Использование регионального компонента в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Нельзя пробудить чувство Родины
без восприятия и переживания окружающего мира.
Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о  маленьком уголке детства.
Пусть с этим уголком  связывается образ великой Родины.

В.А.Сухомлинский

Родина. Отечество. Отчизна. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой они родились. По-разному рождается у человека чувство любви к родине и причастности к ней. Но как бы ни возникло это чувство, нет ничего дороже у человека, чем родина.

Современное технизированное общество породило личность, отказавшуюся от традиционной народной культуры. Выросли целые поколения, не знающие традиций, духовных, этнических, моральных ценностей своих предков.

Вдумчивое отношение к прошлому всегда делает нас более справедливыми по отношению к настоящему, к нашей современности, и, чтобы по достоинству оценить это настоящее, необходимо знать историю своего края, народа, события седой старины, духовную и хозяйственную жизнь наших предков, все то, что продолжает жить в сознании народа и входит в сокровищницу нашей культуры.

Я работаю учителем в сельской школе. Три года назад организовала кружок по литературному чтению для учащихся начальных классов. Посещая занятия кружка, дети знакомятся с литературным богатством донского казачества: играми, сценками народного театра, былинами и песнями, сказками и преданиями, созданными коренными жителями Дона. Школьники приобщаются к стихам и рассказам наших талантливых писателей – земляков, а также всемирно известных русских писателей – классиков о Доне – батюшке, его неповторимой природе, героическим прошлым, увлекательном настоящем.

Дети на занятиях кружка знакомятся с биографией взрослых и детей, которые жили на Дону, или населяют сегодня ее города, станицы и хутора.

Используя современные технологии отслеживания результатов, взяла фрагмент занятия, показала родителям, коллегам. Провела анкетирование, опрос родителей и учителей, которые отметили эффективность проведенной работы и необходимость ее продолжения.

У детей повысился интерес к литературному чтению, что особенно важно в наше время увлечения компьютерами. Знакомство с литературным наследием Дона затронуло сердце младших школьников, разожгло огонек любви к родному краю и его людям, помогло приобщиться к его истории, духовной культуре.

В 2006 году разработала свою авторскую программу на основе использования регионального компонента в начальной школе “Наши земляки”. Программа реализуются в 4-м классе и рассчитана на 30 часов.

Инновационность данной программы в усилении работы практико-ориентированного и социально значимого характера. Дети знакомятся со старожилами нашей станицы, оказывают посильную помощь пожилым людям, ведут дневник класса, куда записывают воспоминания об истории, событиях станицы. Программа содержит 10 тем; “Все профессии важны”, “Известные люди станицы”, “Страницы истории”, “Вольные казаки”,

“Герои рядом” – эти и другие темы приобщают школьников к традициям, культуре, истории родного края, а главное, к людям, судьбы которых связаны с прошлым и настоящим станицы.

Воспитывают младших школьников, как известно, родители, учителя, школа, социум. От того, какие взаимоотношения сложатся у ребенка с окружающими, как он воспринимает место, где родился и вырос, будет зависеть его желание нести добро, соблюдать общий порядок, беречь общественные ценности.

Я провела анкетирование среди родителей и опрос среди детей. Вопросы предполагали проверку элементарных знаний о станице. В результате выяснилось, что 67% опрошенных не знают, сколько лет нашей станице, 73% – не ответили, откуда пошло название нашей станицы, 39% – не смогли назвать ни одного известного человека, с чьим именем связана история нашей станицы.

Определила цель работы: приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности.

План работы включал в себя:

  1. Сотрудничество с детской библиотекой станицы Кривянской, городским краеведческим музеем г. Новочеркасска.

  2. Экскурсия по улицам станицы, к памятникам и памятным местам.

  3. Встреча с интересными людьми, жителями станицы Кривянской.

  4. Сбор материалов об истории станицы, ее улицах? родной школе.

  5. Участие в школьных и станичных праздниках и фестивалях.

  6. Познавательные игры, викторины, музыкально-литературные композиции.

Нашей школе присвоен статус “казачьей” школы. Силами учителей, учащихся, родителей и общественности станицы Кривянской в школе создан краеведческий музей, где собраны предметы казачьего быта, библиографический материал о наших земляках. Ребята принимали участие в сборе материала. На базе нашей школы проводились проекты “Славен Дон”, “Мы живем в краю родном” и др.

Проведенная работа дала свои положительные результаты. Ребята не только получили знания о станице Кривянской, но у них пробудился интерес к своей “малой” родине. Дети высказали свои предложения: продолжить работу над созданием родословных в семьях.

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является возрождение православных традиций. Эту задачу реализую на уроках “Основ православной культуры”, во внеурочной деятельности, большое внимание уделяется краеведческой работе. В школьном музее собраны экспонаты, рассказывающие об истории, культуре казачества, его православных традициях.

Совместно с воскресной школой при Покровском храме проводились праздники “ Пасхальный звон”, “Рождество”, “Праздник Покрова”.

Результат: дети стали более вдумчиво и бережно относиться к окружающему миру, приобрели опыт философствования, развили умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Считаю, что проведенная работа поможет вырасти моим ребятам активными участниками тех процессов, которые происходят на древней и вечно молодой Донщине.

Тема урока: “Путешествие по донскому краю”

Цели урока:

  • актуализировать знания детей, приобретенные при изучении русского языка;

  • дать детям возможность оценить свои действия, ощутить радость успеха в проявлении своих эмоций;

  • развивать память, внимание, мышление, речь; “орфографическое чутье”;

  • воспитывать патриотические чувства – любовь к малой родине, толерантность.

Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, учебная доска), карточки, рабочие тетради, мяч.

Ход урока