Интегрированный урок (окружающий мир + литературное чтение) "В гости к зиме"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока: провести наблюдения за зимними изменениями в природе; прививать любовь к природе, учить понимать природу; работать над развитием выразительной речи, мышления, расширить кругозор детей.

Материалы: учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир 2 класс", тетрадь, учебник Л.А. Ефросининой "Литературное чтение", компьютер, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, мои юные друзья! Приглашаю вас в гости к очень красивому времени году, а какое это время года, вы скажите сами.

Белолица, краснощека,
Смотрит из ажурных окон,
В белом инее сама
Раскрасавица ... (зима)

Слайд 4.

- Подумайте и расскажите, как нужно себя вести в зимнем лесу? (ответы детей.)

- Правильно. В лесу нельзя шуметь - птицы разлетятся и мы их не увидим.

- Нельзя сходить с тропы, можно провалиться глубоко в снег.

2. Сообщение темы и целей урока.

- О чём мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете из загадки:

Снег на полях,

Лёд на реках, Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

(Зимой)

- Да, сегодня мы будем говорить о зиме, об изменениях в живой и неживой природе с наступлением зимы.

3. Работа над темой урока.

1) Неживая природа зимой.

- Назовите зимние месяцы.

Слайд 5.

- По своим наблюдениям расскажи, что изменилось в природе с приходом зимы.

- Вспомни свойства снега и льда.

Работа в группе.

Чтение текста в учебнике "Окружающий мир" "Неживая природа зимой" с. 40- 41.

- Какие явления в неживой природе происходят зимой? (оттепель, гололедица, снегопад, изморозь, метель.)

Слайд 6,7.

- А ещё какие природные явления вы знаете? (Вьюга, пурга).

2) Живая природа зимой.

- А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений. Как зимуют деревья? (Лиственные сбросили листву, хвойные - стоят зелёные).

Слайд 8.

- Как зимуют кустарники и травы? (Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, но не все).

Рисунок в учебнике.

Есть травянистые растения: земляника, копытень, а также озимая рожь и озимая пшеница, которые уходят под снег зелёными. Как вы думаете, почему они не замерзают?

(Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.)

- Здесь мы можем видеть связь живой и неживой природы.

- А как можно зимой определить дерево, если оно без листвы? (По стволу, по плодам, по семенам.)

Зима- период покоя в жизни растений. Зимой не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так "привыкли" к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит "дозревание" почек. А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? Оказывается, можно. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.

- А как звери готовятся к зиме?

Работа в тетрадях "Окружающий мир".

Физкультминутка.

На морозе.

Руки вверх, ручки вниз.
На носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем поприседаем,
Никогда не замерзаем.

Работа по учебнику: литературное чтение.

- Давайте вспомним, из каких произведений мы узнали как зимуют животные?

(Из рассказа Г. Скребицкого и В. Чаплиной "Как белочка зимует", З.Александровой "Зима", Э. Шима "Всем вам крышка", И. Соколова - Микитова "Зима в лесу").

Работа с произведением И. Соколова - Микитова "Зима в лесу".

Найдите и прочитайте в тексте, о жизни зимой какого животного вы узнали?

Лучше всех в лесу лежебоке- медведю. С осени приготовил запасливый мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек - лапок, надрал пахучей смолистой коры.

Тепло и уютно в медвежье лесной квартире. Лежит мишка, с боку на бок переворачивается. Слайд 9.

- А что узнали о беляках - зайцах?

Плохо осенью в лесу белякам - зайцам.

Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка.

Пушистым снегом накрылись деревья, побелели лесные полянки. Обрадовались беляки - зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку.

Слайд 9.

Работа с произведением Э. Шима "Всем вам крышка".

- Кто зимует в лужице? (Жуки-плавунцы, жуки- водолюбы, жуки-вертячки, водяные паучки, блошки да личинки. Жуки да личинки на дно опустились, в мягкий ил закопались.)

Слайд 10,Слайд 11.

- Кто зимует в болоте? (Лягушки, тритоны, улитки. Лягушки в тину зарылись, улитки вход в раковину известковыми дверцами закрыли)

Слайд 12.

- Кто зимует в озере? (Щуки, окуни, пескари, мальки- сеголетки. Рыбы яму отыскали поглубже, улеглись рядком, спят. А для тех, кто не спит, люди прорубь во льду устроили.

- Дышите себе, говорят, - на здоровье!)

Слайд 13, 14.

Работа с произведением Г. Скребицкого, В. Чаплиной "Как белочка зимует".

- Найдите и прочитайте, как белочка зимует?

Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веточек, из сучьев. Да как сделано- то ловко - будто большой шар, круглое, а сбоку - лазейка.

Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нём, тепло. Заберётся белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, ещё лазейку подстилкой закроет.

Потом свернётся клубочком, пушистым хвостом прикроется и спит.

- А чем же питается белочка?

Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнётся и поскачет с дерева на дерево - еду себе добывать: где еловую шишку сорвёт, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главная еда у белки ещё с осени в кладовочке запасена - в дупле старого дерева. Там у неё жёлуди и орехи есть - на всю зиму запасов хватит.

Слайд 15.

Работа с произведением И. Соколов- Микитов "Узоры на снегу".

- Какие следы на снегу увидел автор?

- Чем покрыта земля?

- Что за скатерть?

- Какая она? Почему?

- Какие сугробы в лесу?

- Когда они могут быть глубокими?

- Как автор говорит о лесе?

- С чем он сравнивает снег? Почему?

- Как вы понимаете, выражение "читать следы".

Слайд 16, 17,18.

Работа в парах.

Запишите названия животных, которые нарисовали узоры на снегу. (зайчик, горностай, лиса, волки, лоси)

- Найдите и прочитайте, как передвигался зайчик?

- Найдите его следы на рисунке.

- Чем питался зайчик?

- Что нам рассказывает автор о горностае?

- За кем он охотился?

- На что похожи следы старой лисицы?

- Найдите её следы.

- Как передвигались по опушке волки? Почему?

- Как нам автор рассказывает о лосях?

- Почему они копытами поднимали снег?

- Как зимуют птицы?

Стихотворение читает учитель.

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.

Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.

У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки,
Громко говорят снегири.

Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовётся бойкий чиж.

Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клёст своих птенцов.

Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы,
И торопятся куда- то
Ярко - красные щуры.

Слайд 19, 20, 21.

- Какие ещё птицы зимуют в наших краях? (Сороки, вороны, воробьи).

Слайд 22.

- Какие прилетают зимовать с севера? (Снегири, свиристели).

Слайд 23.

4. Итог урока.

- Как зимуют различные звери, птицы, рыбы?

- Какие явления в неживой природе происходят зимой?

5. Домашнее задание.

1. Прочитать в учебнике текст "Зимняя жизнь зверей".

2. Выполнить задание в тетради задания к тексту.

Список литературы.

  1. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" О.В.Казаковой, Н.А. Сбоевой, Н.И.Гаврилкиной.
  2. Младшие школьники на уроке. В.И.Ковалько.

Приложение.