Цель: Закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеологизмы»; уметь находить фразеологизмы и объяснить значение, используя различные типы словарей. Развивать орфрграфическую зоркость и память. Обогатить словарный запас. Воспитывать чувство коллективизма. Через использование фразеологизмов в речи прививать интерес к русскому языку, красоте и точности слова
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок.
Оборудование: Фразеологические словари русского языка, Этимологический словарь, словарь «Крылатые слова», книга Э. Вартаньяна «Почему мы так говорим?», иллюстрации к фразеологизмам.
Подготовительная работа: изучение темы «Фразеологизмы» на уроках основного курса русского языка; создание иллюстраций к фразеологизмам, оформление кабинета в русском народном стиле.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово.
(Звучит музыка. Класс оформлен в русском народном стиле)
Ребята, а вы были когда-нибудь на ярмарке. А что такое ярмарка? (работа со словарем)
Сегодня я приглашаю вас на ярмарку. Только мы будем продавать и покупать товар необычный – свои знания. А знания фразеологии, умелое их использование – часть речевой культуры человека.
(Стихотворение читает ученица.)
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В оттченной и завершенной фразе.
В. Брюсов
Фразеология – это могучее средство меткой и доходчивой передачи мысли. Каждый человек, пришедший на ярмарку, что-то приносит. Вот и вы сегодня пришли на ярмарку не с пустыми руками. Вы ведь уже знаете немало фразеологизмов, значит, вы должны быть удачливыми покупателями.
Цель нашего урока: Обобщить и расширить знания о фразеологизмах, уметь находить фразеологизмы и объяснять их значение)
III. Приветствие.
Подходи, честной народ,
Нынче ярмарка идет.
Собрались купцы честные,
Заморские и местные,
Нам товар свой предлагают
К себе лавку созывают.
Все на свете они знают
Свои конкурсы прелагают.
IV. Конкурс «Вернисаж».
Заглянем в лавку картин. Пора уж закрыть дно ваших корзин.
Я хочу, чтоб вы, ребята, быстро отгадали все, что здесь художники нарисовали.
Представлены рисунки к фразеологизмам:
- Положить зубы на полку.
- Два сапога пара.
- Вылететь из головы.
- Кот наплакал.
- Глаза на мокром месте.
- Гнаться за двумя зайцами.
- Тянуть за язык.
- Вверх дном.
- Держать слово.
- Вбивать в голову.
Угадавшие получают «картину» и жетон.
V. Бакалейная лавка.
Мой товар ты выбирай,
А другой не замечай!
Ты корзину подставляй
Да продуктов насыпай.
(Расплатиться за продукты вы сможете фразеологизмами. Учащиеся называют фразеологизмы, в которых упомянаются овощи, фрукты, любые продукты)
- Задать перцу – перец.
- Пуд соли – соль.
- Калачом не заманишь – калач
- Гадать на кофейной гуще – кофе.
- Чепуха на постном масле – масло.
- Хуже горькой редьки – редька.
VI. Ссора на ярмарке.
Ходим, бродим по базару,
Все любуемся товаром.
Вы слышите какой-то шум, ребята?
Не заглянуть туда нельзя.
(На ярмарке ссора! Как это некстати. Нам необходимо помирить этих замечательных продавцов. А для этого вам, ребята, необходимо назвать фразеологизмы, услышанные в споре)
- Да твоему товару грош цена в базарный день, а ты мне голову морочишь.
- Хочешь меня обвести вокруг пальца?
- Сплошь да рядом продаются по такой цене, а ты мне зубы заговариваешь.
- У меня глаз наметан. Я на этом деле собаку съел. Весь мешок-то гроша ломаного не стоит, а ты готов за стакан семечек последнюю шкуру содрать.
- Ты сегодня с левой ноги встал, что ли?
- Раскричался на всю Ивановскую. Сам сидишь изо дня в день сложа руки, нет бы засучить рукава. Ведь был когда-то мастер на все руки. Тогда и у тебя пошло бы дело на лад, и не свистел бы ветер в карманах.
- Да ты что, белены объелся? Или какая муха укусила? Чтобы я под твою дудку плясал, гусь лапчатый!! Ноги моей больше у тебя не будет.
- Тебя видно и пушкой не прошибешь.
– Сколько услышали фразеологизмов в этом разговоре? Назовите их.
– Вообще-то в жизни они друзья. Одного зовут Сидор, а другого Фома. Вспомните фразеологизмы с их именами.
- Неверующий Фома.
- Драть как Сидорову козу.
VII. Фразеологизмы и мифы.
Сколько на ярмарке нашей гостей! Из-за дальних морей и родных волостей. Из Древнего Рима, Афин и Палады. И мы всегда им рады. Некоторые фразеологизмы пришли к нам из мифов.
– На какой миф указывают следующие фразеологизмы?
- Ахиллесова пята
- Гордиев узел
- Домоклов меч
- Дары данайцев
- Двуликий янус
VIII. Игра «Аукцион».
Подходи, честной народ.
Знатоков тут бой идет.
И кто думать не ленится,
В бою, конечно, отличится.
(Назвать фразеологизмы, в которых названы части тела человека (дом. задание). Побеждает ученик, назвавший фразеологизм последним. Он получает приз – «кот в мешке»).
Скоро заканчивается ярмарка. Уже утихли крики «продавцов». Одни осматривают купленные товары, другие считают вырученные деньги. Сейчас и мы должны оценить результаты торгов. Благодарю за участие в ярмарке самых активных и удачливых «покупателей», а также «купцов».
(Подсчитываются жетоны, подводятся итоги).
IX. Итог урока:
Вот и закончилась ярмарка, но не закончилось наше знакомство с миром Фразеологии. Надеюсь, вы вернетесь туда еще не один раз, ведь вы увидели насколько увлекателен этот мир, как он неразрывно связан с жизнью народа.
Фразеологизмы делают нашу речь емкой и образной. Однако, это происходит только в том случае, когда говорящий понимает значение фразеологизмов.
«Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлились в народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины и уродство предрассудков».
М. Шолохов.Созвучья слова не случайны!
Пусть связь речений далека,
В ней неразгаданные тайны
Всего живого языка.
Домашнее задание. Р.Р. Написать сказку о лентяе и труженике, используя фразеологизмы.