“Знание только тогда знание, когда
приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью!”
Л.Н.Толстой
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания. Эти знания более прочные. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого.
В качестве основных неоспоримых достоинств выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Для успешного формирования творческой личности необходимы педагогические условия.
Анализ литературы позволяет выделить следующее:
- творчество ученика возможно в условиях самостоятельного добывания знаний, саморазвития;
- первоначально необходимо развивать внутренние возможности, а потом приращивать новые знания;
- воспитать творческую личность может только творческий педагог.
Поддерживать интерес к деятельности необходимо через стимулирующую мотивацию, которая является актуальной потребностью для самого ребенка. В поддержании такого интереса способствует применение разнообразных форм работы, которые используются в основном во внеурочное время.
Во внеклассной работе больше, чем в любой другой, проявляется влияние личности учителя, его кругозора, интересов, теоретического и нравственного багажа.
Содержание внеклассной работы подчиняется строго определенным требованиям:
- научности (устанавливает определенное соотношение содержания школьного предмета с содержанием науки);
- доступности (содержание должно соответствовать возрастным особенностям учащихся, не уходить далеко от школьной программы, стимулировать стремление к познанию, к работе с дополнительной литературой, к исследовательской деятельности);
- актуальности и практической значимости (связь с жизнью);
- занимательности (учащемуся должно быть интересно во время проведения внеклассной работы).
Деятельность школьника, которая носит творческий характер, заставляет его постоянно думать, становится привлекательной для развития его собственных способностей и укрепляет положительную самооценку ребенка. Она порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых результатов.
Проектно-исследовательская деятельность – одна из форм работы, которая соответствует всем выше перечисленным требованиям.
На проект можно смотреть с разных сторон. С точки зрения учащегося, это возможность сделать что-то интересное самостоятельно или в группе; это деятельность, позволяющая проявить себя; деятельность, направленная на решение проблемы, сформулированной самостоятельно.
С точки зрения педагога, проект – это и задание для учащихся, и их целенаправленная работа, и форма организации взаимодействия учащихся с педагогом и между собой, и результат деятельности как найденный способ решения поставленной проблемы.
Анализируя наш опыт работы, можно сказать, что активное участие школьников в исследовательской работе позволяет им без проблем перейти на высший уровень активности, выявляет их творческий потенциал. Проект всегда связывается с образованием нового продукта в ситуации разрешения проблемы. На разных этапах работы над проектом можно наблюдать развитие творческого потенциала школьников: постановка проблемы, оценка составляющих проблемы (поиск и отбор информации, разделение процесса на отдельные шаги), перебор и анализ вариантов решения, поиск оптимальных путей решения проблемы.
Одной из форм развития творческих способностей личности являются экскурсии в природу или проведение исследований в полевых условиях. Занятия такого рода позволяют учащимся применять знания и умения, полученные на уроках. Здесь происходит закрепление и глубокое осмысление знаний, выработка умений применять изучаемый материал на практике.
При непосредственном общении с природой и изучении живых объектов в естественных условиях обитания мы вооружаем школьников ценностями, побуждениями, смыслами, развиваем творческое воображение. Это развивает у школьников знания о природе и основные мыслительные функции; мотивирует на ценностно-ориентированную и социально-значимую деятельность; формирует стереотипы поведения в природной и социальной среде.
Решив основную задачу проекта – получить конечный результат, учащиеся много сил и времени тратят на подготовку некоего продукта, который собираются показывать – нечто конечное и наглядное. Это и есть продукт работы над проектом – фактически один из результатов осуществления проекта.
Словом, результаты выполненных проектов должны быть, что называется, “осязаемыми”. Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Все работы, сделанные учащимися, сопровождаются компьютерными презентациями под руководством педагогов, которые могут быть использованы учителем на уроках. В результате использования учащимися метода презентационных технологий происходит процесс интеграции естественных наук с информатикой и другими предметами (межпредметные связи).
Представляя продукт своей деятельности, учащиеся рассказывают о своих идеях, их обсуждении, какие трудности преодолевались и как – это так называемая рефлексия деятельности.
Важно то, что педагог не дает учащимся готовые знания. У учеников есть право выбора первого шага, хода, цели проекта. Идя к этой цели, они “добывают” знания, черпают их разных предметных областей, используют их в той деятельности, которая им интересна. Задача педагога – тактично помочь своим ученикам.
Проектная технология — оригинальная технология, так как это технология успеха, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполнения, оформления и оценки проекта координаторами, компетентными жюри различных конкурсов, смотров, фестивалей... Материалы проектов могут стать основой для оформления кабинетов, для выставок, экспозиций, макетирования книг, задуманных и написанных детьми...
Ведь “без святого и драгоценного, унесённого в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек”. Трудно не согласиться с великим Ф.М. Достоевским.