УМК: “Начальная школа XXI века” (под редакцией Н.Ф. Виноградовой).
Авторы учебника: Л.А. Ефросинина; М.И. Оморокова.
Класс: 3-й.
Тема урока: “И.А. Крылов. Басня “Ворона и Лисица”.
Цель урока: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова “Ворона и Лисица”.
Задачи:
Образовательные:
- продолжить знакомство с художественным жанром – басней;
- добиться понимания содержаний басен, умения сравнивать басни: находить общее и различие, воздействия содержания на чувства, мысли детей; выделять мораль в басне.
Развивающие:
- развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь;
- умения и навыки анализа басен, поиск главного, развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитательные возможности текста.
Оборудование:
- презентация “Басни Крылова”,
- толковые словари С.Ожегова и В.Даля.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Знакомство с произведениями И.А. Крылова
(выставка книг)– Рассмотрите книжную выставку.
– Как вы думаете, с произведениями какого автора мы будем работать сегодня на уроке?
(Слайд 1)
– Прочитайте высказывание Крылова:
“ Люблю, где случай есть, пороки пощипать…”
(Слайд 2)
– Как вы понимаете, что такое “порок”?
Порок – предосудительный недостаток, позорящее свойство.
– Как вы понимаете это высказывание?
– Сегодня на уроке мы познакомимся с прекрасным миром басен
И.А. Крылова. Выясним, какие пороки он высмеивает.
3. Знакомство с биографией И.А. Крылова
(Рассказывает подготовленный ученик)
Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. За свою жизнь Крылов написал около 200 басен. Родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и маленький Ваня не смог получить хорошего образования. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец, поэтому мальчику пришлось поступить на работу. Басни Крылов стал писать, когда ему было уже 37 лет. Басни его не стареют. Они переведены больше, чем на 50 языков.
4. Работа с толковыми словарями С.Ожегова и В.Даля
(Работа в 2 группах)
– Что же такое басня? (ответы детей)
– Найдите в толковых словарях, какое же определение дают С.Ожегов и В.Даль.
Басня (по С.Ожегову) – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение.
(Слайд 3)
Басня (по В.Далю) –
– Сравните эти два определения.
– Что общего? Чем отличаются?
– Составим из двух значений своё определение басни.
(Ответы детей)
Басня – это …
(Слайд 3, продолжение)
– Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, всё же сказать правду ему в глаза. Хотя перед нами предстают звери, птицы, предметы, мы всегда понимаем, что речь идёт о людях.
– Почему басни еще называют нравоучительными произведениями?
– С помощью чего в басни подчеркивается нравоучительный смысл? (мораль)
5. Повторение изученных басен
Игра “Мораль сей басни такова…”
– Угадайте, в какой басне такая мораль и назовите её героев?
- “ Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на слона!…” (Слон и Моська)
(Слайд 4)
- “ Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите…” (Квартет)
- “Ты, все пела, это дело
Так, поди же, попляши…” (Стрекоза и Муравей)
(Слайд 5)
– Вставьте пропущенные слова.
– Какими стали эти выражения?
– Молодцы! Хорошо знаете басни И.А. Крылова.
(Слайд 6)
6. Сообщение темы урока
– Познакомиться с новой басней Крылова – значит, узнать что-то новое и важное о себе, о людях.
– Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А. Крылова “Ворона и Лисица”
(Слайд 7)
7. Работа над новыми словами
– Как вы понимаете значение следующих слов? Придумайте с ними словосочетания.
Лесть – угодливое восхваление
Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо, наверху чего-либо.
Пленить – покорить чем-либо, очаровать
Ангельский (голосок) – отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью.
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница
Царь птица – лучшая из всех птиц
Бог послал – так раньше говорили о чем-либо, случайно добытом или полученном.
Всё не впрок – не на пользу
(Слайд 8)
8. Знакомство с новой басней
– Послушайте басню И.А.Крылова “Ворона и Лисица” в исполнении актёра театра И.Ильинского.
– Попробуйте понять, какая история приключилась с Вороной.
9. Восприятие прочитанного текста
– Какая же история приключилась с Вороной?
– Замените слова и словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст.
Хитрит, лукавит, заискивает – вертит хвостом
Смотрит пристально, не отрываясь – глаз не сводит
Подходит тихо, осторожно – на цыпочках подходит
Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова
Каркнула очень громко – во всё горло
Исчезла, скрылась – была такова
Трудно дышать – дыханье спёрло
10. Повторное чтение басни
– Прочитайте басню ещё раз и попробуйте разделить басню, исключая мораль, на три части. Озаглавьте каждую часть.
(Слайд 9)
11. Работа с текстом басни
– Назовите главных героев басни.
– Ворона и Лисица – главные герои басни. Но наряду с ними важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия героев. Какой? (сыр)
– С незапамятных времён сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась ее диковинная находка.
– Какое выражение употребляет И.А. Крылов, подчеркивая, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно?
– Вместо того, чтобы сразу съесть сыр, птица раздумывает о посланном ей богом лакомстве.
– Проследите по тексту, какие глаголы использует И.А.Крылов, описывая действия Вороны?
Взгромоздилась
Собралась
Призадумалась
Держала
Вскружилась
Каркнула
(Слайд 10)
– На что они указывают?
– Какой предстает Ворона?
– Какие звуки подобраны для неуклюжей, глупой Вороны?
– С какого момента начинается развиваться действие басни?
– Случайно ли появление Лисицы? Подтвердите ответ словами из текста.
– Проследите, как действует на Лисицу сыр.
– Каким метким словом называет Крылов Лисицу? (плутовка) Что обозначает это слово?
12. Подготовка к выразительному чтению
– Почитайте, как Лисица льстила Вороне.
– Как Лисица обращалась к ней?
– Как называла Ворону?
– Что говорила о её красоте? О её голосе?
– Рассмотрите, как выглядит ворона в действительности. Опишите её по внешнему виду.
– Для чего же Лисица так расхваливала Ворону?
– Прочитайте ещё раз речь Лисицы, обратите внимание на то, как расхваливает Лисица Ворону, как она постепенно подбирается к “ангельскому голоску”.
– Как вы думаете, если бы Лисица расхваливала так кого-либо ещё, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели?
– Как же действуют на Ворону ласковые слова Лисицы?
– Почему Крылов не забыл упомянуть в басне о способности ворон быть вещими птицами?
– Как же прореагировала Ворона на лесть? Как об этом написал Крылов?
– Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
– Сравните поведение Вороны и Лисицы.
– Какими качествами вы наделите Ворону? Лисицу?
– Прочитайте басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону, а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лисицу.
13. Выразительное чтение басни
– Проведём конкурс чтецов и по вашим впечатлениям выберем лучшего чтеца.
(3-4 ученика участвуют в конкурсе)
14. Работа над моралью басни
– Найдите мораль басни.
(Слайд 11)
– Как вы понимаете смысл первых трёх строк? А что означают слова: “И в сердце льстец всегда отыщет уголок”?
– Скажите, о чём предупреждает своих читателей И.А. Крылов? О чём он советует помнить постоянно?
– Какие пороки людей осуждаются?
– Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?
– Какие строки из басни “Ворона и Лисица” стали крылатыми, т.е. употребляются как пословицы?
(В сердце льстец всегда отыщет уголок)
15. Подведение итога урока
– Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете? Как они соотносятся с содержанием басни?
Верь своим очам, а не чужим речам.
На языке – медок, а на сердце – ледок.
(Слайд 12)
16. Домашнее задание
(даётся по выбору)- Выучить басню наизусть
- Чтение басни по ролям
- Инсценировка басни
- Выполнить иллюстрацию к басне
(Слайды 13, 14)