Одним из принципов отбора содержания непрерывного образования детей младшего школьного возраста, является принцип развития, который предполагает ориентацию на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности и творческих способностей ребенка. От нас, педагогов начальной школы, требуется не просто дать детям знания и сформировать определенные предметные умения и навыки, но и развивать личностные способности учащихся: умение определить для себя цель работы на уроке, причины своего успеха или затруднения, оценить свою учебную деятельность.
Решать эти задачи мне помогают модульные уроки. Программа “Школа 2100” построена на деятельностном подходе. Модульная технология также “исповедует” ряд принципов, которые перекликаются с деятельностным подходом. Это принцип деятельности, предполагающий большую часть учебного времени посвящать самостоятельной работе учащихся. Его реализация придает учебной деятельности активный и осознанный характер. Принцип модульного обучения – гибкость. Он открывает возможности для выбора учащимися уровней сложности изучаемого материала в соответствии с их целями и создает условия для дифференциации учебной деятельности детей.
Принцип паритетности дает возможность учителю и учащимся совместно определять цели, мотивы учебной деятельности, нести ответственность за качество и уровень конечного результата.
В начальных классах модульную технологию в “чистом виде” полностью использовать нельзя, но адаптировать можно.
При изучении темы даётся задание составить алгоритм прошедшего урока. Используя полученные знания, обучающиеся правильно и с удовольствием выполняют его.
В следующий раз школьникам предлагается поработать по алгоритму, который задан блок-схемой.
Потом алгоритм урока был усложнен, а также введена бальная система оценки деятельности.
Большое значение придаётся мотивации учебной деятельности на всех этапах урока, постановке целей, задач урока. Стараюсь привлечь к этому виду деятельности учащихся. При подведении итога урока прошу ребят высказываться о том, довольны ли они своей работой на уроке или нет, какое задание понравилось больше всего, при выполнении какого задания испытывали затруднение. Считаю, что самое ценное в подведении итога урока – осмысление, анализ детьми своей деятельности на уроке, результатов этой деятельности, т.е. личностная рефлексия. Она позволяет нам с ребятами наметить цели и задачи последующих уроков.
Постепенно происходит переход к работе по разветвляющему алгоритму, а что бы интерес ни пропал, вводятся в занятия элементы игры.
Конечно, не предлагается каждый урок в начальной школе выстраивать как модульный, да это и не требуется. Нужно заметить, что такой урок предполагает большую подготовку, как учителя, так и учащихся. С помощью модульных уроков под дозированным руководством учителя дети действительно учатся учиться. Но прежде педагог должен проанализировать возможности учащихся, уровень их развития, воспитанности и постепенно, шаг за шагом, готовить детей к самостоятельной учебной деятельности.
Большинство обучающиеся работая по заданной блок-схеме на данном этапе умеет:
- работать в паре, группе и самостоятельно;
- определить для себя основную цель работы на уроке;
- оценить свою деятельность;
- проанализировать собственное продвижение на данном уроке.
Кроме того, наблюдения показывают, что знания, полученные самостоятельно и осознано, да еще и оцененные другом или соседом по парте, более прочные. А это тоже важно.
Модульная технология является гуманистической технологией, т.к. ребёнок в ней является не объектом обучения, а субъектом. Развитие в процессе самостоятельной работы дает больший результат, чем попытки привить “сверху” необходимые умения и навыки. Причём в отношении между учеником и учителем устанавливаются субъект - субъектные отношения, где учитель - партнёр в учении, а не “даватель” знаний. Ученик учится сам, а учитель лишь осуществляет мотивационное управление его учением. Ученик свободен, его интересы не ущемляются, результаты работы основаны в первую очередь, на основе его самооценки. Следовательно, модульная технология - личностно-ориентированная технология, где в центре образовательной системы стоит личность ребенка, она же и является основной целью образовательной системы. Прочность и осознанность усвоения материала, развитие интеллекта также зависит от степени самостоятельности ученика в оперировании учебным материалом.
При модульной технологии приемы организации самостоятельной индивидуальной и групповой работы школьников приводятся в систему. Возможно использование всех известных педагогической науке методов обучения, в частности методов самостоятельной работы. Главное, чтобы эти методы позволяли достичь поставленной цели.