Дискуссия "Мы живем, чтобы оставить след"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  1. Воспитание чувства патриотизма, гордости за историю своего народа.
  2. Развитие духовно-нравственных качеств у обучающихся.

Место проведения: музей Боевой Славы.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход дисскусии

Ведущий: Уважаемые гости, ребята, здравствуйте! Мы рады приветствовать вас в музее Боевой Славы, который был основан 6 мая 2000г. по инициативе Союза ветеранов Афганистана и тесной поддержке Управления Образования.

В гражданско-правовом воспитании учащихся школы музей занимает основополагающее значение. Именно здесь на героическом прошлом и настоящем нашего государства мы изучаем историю нашего государства.

Формируем гражданскую компетентность и ответственность учащихся.

Воспитываем у школьников общественную активность, инициативу, чувство любви к родному краю и уважение к традициям нашего государства и школы.

Сегодня мы проводим открытое заседание, которое пройдет в форме дискуссии между учащимися отряда « Поиск» , ученикам 8 классов нашей школы и нашими постоянными гостями: Директор комплексного центра социального обслуживания «Добрый свет» – Клименко В.И., председатель Союза ветеранов Афганистана – Коробов Н.В.

А ты, входя в дома любые,
В квартиры светом залитые
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ
Скажи: Какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет,
И косо посмотрели вслед.
Или незримый прочный след
В чужой душе намного лет.

Что же нам нужно сделать, чтобы мы оставили « след» не на паркете, а в чужих душах на много лет?

Для начала я вам предлагаю посмотреть видео материал, который мы записали с обучающимися 1-11 классов нашей школы (идет просмотр, запись на диске).

  • Согласны или не согласны с высказыванием детей?
  • Попробуйте дополнить эти высказывания.
  • Как взаимосвязаны понятия человек – люди – общество – человечество?
  • Каким образом? Идет обсуждение с детьми.

Ведущий: Память и душа каждого человека хранит в себе опыт поколений, все наиболее ценное в системе человеческих отношений к миру, людям, окружающей действительности. Этот опыт и есть культура в самом широком смысле слова. И именно здесь виден и ощутим след добра и зла, прекрасного и безобразного, щедрого и корыстного оставляемого людьми.

Сегодня мы говорим о том, что жизнь общества, его культура, опыт поколений должны быть осмыслены. Чтобы последующие поколения совершенствовали и продолжали поиски блага, добра и справедливости.

Стены этой маленькой комнаты хранят историю жизни и смерти разных поколений. Я предлагаю вам послушать фрагмент экскурсии, после чего мы опять продолжим обсуждение.

Выступление отряда « Поиск» (фрагмент обзорной экскурсии).

1 ученик:

О, сколько сыновей, великая Россия,
Ты отдала за то, чтобы великой быть?!
Безусых, молодых, веселых и красивых;
А ведь они могли сто лет прожить.

У памяти своя тропа
Свои не считанные строки,
Свои особые истоки,
Своя высокая судьба.
Ее храня, ее держись.

И суть ее понятней станет:
Уходит жизнь – приходит память.
И память возрождает жизнь.

Нет будущего без прошлого, и наша святая обязанность в мельчайших подробностях сохранить память о боевых подвигах тех, кто самоотверженно защищал свободу и независимость родной земли.

Экспонаты музея – яркое и неоспоримое свидетельство того, что и Надымчане внесли достойную лепту в боевую славу России.

Иногда кажется, что все уже сказано о Великой Отечественной войне, написаны все книги, все стихи, все песни, опубликованы все важные документы. И будто бы всю правду мы теперь знаем, не верь тому, кто скажет, что, все просто быльем поросло, и боль прошла. Новые испытания не разлучают, а лишь сближают нас с теми, кто, остался там, на войне.

Наш первый раздел посвящен тем, кто в грозные сороковые годы отстоял свободу и независимость нашей Родины.

Великая Отечественная война, длившаяся 5 лет – героическая страница нашей истории. 1418 дней и ночей шла ожесточенная и кровопролитная война.

Овеянные славой вы шагали,
И как, горные, в иные времена,
Звенели на груди у вас медали.
В рубиновом сиянье ордена…

Расправь же, друг, натруженную спину.
Награды фронтовые приколи,
Ведь на твои священные седины,
Равненье держит молодость Земли!

2 ученик: На стенде, посвященном Вов представлены фотографии ветеранов, живших и живущих в Надыме и Надымском районе. На сегодняшний день в районе проживает 138 человек, имеющих непосредственное отношение к великой Отечественной войне.

  1. Белобров Иван Петрович (участник ВОВ).
  2. Карпов Иван Семенович (участник ВОВ).
  3. Красильникова Мария Яковлевна (участник ВОВ).
  4. Кучевасов Илья Григорьевич (участник ВОВ).
  5. Матвеев Алексей Павлович (участник ВОВ).
  6. Михеева Антонина Ивановна (участник ВОВ).
  7. Полуэктова Варвара Ильинична (участник ВОВ).
  8. Семенов Василий Филиппович (участник ВОВ).
  9. Шпиленко Владимир Иванович (участник ВОВ).

Продолжая говорить о ВОВ, хочется рассказать о следующих экспонатах, которые хранятся у нас в музее.

  • Газета «Красная звезда», вышедшая 10 мая 1945 года, передана в дар музею Яченко Николаем Викторовичем. Этой газете уже 60 лет.
  • Памятные альбомы, оформленные ветеранами ВОВ.
  • Ложка сибиряка Ивана Распутина 1904 года рождения, пропавшего без вести в 1942 году, в Ленинградской области. Она найдена и передана в дар музею руководителем Тюменского музея «Память сердца» Гавриловой.
  • «Книга расстрелянных», (особая роль в создании этой книги принадлежит полковнику Александру Петрушину, которые имел ранние архивы и запретные прежде документы. В этой книге собраны списки наших сограждан, убитые в 20-40 годы на территории нынешней Тюменской области.

К 30-летию города Надыма, был выпущен сборник воспоминаний вдов участников ВОВ.

Эти люди воевали за наше будущее. Низкий им поклон от благодарных потомков!!!

3 ученик: Ветеран…Какой он? Сколько ему лет? И 75, и 45 и 20….Дед, отец, сын!

Поколение за поколением сгорает в топке войны.

Челом, приникнув к обелиску,
Стоит Россия как вдова,
Печальный плат спадает низко
Здесь к месту плач, а не слова…
И тихо слезы льет Россия:
В Земле лежат ее сыны…
Бывают слезы от бессилья
А эти мужеству сродни…

Наш следующий раздел посвящен ветеранам Афганской войны. У этой войны были свои особенности, своя тактика и стратегия, была борьба на дорогах, на огромных протяженных трассах, по ущельям, пустыням, по древним караванным путям. Была бесконечная война, в которую каждый солдат и офицер вносили свой неповторимый вклад, сделавший эту азиатскую войну, непохожую ни на одну другую.

Из Земли изувеченной язвами мин.
Изможденные, злые как черти
Ветераны боев возвращались в мир.
На правах победителей смерти.

Введение советских войск в Афганистан, в декабре 1979 года ради сохранения просоветского режима, обернулось для страны десятилетней войной, которая унесла 13.000 военнослужащих, свыше 35000 раненных.

4 ученик: Из надымского района 148 человек прошли через горнило этой войны. Фотографии некоторых из них представлены на стенде:

Постоянные гости в нашем музее:

  1. Усанов Алексей Владимирович.
  2. Лебедев Александр Валентинович.
  3. Коробов Николай Владимирович.
  4. Хижняк Владимир Иванович.
  5. Ефимов Александр Александрович.
  6. Василенко Евгений Александрович.
  7. Москин Юрий Евгеньевич.
  8. Баландин Андрей Владимирович.
  9. Нуфер Федор Моисеевич.
  10. Рыбкин Анатолий Валерьевич.

Экспозиция, посвященная Афганской войне представлена в виде фотографий, переданных в дар музею, воинами-афганцами и музейных экспонатов-вещей, которые тоже воевали вместе с людьми.

  • Котелок, переданный в дар музею Нестерчук Виктором тоже имеет свою историю. На поле боя, этот котелок спас жизнь своему хозяину, получив пулю за него. При отправке раненых, Виктор забросил котелок в вертолет. И только через много лет, Виктор найдя этот котелок, передал его в дар музею.
  • Гимнастерка-афганка, согревавшая от холода тоже была передана в дар музею Нестерчук Юрием.
  • Парадная форма воздушно-десантных войск (1987год).
  • Полевой комуфляж (1999год).
  • Гранатомет, штык, маджахетка, афганская панама и многое другое.

Больно и горько говорить о тех, чью жизнь Афганская война унесла, о тех, кто не вернулся домой.

  1. Попов Иван.
  2. Гребнев Александр.
  3. Митрофанов Эдуард.
  4. Бобровский Ярослав.
  5. Сапрыкин Юрий.
  6. Кардаш Константин.
  7. Иванайский Николай.
  8. Бугаец Сергей.
  9. Куликов Владимир.
  10. Хабиббулин Александр.

Вечная память Вам, отдавшим жизнь в Афганской войне.

5 ученик:

Когда же наконец Земля устанет,
От горьких и безжалостных потерь.
Еще кровав песок в Афганистане,
И вот теперь, и вот опять теперь….

Все новые и новые горячие точки вспыхивают на карте нашей страны.

Третий раздел нашей экспозиции – незаконченная книга Чеченской войны.

Для нас –это самый страшный раздел, потому что мы больше всего хотим, чтобы экспонатов в этой части не прибавлялось.

Но на войне, как на войне. Защитники Отечества выполняют свой долг, мужественно идут до конца, гибнут от бандитских пуль, остаются калеками.

191 надымчанин вернулись с фронтов Чеченской войны.

Петр Еркулев пережил все ужасы этой войны. Был ранен, попадал в плен, находился между жизнью и смертью. Но его огромное желание выжить и помощь врачей помогли ему вернуться в родной город. Награжден Орденом мужества. Умер от ран в 2005 году, похоронен в г. Надыме на Аллее Славы.

Бамбуров Сергей Александрович. Трагедия произошла 4 сентября 2001 года. При сопровождении колонны по маршруту Шали-Грозный-Подведено пропустили вперед колонну МВД. БМП, на которой ехал Сергей и трое его сослуживцев подорвали боевики. Это обстоятельство задержало продвижение остальных машин. Бамбуров Сергей похоронен на Аллее Славы в г.Тольяти.

Калугин Дмитрий. Трагедия произошла 8 мая 1995 года. В Чечне Дима пробыл с 3 по 8 мая 95 года, всего 5 дней, получив ранение в голову. Погиб Дима вместе с 45 морскими пехотинцами.

В воинской части г. Балтийска, откуда уходил Дима в Чечню, свято хранят память о погибших товарищах – 46 морских пехотинцах, погибших на войне. Похоронен Дима в Надыме. В дар музею мамой Димы, Семушкиной Ниной Ивановной была передана книга «Морская пехота Балтики».

Санников Александр. Закончил в 2002 году Тюменское Высшее Инженерно-командное училище. По распределению попал в республику Дагестан, город Каспийск. В октябре 2002 года был направлен командиром Инженерно-саперного взвода в БТГр. 28 сентября выйдя на инженерную разведку маршрута обнаружил фугас, о чем доложил командованию, и приступил к разминированию фугаса. В тот момент боевики подорвали фугас. Старший лейтенант Санников скончался на месте.

6 ученик:

Был исполнительным и честным.
Сибирский, честный наш солдат…
«Он жизнь отдал, друзей спасая, -
Сказал. Приехавший комбат.
Наградой орден стал посмертно,
Но чем измерить, оценить
Утрату сыны, боль и слезы,
И как все это пережить?»
…И время внешность не состарит:
Солдату только 20 лет
Ему бы жить, любить, смеяться.
Но он погиб, мальчишки нет.

В памяти друзей, в сердцах родных и близких, навсегда останутся эти имена:

  1. КАЛУГИН ДМИТРИЙ.
  2. БУРКОВ ИГОРЬ.
  3. ПЕЛИКСАНОВ ИГОРЬ.
  4. ИВАНАЙСКИЙ НИКОЛАЙ.
  5. БУГАЕЦ СЕРГЕЙ.
  6. САПРЫКИН ЮРИЙ.
  7. БОБРОВСКИЙ ЯРОСЛАВ.
  8. МИТОФАНОВ ЭДУАРД.
  9. ПОПОВ ИВАН.
  10. ГРЕБНЕВ АЛЕКСАНДР.
  11. СЕМЕНОВ ВАДИМ.
  12. БАМБУРОВ СЕРГЕЙ.
  13. ЛЕГКИЙ РОМАН.
  14. ТУШНОЛОБОВ АЛЕКСАНДР.
  15. БИРЮКОВ СЕРГЕЙ.
  16. ЯДНЕ ГЕННАДИЙ.
  17. САННИКОВ АЛЕКСАНДР.

Мы услышали рассказ о наших земляках – воинах, которые выполняя свой воинский долг, оставили след в истории нашей страны, истории нашего города.

Какое значение имеет для нас с вами оставленный этими людьми след?

Ответы детей, обсуждение.

Ведущий: Вернемся к словам Р. Гамзатова и к нашей теме: «Мы живем, чтобы оставить след, дом или тропинку. Дерево или слово. Получается, что в основе человеческого бытия лежат дела и поступки, которые определяют цену человеческой жизни».

Сегодня у нас в гостях находятся люди, у которых за плечами очень большой опыт работы и которые могут поделиться своими хорошими делами. Это Клименко Валентина Ивановна – директор комплексного центра социального обслуживания населения «Добрый свет».

Я знаю, что многие ребята с нашей школы сотрудничают с вами.

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

Какими качествами нужно обладать, или что нужно сделать, чтобы оставить после себя хорошую память?

Ведущий: Один известный философ сказал так: «Мы ничего не можем сделать с длинной нашей жизни, но мы можем сделать что-нибудь с ее шириной и глубиной».

Сегодня, наверное, и вам, подрастающему поколению пришла пора задуматься над этим.

Попробуйте мысленно обратиться к себе, к своей памяти, своей жизни и вспомнить наиболее значимые для себя собственные поступки.

Ответы детей.

Вывод. Все поступки носят этический характер, нравственно окрашены, так как выходят на отношения человека с окружающим миром.

Ведущий: Послушайте отрывок из « Открытого письма молодому человеку о науке жить», французкого писателя Андре Моруа: «не забывайте, что у вас есть нечто более великое, чем вы сами; не забывайте, что это величие заложено в каждом человеке, недаром подлеца мучат угрызения совести, не забывайте, что общими усилиями можно предотвратить катастрофу и не дать земному шару погибнуть от рук его обитателей, не забывайте и о том, что даже если мы идем по краю пропасти, ничто не толкает нас вниз».

Всем внушали, что старые моральные ценности канули в прошлое. Это ложь:….. моральные ценности не бессмысленное изображение дряхлых моралистов. Они потому и называются ценностями, что без них невозможны ни дальнейшее развитие общества, ни счастливая жизнь.

Подводя итог нашей сегодняшней встречи давайте попробуем определить некоторые истины которые помогут нам в дальнейшей жизни оставить след:

Методом свистка определяются правила (высвечиваются на экране):

Нельзя жить только для себя (думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин чувствовать себя несчастным. Каждый, кто живет ради других: ради своей страны, ради женщины, ради творчества, ради голодающих или гонимых, забывает о своих мелких и житейских неурядицах…).

Надо действовать (вместо того, чтобы жаловаться на абсурдность мира, постараемся преобразовать тот уголок, куда забросила нас судьба. Мы не в силах изменить вселенную, да и не нужно к этому стремиться. Наши цели ближе цели и проще: заниматься своим делом – правильно выбрать его, глубоко изучать и достичь в нем мастерства).

Надо верить в силу воли (давая себе поблажки, человек ленится и трусит; усилием воли он заставляет себя трудиться на совесть и совершать геройские поступки. А воля и есть царица добродетелей).

Надо хранить верность (верность слову, обязательствам, другим, себе самому. Надо быть из тех людей, которые никогда не подводят).

Ведущий:

Благодарю, Земля, благодарю.
За то, что видим озеро, зарю,
За все во вокруг, что знаем, слышим, видим,
За эти дали светлые твои,
Пока нам хватит крови и любви,
Ни словом, ни поступком не обидим,
Простите нас деревья и трава
Мы забываем повзрослев едва?
Что общим корнем связаны слова:
Народ и благородство и природа.

Главный вопрос жизни, не то что я могу получить, а что я могу дать.
Р. Баден-Пауэл.