Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу”.
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать.
И правда здорово, когда ребёнок читает самостоятельно, но как привить ребёнку любовь к чтению, как сформировать потребности самостоятельно читать, как сделать книгу другом и помощником?
Курс чтения в начальных классах должен играть исключительно большую роль в становлении личности младшего школьника, его образовании, развитии. К огромному сожалению, сегодня львиную долю информации дети получают из другого источника – телевидения, Интернета. Ребёнок становится пассивным наблюдателем того, что происходит на экране. Становится беднее словарный запас; на смену активному общению приходят индивидуальные игры, затрудняющие формирование связной разговорной речи; ребёнок не всегда готов слушать и слышать речь взрослого и сверстника. В результате снижается общекультурный уровень ребёнка, возникают трудности в его обучении.
Требования сегодняшнего времени таковы, что мало только уметь читать, находить главную мысль, необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности.
Какова при этом роль учителя? Как добиться, чтобы дети любили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению постоянно возрастал? Эти вопросы мучают каждого учителя.
Осознавая, что интерес рождает стремление к познанию, я пересмотрела свои подходы к организации учебной деятельности на уроках литературного чтения, разнообразив их занимательным и “затруднительным” материалом, а в дальнейшем, привлечением самих учащихся к подбору материалов для урока: загадки, ребусы, кроссворды, этнография слов, головоломки. Со второго полугодия 2-го класса учащиеся заводят тетради. Записи в тетрадях дисциплинируют, вызывают интерес к изучаемому, заставляют быть более внимательными к каждому слову, словосочетанию, предложению. Постепенно все дети втягиваются в эту работу и к концу 4 класса в тетрадях можно прочитать собственные впечатления о прочитанных произведениях, увидеть рисунки, картинки, любимые стихи и басни, пословицы и поговорки, мини-сочинения и даже стихи собственного сочинения. Часто проводим выставки тетрадей, рисунков.
В нынешний век компьютеризации большинство заданий переводятся на слайды. На уроке с информационно-коммуникативными технологиями я, как учитель, выступаю в качестве консультанта, что способствует развитию познавательной активности учащихся, более полному усвоению ими учебной информации.
Большое значение имеет работа с родителями. Интересуюсь семейной библиотекой, тем, какое место в семье занимает книга. На первом же родительском собрании вручаю памятку: помните, чтение – это окно в мир познания, хорошее чтение является залогом успешного обучения ребёнка по всем предметам, только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребёнок полюбил книгу. Своя, собственная, пусть и небольшая домашняя библиотечка, дает возможность обмениваться книгами с товарищами, обсудить прочитанное. Часто спрашиваю как у детей: “А что читает мама в данный момент?”, “Чем интересуется папа? Что больше всего читает брат?”, так и родителей: “Где берёт книги ребёнок?” “Читает ли ребёнок дома?”, “Как Вы помогаете ребенку полюбить книги?”.
Важную роль играет связь с библиотеками, особенно со школьной. Мы проводим литературные викторины, игры, ежемесячные посещения центральной районной библиотеки, где знакомимся с книжными новинками. Вошло в традицию участие в театральных постановках, приуроченных памятным датам.
Интересны и уроки внеклассного чтения. Обычно к ним дети готовятся целую неделю, подбирают материал о писателе или поэте, организуют выставку книг.
Я с огромным удовлетворением отметила рост читательской активности моих учеников, стремление читать правильно, выразительно. Соответственно, возросла и скорость чтения. У каждого ученика есть диаграмма роста читателя, который дополняется в конце каждой четверти. Дети любят уроки литературного чтения, ведут поиск произведений авторов, изучаемых на уроках, но не входящих в программный материал, делятся друг с другом впечатлениями о прочитанном. Стали больше посещать школьную библиотеку. Очень отрадно, что многие родители поддержали меня. Силами родителей была организована выставка книг – “А вы читали эти книги?”, где родители представили свои любимые детские книги. Так же было составлено обращение к родителям.
Мои ученики стали моими основными помощниками, проявляя огромное желание помочь другим ребятам.
Как сделать так, чтобы мы не забыли свою русскую классическую литературу? Этим вопросом задались мои ученики в ходе знакомства с творчеством А.С.Пушкина. После знакомства с отрывком из поэмы “Руслан и Людмила” дети высказали желание познакомиться с другими сказками А.С.Пушкина. Для этого было решено:
1. Выбрать произведения А.С.Пушкина (посещение библиотеки, выбор книг, самостоятельное знакомство с ними) и разработать сценарий внеклассного мероприятия.
2. Оформление выставки книг.
3. Подготовить вопросы для викторины, отрывки из мультфильмов.
4. Устроить выставку волшебных предметов из сказок А.С. Пушкина. (Оформление коллажа)
5. Научиться видеть необычное в обычном.
6. Стань волшебником хотя бы на миг. (Добрые дела)
7. Конкурс рисунков.
Данное внеклассное мероприятие является обобщением серии занятий, направленных на развитие учебно-познавательной деятельности учащихся младших школьников. Использовать эти материалы можно на любом году обучения. Яркая презентация к данному мероприятию позволяет применить даже в 1-х классах. В процессе мероприятия дети не только закрепляют свои знания по пройденному материалу, но и узнают новые сведения о ранее знакомых сказках.
Цели. Прививать любовь к чтению; развивать творческое воображение, память, эстетическое восприятие; развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С. Пушкина.
Задачи. Учиться обмениваться мнениями с партнёрами; обосновывать своё мнение при помощи прочитанной или услышанной информации.
Оборудование. Портрет А.С. Пушкина; иллюстрации художников к сказкам Пушкина; выставка детских рисунков по творчеству поэта, презентация к сценарию.
Ход мероприятия
Слайд №1-3.
Урок начинается с демонстрации портрета А.С. Пушкина и вопросов.
- Кто изображен на портрете?
- Что вы знаете об этом замечательном поэте?
- Какие произведения А.С. Пушкина адресованы детям?
- Назовите ваше любимое стихотворение Пушкина.
Учитель. Сегодня мы проведем конкурс, посвященный творчеству поэта. За каждый правильный ответ я буду давать жетончик. Та команда, у которой их будет больше, выйдет победителем.
Слайд №4-12
Конкурс 1. “Из какой сказки”
У. Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне...
Д. “Сказка о мертвой царевне...”
У.“Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир”.
- “Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”.
- “Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя Родила богатыря”.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль – и в щель забился.
Д. “Сказка о царе Салтане...”
У. Засмеялся Балда лукаво:
“Что ты это выдумал, право?
Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим Балдою?”
Д. “Сказка о попе и о работнике его Балде”.
У. …Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…
Д. “Сказка о царе Салтане...”
- “Царь! - ответствует мудрец, -
Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу”.
Крайне царь был изумлен.
“Что ты? - старцу молвил он, -
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся.
Д. “Сказка о золотом петушке”.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
ровно тридцать лет и три года.
Д. “Сказка о рыбаке и рыбке”.
Слайд №13-19
Конкурс 2. “Сказочный эрудит”
Учащиеся должны близко к тексту ответить на вопросы.
Вопрос №1.
У. Сколько лет прожил старик со
своею старухой “у самого синего моря”?
Д. Ровно тридцать лет и три года.
Вопрос №2
У. С какими словами обращалась злая царица
к своему зеркальцу?
Д. Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Вопрос №3
У. Как предупреждал петушок царя Дадона об
опасности?
Д. И кричит: “Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!”
Вопрос №4
У. Кого спрашивал царевич Елисей о
своей невесте?
Д. Солнышко, месяц, ветер.
Вопрос №5
У. Как звали пса, который сторожил терем
братьев-богатырей?
Д. Соколко.
Вопрос №6
У. Через сколько дней войско царя Дадона
встретило шамаханскую царицу?
Д. Через восемь дней.
Слайд №20-31
Конкурс 3. “Кто это?”
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой лёгкой завострил
И пошёл на край долины
У моря искать дичины.
Д. Царь Гвидон.
Видит: весь сияя в злате,
Царь… сидит в палате
На престоле и в венце .
С грустной думой на лице.
Д. Царь Салтан.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Д. Царевна Лебедь.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел.
Д. Царь Дадон.
“Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой”.
Д. Старуха.
Учитель подводит итоги трёх конкурсов.
У. А теперь мы будем строить музей пушкинских сказок. Для музея нужно помещение. Вспомните, пожалуйста, какие сказочные дома встречаются в пушкинских сказках.
Дети должны назвать землянку, крестьянскую избу, терем, царские палаты, шелковый шатер, хрустальный дом, горницу, замок, светлицу. Потом заранее подготовленные дети читают отрывки из сказок об этих помещениях.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми тесовыми вороты.
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Все в безмолвии чудесном
Вкруг шатра.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
– Что же мы выберем для нашего музея?
Большинством учеников был выбран терем.
– Где он будет стоять?
Д. Он будет стоять на берегу моря, на холме.
У. А что же будет расти перед нашим музеем?
Дети вновь обращаются к сказкам Пушкина.
Д. Зеленые дубравы.
– Дуб зеленый над холмом.
– Глушь лесная.
У. Кто поселится рядом с нашим музеем?
Вспомните, какие животные, птицы, насекомые, рыбы
встречались вам в сказках Пушкина.
Д. Белка-чудесница.
– Донские жеребцы.
– Комар, шмель, муха.
– Белая лебедь.
– Коршун.
– Два зайца, кобыла.
– Пес Соколко.
– Золотой петушок, кот ученый.
– Золотая рыбка.
У. Теперь давайте создадим комнату чудес. Вспомните чудеса, происходящие в сказках Пушкина.
Дети выполняют задание.
– Какими волшебными предметами заполним мы полки музея?
Д. Это могут быть волшебное зеркальце,
золотые орешки.
У. Кто же будет охранять наш музей?
Д. Золотой петушок.
– Пес Соколко.
– Тридцать три богатыря.
У. А теперь каждая команда нарисует свой “Пушкинский музей”.
В заключение урока проводится конкурс на лучшее чтение произведений А.С. Пушкина, на лучший рисунок “Пушкинский музей”. Подводятся общие итоги урока-конкурса, определяется победитель (по количеству жетончиков, полученных за правильные ответы).