Цель:
- Воспитание чувства патриотизма, гордости за историю своего народа.
- Развитие духовно-нравственных качеств у обучающихся.
Место проведения: музей Боевой Славы.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход дисскусии
Ведущий: Уважаемые гости, ребята, здравствуйте! Мы рады приветствовать вас в музее Боевой Славы, который был основан 6 мая 2000г. по инициативе Союза ветеранов Афганистана и тесной поддержке Управления Образования.
В гражданско-правовом воспитании учащихся школы музей занимает основополагающее значение. Именно здесь на героическом прошлом и настоящем нашего государства мы изучаем историю нашего государства.
Формируем гражданскую компетентность и ответственность учащихся.
Воспитываем у школьников общественную активность, инициативу, чувство любви к родному краю и уважение к традициям нашего государства и школы.
Сегодня мы проводим открытое заседание, которое пройдет в форме дискуссии между учащимися отряда « Поиск» , ученикам 8 классов нашей школы и нашими постоянными гостями: Директор комплексного центра социального обслуживания «Добрый свет» – Клименко В.И., председатель Союза ветеранов Афганистана – Коробов Н.В.
А ты, входя в дома любые,
В квартиры светом залитые
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ
Скажи: Какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет,
И косо посмотрели вслед.
Или незримый прочный след
В чужой душе намного лет.
Что же нам нужно сделать, чтобы мы оставили « след» не на паркете, а в чужих душах на много лет?
Для начала я вам предлагаю посмотреть видео материал, который мы записали с обучающимися 1-11 классов нашей школы (идет просмотр, запись на диске).
- Согласны или не согласны с высказыванием детей?
- Попробуйте дополнить эти высказывания.
- Как взаимосвязаны понятия человек – люди – общество – человечество?
- Каким образом? Идет обсуждение с детьми.
Ведущий: Память и душа каждого человека хранит в себе опыт поколений, все наиболее ценное в системе человеческих отношений к миру, людям, окружающей действительности. Этот опыт и есть культура в самом широком смысле слова. И именно здесь виден и ощутим след добра и зла, прекрасного и безобразного, щедрого и корыстного оставляемого людьми.
Сегодня мы говорим о том, что жизнь общества, его культура, опыт поколений должны быть осмыслены. Чтобы последующие поколения совершенствовали и продолжали поиски блага, добра и справедливости.
Стены этой маленькой комнаты хранят историю жизни и смерти разных поколений. Я предлагаю вам послушать фрагмент экскурсии, после чего мы опять продолжим обсуждение.
Выступление отряда « Поиск» (фрагмент обзорной экскурсии).
1 ученик:
О, сколько сыновей, великая Россия,
Ты отдала за то, чтобы великой быть?!
Безусых, молодых, веселых и красивых;
А ведь они могли сто лет прожить.У памяти своя тропа
Свои не считанные строки,
Свои особые истоки,
Своя высокая судьба.
Ее храня, ее держись.И суть ее понятней станет:
Уходит жизнь – приходит память.
И память возрождает жизнь.
Нет будущего без прошлого, и наша святая обязанность в мельчайших подробностях сохранить память о боевых подвигах тех, кто самоотверженно защищал свободу и независимость родной земли.
Экспонаты музея – яркое и неоспоримое свидетельство того, что и Надымчане внесли достойную лепту в боевую славу России.
Иногда кажется, что все уже сказано о Великой Отечественной войне, написаны все книги, все стихи, все песни, опубликованы все важные документы. И будто бы всю правду мы теперь знаем, не верь тому, кто скажет, что, все просто быльем поросло, и боль прошла. Новые испытания не разлучают, а лишь сближают нас с теми, кто, остался там, на войне.
Наш первый раздел посвящен тем, кто в грозные сороковые годы отстоял свободу и независимость нашей Родины.
Великая Отечественная война, длившаяся 5 лет – героическая страница нашей истории. 1418 дней и ночей шла ожесточенная и кровопролитная война.
Овеянные славой вы шагали,
И как, горные, в иные времена,
Звенели на груди у вас медали.
В рубиновом сиянье ордена…Расправь же, друг, натруженную спину.
Награды фронтовые приколи,
Ведь на твои священные седины,
Равненье держит молодость Земли!
2 ученик: На стенде, посвященном Вов представлены фотографии ветеранов, живших и живущих в Надыме и Надымском районе. На сегодняшний день в районе проживает 138 человек, имеющих непосредственное отношение к великой Отечественной войне.
- Белобров Иван Петрович (участник ВОВ).
- Карпов Иван Семенович (участник ВОВ).
- Красильникова Мария Яковлевна (участник ВОВ).
- Кучевасов Илья Григорьевич (участник ВОВ).
- Матвеев Алексей Павлович (участник ВОВ).
- Михеева Антонина Ивановна (участник ВОВ).
- Полуэктова Варвара Ильинична (участник ВОВ).
- Семенов Василий Филиппович (участник ВОВ).
- Шпиленко Владимир Иванович (участник ВОВ).
Продолжая говорить о ВОВ, хочется рассказать о следующих экспонатах, которые хранятся у нас в музее.
- Газета «Красная звезда», вышедшая 10 мая 1945 года, передана в дар музею Яченко Николаем Викторовичем. Этой газете уже 60 лет.
- Памятные альбомы, оформленные ветеранами ВОВ.
- Ложка сибиряка Ивана Распутина 1904 года рождения, пропавшего без вести в 1942 году, в Ленинградской области. Она найдена и передана в дар музею руководителем Тюменского музея «Память сердца» Гавриловой.
- «Книга расстрелянных», (особая роль в создании этой книги принадлежит полковнику Александру Петрушину, которые имел ранние архивы и запретные прежде документы. В этой книге собраны списки наших сограждан, убитые в 20-40 годы на территории нынешней Тюменской области.
К 30-летию города Надыма, был выпущен сборник воспоминаний вдов участников ВОВ.
Эти люди воевали за наше будущее. Низкий им поклон от благодарных потомков!!!
3 ученик: Ветеран…Какой он? Сколько ему лет? И 75, и 45 и 20….Дед, отец, сын!
Поколение за поколением сгорает в топке войны.
Челом, приникнув к обелиску,
Стоит Россия как вдова,
Печальный плат спадает низко
Здесь к месту плач, а не слова…
И тихо слезы льет Россия:
В Земле лежат ее сыны…
Бывают слезы от бессилья
А эти мужеству сродни…
Наш следующий раздел посвящен ветеранам Афганской войны. У этой войны были свои особенности, своя тактика и стратегия, была борьба на дорогах, на огромных протяженных трассах, по ущельям, пустыням, по древним караванным путям. Была бесконечная война, в которую каждый солдат и офицер вносили свой неповторимый вклад, сделавший эту азиатскую войну, непохожую ни на одну другую.
Из Земли изувеченной язвами мин.
Изможденные, злые как черти
Ветераны боев возвращались в мир.
На правах победителей смерти.
Введение советских войск в Афганистан, в декабре 1979 года ради сохранения просоветского режима, обернулось для страны десятилетней войной, которая унесла 13.000 военнослужащих, свыше 35000 раненных.
4 ученик: Из надымского района 148 человек прошли через горнило этой войны. Фотографии некоторых из них представлены на стенде:
Постоянные гости в нашем музее:
- Усанов Алексей Владимирович.
- Лебедев Александр Валентинович.
- Коробов Николай Владимирович.
- Хижняк Владимир Иванович.
- Ефимов Александр Александрович.
- Василенко Евгений Александрович.
- Москин Юрий Евгеньевич.
- Баландин Андрей Владимирович.
- Нуфер Федор Моисеевич.
- Рыбкин Анатолий Валерьевич.
Экспозиция, посвященная Афганской войне представлена в виде фотографий, переданных в дар музею, воинами-афганцами и музейных экспонатов-вещей, которые тоже воевали вместе с людьми.
- Котелок, переданный в дар музею Нестерчук Виктором тоже имеет свою историю. На поле боя, этот котелок спас жизнь своему хозяину, получив пулю за него. При отправке раненых, Виктор забросил котелок в вертолет. И только через много лет, Виктор найдя этот котелок, передал его в дар музею.
- Гимнастерка-афганка, согревавшая от холода тоже была передана в дар музею Нестерчук Юрием.
- Парадная форма воздушно-десантных войск (1987год).
- Полевой комуфляж (1999год).
- Гранатомет, штык, маджахетка, афганская панама и многое другое.
Больно и горько говорить о тех, чью жизнь Афганская война унесла, о тех, кто не вернулся домой.
- Попов Иван.
- Гребнев Александр.
- Митрофанов Эдуард.
- Бобровский Ярослав.
- Сапрыкин Юрий.
- Кардаш Константин.
- Иванайский Николай.
- Бугаец Сергей.
- Куликов Владимир.
- Хабиббулин Александр.
Вечная память Вам, отдавшим жизнь в Афганской войне.
5 ученик:
Когда же наконец Земля устанет,
От горьких и безжалостных потерь.
Еще кровав песок в Афганистане,
И вот теперь, и вот опять теперь….
Все новые и новые горячие точки вспыхивают на карте нашей страны.
Третий раздел нашей экспозиции – незаконченная книга Чеченской войны.
Для нас –это самый страшный раздел, потому что мы больше всего хотим, чтобы экспонатов в этой части не прибавлялось.
Но на войне, как на войне. Защитники Отечества выполняют свой долг, мужественно идут до конца, гибнут от бандитских пуль, остаются калеками.
191 надымчанин вернулись с фронтов Чеченской войны.
Петр Еркулев пережил все ужасы этой войны. Был ранен, попадал в плен, находился между жизнью и смертью. Но его огромное желание выжить и помощь врачей помогли ему вернуться в родной город. Награжден Орденом мужества. Умер от ран в 2005 году, похоронен в г. Надыме на Аллее Славы.
Бамбуров Сергей Александрович. Трагедия произошла 4 сентября 2001 года. При сопровождении колонны по маршруту Шали-Грозный-Подведено пропустили вперед колонну МВД. БМП, на которой ехал Сергей и трое его сослуживцев подорвали боевики. Это обстоятельство задержало продвижение остальных машин. Бамбуров Сергей похоронен на Аллее Славы в г.Тольяти.
Калугин Дмитрий. Трагедия произошла 8 мая 1995 года. В Чечне Дима пробыл с 3 по 8 мая 95 года, всего 5 дней, получив ранение в голову. Погиб Дима вместе с 45 морскими пехотинцами.
В воинской части г. Балтийска, откуда уходил Дима в Чечню, свято хранят память о погибших товарищах – 46 морских пехотинцах, погибших на войне. Похоронен Дима в Надыме. В дар музею мамой Димы, Семушкиной Ниной Ивановной была передана книга «Морская пехота Балтики».
Санников Александр. Закончил в 2002 году Тюменское Высшее Инженерно-командное училище. По распределению попал в республику Дагестан, город Каспийск. В октябре 2002 года был направлен командиром Инженерно-саперного взвода в БТГр. 28 сентября выйдя на инженерную разведку маршрута обнаружил фугас, о чем доложил командованию, и приступил к разминированию фугаса. В тот момент боевики подорвали фугас. Старший лейтенант Санников скончался на месте.
6 ученик:
Был исполнительным и честным.
Сибирский, честный наш солдат…
«Он жизнь отдал, друзей спасая, -
Сказал. Приехавший комбат.
Наградой орден стал посмертно,
Но чем измерить, оценить
Утрату сыны, боль и слезы,
И как все это пережить?»
…И время внешность не состарит:
Солдату только 20 лет
Ему бы жить, любить, смеяться.
Но он погиб, мальчишки нет.
В памяти друзей, в сердцах родных и близких, навсегда останутся эти имена:
- КАЛУГИН ДМИТРИЙ.
- БУРКОВ ИГОРЬ.
- ПЕЛИКСАНОВ ИГОРЬ.
- ИВАНАЙСКИЙ НИКОЛАЙ.
- БУГАЕЦ СЕРГЕЙ.
- САПРЫКИН ЮРИЙ.
- БОБРОВСКИЙ ЯРОСЛАВ.
- МИТОФАНОВ ЭДУАРД.
- ПОПОВ ИВАН.
- ГРЕБНЕВ АЛЕКСАНДР.
- СЕМЕНОВ ВАДИМ.
- БАМБУРОВ СЕРГЕЙ.
- ЛЕГКИЙ РОМАН.
- ТУШНОЛОБОВ АЛЕКСАНДР.
- БИРЮКОВ СЕРГЕЙ.
- ЯДНЕ ГЕННАДИЙ.
- САННИКОВ АЛЕКСАНДР.
Мы услышали рассказ о наших земляках – воинах, которые выполняя свой воинский долг, оставили след в истории нашей страны, истории нашего города.
Какое значение имеет для нас с вами оставленный этими людьми след?
Ответы детей, обсуждение.
Ведущий: Вернемся к словам Р. Гамзатова и к нашей теме: «Мы живем, чтобы оставить след, дом или тропинку. Дерево или слово. Получается, что в основе человеческого бытия лежат дела и поступки, которые определяют цену человеческой жизни».
Сегодня у нас в гостях находятся люди, у которых за плечами очень большой опыт работы и которые могут поделиться своими хорошими делами. Это Клименко Валентина Ивановна – директор комплексного центра социального обслуживания населения «Добрый свет».
Я знаю, что многие ребята с нашей школы сотрудничают с вами.
Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
Какими качествами нужно обладать, или что нужно сделать, чтобы оставить после себя хорошую память?
Ведущий: Один известный философ сказал так: «Мы ничего не можем сделать с длинной нашей жизни, но мы можем сделать что-нибудь с ее шириной и глубиной».
Сегодня, наверное, и вам, подрастающему поколению пришла пора задуматься над этим.
Попробуйте мысленно обратиться к себе, к своей памяти, своей жизни и вспомнить наиболее значимые для себя собственные поступки.
Ответы детей.
Вывод. Все поступки носят этический характер, нравственно окрашены, так как выходят на отношения человека с окружающим миром.
Ведущий: Послушайте отрывок из « Открытого письма молодому человеку о науке жить», французкого писателя Андре Моруа: «не забывайте, что у вас есть нечто более великое, чем вы сами; не забывайте, что это величие заложено в каждом человеке, недаром подлеца мучат угрызения совести, не забывайте, что общими усилиями можно предотвратить катастрофу и не дать земному шару погибнуть от рук его обитателей, не забывайте и о том, что даже если мы идем по краю пропасти, ничто не толкает нас вниз».
Всем внушали, что старые моральные ценности канули в прошлое. Это ложь:….. моральные ценности не бессмысленное изображение дряхлых моралистов. Они потому и называются ценностями, что без них невозможны ни дальнейшее развитие общества, ни счастливая жизнь.
Подводя итог нашей сегодняшней встречи давайте попробуем определить некоторые истины которые помогут нам в дальнейшей жизни оставить след:
Методом свистка определяются правила (высвечиваются на экране):
Нельзя жить только для себя (думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин чувствовать себя несчастным. Каждый, кто живет ради других: ради своей страны, ради женщины, ради творчества, ради голодающих или гонимых, забывает о своих мелких и житейских неурядицах…).
Надо действовать (вместо того, чтобы жаловаться на абсурдность мира, постараемся преобразовать тот уголок, куда забросила нас судьба. Мы не в силах изменить вселенную, да и не нужно к этому стремиться. Наши цели ближе цели и проще: заниматься своим делом – правильно выбрать его, глубоко изучать и достичь в нем мастерства).
Надо верить в силу воли (давая себе поблажки, человек ленится и трусит; усилием воли он заставляет себя трудиться на совесть и совершать геройские поступки. А воля и есть царица добродетелей).
Надо хранить верность (верность слову, обязательствам, другим, себе самому. Надо быть из тех людей, которые никогда не подводят).
Ведущий:
Благодарю, Земля, благодарю.
За то, что видим озеро, зарю,
За все во вокруг, что знаем, слышим, видим,
За эти дали светлые твои,
Пока нам хватит крови и любви,
Ни словом, ни поступком не обидим,
Простите нас деревья и трава
Мы забываем повзрослев едва?
Что общим корнем связаны слова:
Народ и благородство и природа.
Главный вопрос жизни, не то что я могу получить, а что я могу дать.
Р. Баден-Пауэл.