорь, тут такое творилось!”. Листьев, Любимов, Захаров бегали друг за другом, ища виноватого в случившемся. Листьев сказал, что теперь ты придешь на “Взгляд” только через его труп.
Учитель: А на концерте прозвучала эта песня.
Звучит “Стоп, думаю себе”.
- Почему тальков спел именно эту песню?
(Ответы учащихся)
В разговор включаются ученики, которые, познакомившись с журналами “Огонек” за 1989 г., рассказали о жизни людей, об их проблемах, о том, что их волнует. К ним присоединяется еще одна группа ребят, которая, изучив местные газеты, рассказала о жизни Астраханцев в тот период времени.
- Уважаемые взрослые, можете ли вы что-нибудь дополнить? Нужна ли была перестройка?
(Ответы взрослых).
Как созвучно с этими высказываниями стихотворение Талькова “Полу-гласность”.
Ученик читает стихотворение.
(Текст лежит перед глазами учеников).
- Обратили ли вы внимание на то, как написано слово полу-гласность? Ведь если его написать по правилу, то “полу” пишется слитно, а почему здесь через дефис?
(Ответы учащихся).
А вот еще одно стихотворение “Собрание в ЖЭКЭ”, его читает сам автор.
(Стихотворение звучит в записи).
- О чем это стихотворение?
Что можно сказать о Петровиче, о других действующих лицах?
А проявляется ли здесь гражданская позиция И. Талькова?
(Ответы учащихся).
Однажды И. Талькову задали вопрос: почему в его репертуаре так много песен об истории нашей страны? Игорь ответил так: “История России – мое давнее и сильное увлечение. В свободное время стараюсь читать исторические книги, документы. Больше всего сейчас волнует история ХХ века. Я постоянно задаю себе вопросы: Почему мы так плохо живем? Почему постоянно страдаем?”.
Листая старую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять,
Как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам.
Историческая тема, как бы непосредственно заявленная в этих стихах, на самом деле ушла на второй план: а на первом – стояла судьба современной России, которая в очередной раз оказалась перед судьбоносным выбором. Страна решала куда двигаться дальше.
- Но как песня “Россия” появилась на сцене?
Ученица:
В 1989 году создатель и ведущий телепрограммы “До и после полуночи” Владимир Молчанов на свой страх и риск, наживая себе массу неприятностей, включил “Россию” в свою передачу.
“Россия” сделала настоящий прорыв и в гласности, и в сознании людей, которые ее услышали. Даже самые закоренелые консерваторы не осмелились против нее выступить. В этом же году “Россия” принесла Игорю победу в телеконкурсе “Ступень к Парнасу”. “Спасибо Молчанову, не побоялся”.
Учитель:
Последние два года у Игоря выдались особенно насыщенными: участие в фестивале в Гамбурге, съемки фильма “Князь Серебряный”.
К этому времени уже написано более двухсот песен.
И вот наступил август 1991 года. Игорь оказался в Ленинграде, он обратился к людям, собравшимся на Дворцовой площади, с призывом встать на пути диктатуры за нашу Родину.
А потом был концерт Победы у Белого Дома 31 августа 1991 г., где Тальков пел, обращался уже к “гражданам свободной” России.
Ученица:
А 6 октября 1991 года ранним утром Игорь Тальков приехал в Петербург. Его приветствовали корреспонденты питерского TV. “Мы рады вас приветствовать в Санкт-Петербурге, дорогой Игорь. А вы, рады?”.
- Очень рад. Я почти что всю жизнь, наверное, ждал этой минуты, когда я выйду из подъезда и окажусь не в Ленинграде, а в Санкт-Петербурге.
А потом был концерт в “Юбилейном”. Его выход планировался около 16.20. И вот в 16.37 в “Скорую помощь” поступил звонок.
Инсценировка:
Вызывающий: Алло, “скорая”. Дворец спорта “Юбилейный”, здесь в человека стреляли. Служебный вход.
Диспетчер: Какой район?
Вызывающий: Петроградский.
Диспетчер: Адрес?
Вызывающий: Добролюбова, 18.
Диспетчер: Добролюбова, 18. Что это такое?
Вызывающий: Это Дворец спорта “Юбилейный”.
Диспетчер: Дворец спорта “Юбилейный”.
Вызывающий: Только быстрее, пожалуйста.
Диспетчер: Мужчина? Женщина?
Вызывающий: Мужчина там или женщина?
Диспетчер: Вы кто?
Вызывающий: В Талькова! В Талькова! В Талькова!
Диспетчер: Телефон у вас? 238…
Вызывающий: … 40-09. Побыстрее, пожалуйста.
Диспетчер: Да не кричите. Добролюбова, 18?
Вызывающий: Да, служебный вход.
Диспетчер: Ждите врача.
Учитель: Игоря убили. А после его смерти…
Ученица:
После смерти Игоря 5 марта 1993 г. по инициативе почитателей таланта Талькова и при поддержке его семьи при международном славянском культурном центре в Москве был создан музей Игоря Талькова.
(Слайд с изображением музея)
Московский художник Балабанов создал картину “Тальково поле”, на которой Игорь изображен с поднятой вверх рукой. Над ним белый сокол в схватке побеждает горного ворона, звенят колокола, а на фоне двигается воинская рать.
(Слайд “Тальково поле”)
В Самаре создан клуб патриотической песни им. Игоря Талькова.
А его мама, Ольга Юльевна Талькова, умерла в 2007 году, так и не дождавшись справедливости: убийца не найден.
В начале урока мы выяснили, почему Талькова называли “неординарной личностью”.
- А можно ли его назвать поэтом-гражданином?
(Ответы учащихся).
Да, конечно. Его творчество проникнуто любовью к Родине не только как поэта, но и гражданина.
Он не писал и не пел о том, что не чувствовал.
Только внутренне свободный человек мог писать такие стихи и песни.
Тальков чувствовал время, на глазах у всех кричал о том, что его волнует. Он вызывал “огонь на себя”.
В августе 1990 г. появилась песня И. Талькова “Я – вернусь”. Это песня-мечта о другой стране, о людях, живущих в ней.
“Я вернусь в страну не дураков, а гениев”.
Звучит песня “Я – вернусь”.
Учитель:
Мало кто знает, что песня “Россия”, которая прозвучала в начале нашей встречи, была написана в Астрахани, в марте 1989 г., когда Тальков был первый раз в нашем городе на гастролях, о чем свидетельствует заметка в газете “Волга” от 28 марта 1989 г.
Но это был не единственный приезд Игоря в город. Наш сегодняшний гость – Валентин Ибрагимович Нагаев, был на этом концерте.
Ученица:
Валентин Ибрагимович, что вы можете рассказать об этом концерте?
(Рассказ Нагаева В.И. о концерте, его впечатления).
Ученица:
Повлияли ли на ваше творчество стихи И. Талькова?
(Ответ Нагаева В.И.)
Ученица: Расскажите, пожалуйста, о вашем отце?
(Рассказ Нагаева В.И. об отце, чтение стихотворения, посвященного отцу. Слова-напутствия молодому поколению).
В конце выступления звучит песня Нагаева В.И. “Гимн Астраханскому Мемориалу”.
Вот и пролистали мы страницы истории нашей страны второй половины ХХ века. Это не просто страницы, наполненные событиями и фактами. Перед нами прошли судьбы людей: “публичного человека” – Игоря Талькова, нашего земляка Нагаева Валентина Ибрагимовича и его отца Ибрагима Идрисовича.
Сейчас среди отдельной части молодежи бытует мнение: события минувших лет нас не интересуют, т.к. это была “ваша” жизнь, “ваши” проблемы, а у нас “своя” жизнь и “свои” заботы.
- А как вы относитесь к этому мнению?
(Ответы учащихся).
Учитель: нашу встречу я хочу закончить строчкой из стихотворения Ю. Левитанского “Каждый выбирает…”.
Используемая литература
- Ю. Завада “Таинственный гонец”. Неделя №50, 1991 г.
- В. Нагаев “Стихи”, Астрахань, 2008 г.
- “Новая газета” от 30 октября 2009 г. Интервью с Д. Медведевым.
- В. Полозов “Я воскресну и спою…”. “Фирма Алеся”, 1998 г.
- И. Тальков “Монолог”. “Эксмо”, Москва, 2008 г.