Цели урока:
- познакомить обучающихся с историей возникновения посёлка и названия Ревда, а также происхождения названий улиц, расширять знания о родном крае;
- развивать устную речь, воображение учащихся;
- воспитывать чувства любви и гордости за свою малую родину.
Оборудование: фотографии с изображением достопримечательностей и улиц Ревды, таблички с названием улиц и годом их присвоения названию, изображение герба посёлка Ревда, компьютер, мультимедиапроектор, презентация “Улицы Ревды”.
Подготовительная работа к уроку:
За две недели до урока. Сначала ребята выяснили у родителей, бабушек, дедушек какие названия улиц есть в Ревде. Затем определились, кто про какую улицу будет рассказывать. Ученики, по желанию разделившись на группы по 2-3 человека, приготовили сообщение, пользуясь местным материалом в библиотеке или в Краеведческом музее, об истории одной из улиц Ревды по плану: как называется улица; почему её так назвали?
В каком году улице дали это название?
Ход урока
I. Орг. класса.
II. Сообщение темы и целей урока.
Стихотворение “Мы живём на Севере” (авт. неизвестен) читает заранее подготовленный ученик.
Мы живём на Севере
Где Полярный круг,
Наш посёлок северный
Ревдою зову.
Рядом горы высятся,
Словно купола,
И озёра синие
Светятся всегда.
С гор бежит шумливая
Речка Шомйок,
И растёт посёлок наш
Вдоль и поперёк.
Девятиэтажки,как богатыри,
Будто бы дозорные,
Видны издали.
Скромно и уверенно
Здесь шагает труд.
Наш посёлок северный
Ревдою зовут. [2]
Наш посёлок северный Ревдою зовут. А почему назвали Ревда и как получили названия улицы посёлка мы сегодня узнаем на этом уроке. Прочитайте с доски тему нашего урока.
История Ревды в её названиях.
III. Работа по теме урока.
1. История возникновения посёлка и названия Ревда.
- Ребята, как вы думаете, почему посёлок назвали Ревдой?
- Назовите дату рождения Ревды?
Почти каждому гражданину, живущему в том или ином населенном пункте, хочется узнать историю появления этого города или села, посёлка, улицы.
Сейчас ребята вам расскажут Историю возникновения Ревды.
(Рассказывают заранее подготовленные ученики)
1 ученик
В 1936 году Николаем Константиновичем Нефёдовым было сделано решающее открытие. Он обнаружил месторождение лопаритовых руд на месте сегодняшнего рудника “Карнасурт”. Оно дало жизнь в 1938 году Ловозерскому горно-обогатительному комбинату. Война остановила промышленное освоение богатств Ловозерских тундр. Весной 1948 года строительство было возобновлено. [1]
2 ученик
Предприятию нужна была электроэнергия. Просеку для неё рубили от станции Оленья, куда дороги не было. Четыре суровых месяца ушло на эту работу. Техники никакой, только топор, пила и лопата. На определённом расстоянии ставили две палатки. В них жили 45 лесорубов, которые шли навстречу друг другу. Когда встречались, одну из палаток переносили вперёд, и всё повторялось. Раз в неделю на санях привозили продукты. Из 45 лесорубов мужчин было – 6 человек, остальные женщины. [1]
3 ученик
По пояс в снегу, в лесу под свист ветра подпиливали, рубили, валили женщины деревья. А потом, мокрые и усталые, возвращались в холодную палатку. Топили снег, грели пищу и в полутьме (горел один фонарь) ложились спать, получше укрываясь со стороны палатки. Предосторожность была не лишней – кто плохо укрывался, к утру волосы и одежда примерзали к палатке. Невольно преклоняешься перед мужеством этих людей, выполнявших невероятно трудную работу. Это Николай Миронович Маташ, братья Серовы, Надежда Попова и другие. [1]
4 ученик
Посёлок Ревда был заложен в 1949 году, а развернулось строительство в 1950 году.
Посёлок строился быстрыми темпами. Первую улицу, ещё не похожую на улицу, прозвали “Проспектом Магая”, потому что день и ночь, сильно хромая на искалеченную ногу, мотался кладовщик стройучастка Магаев между бригадами. Он умел из под земли достать строителям всё, что им нужно. Известно, что на 5 км была построена пекарня. На её крыше было выложено красным кирпичом слово - “Магай”. Потом это слово замазали, зря, конечно, пусть бы осталась память об этом необычном человеке.
Первыми поднялись дома на улице Победы – № 15, 17 и 19. [1]
5 ученик
Горняцкий посёлок Ревда начал строится в 49-м году рядом с поднимающимися корпусами Ловозерского горно-обогатительного комбината. Официальной датой рождения можно считать 1950 год, когда решением Мурманского облисполкома Ревда была отнесена к категории рабочих посёлков. Название произошло от одноимённого озера, расположенного неподалёку от посёлка. В переводе с саамского “Ревда” означает “яма” - место, где собираются олени и лоси, полные сил и энергии, перед гоном” [1]
6 ученик
Численность населения – около 8 тысяч человек.
15 мая 1992 года решением 10 сессии 21 созыва Ревдского поселкого Совета народных депутатов был утверждён герб посёлка городского типа Ревды. Один из авторов Хрусталёв А.
6 сентября 1951 года Государственная комиссия приняла в действие Ловозерский ГОК. Комбинат был построен за 3 года и сдан в сентябре 1951 года со всем комплексом: посёлок, котельная, больница, клуб, магазин, столовая, баня, дорога Ревда – Оленья. [1]
7 ученик (читает стихотворение Владимира Скрябина “Моя Ревда”)
Мохнатые брови нахмурив,
Свинцовые тучи ползут.
Метели и снежные бури
Штурмуют гору Карнасурт.
Где воздух морозен и колок,
Где бешено вьюги ревут,
Построен горняцкий посёлок,
Посёлок, что Ревдой зовут.
Я верю: он городом будет
И Кировску руку подаст.
Ущелья гудками разбудят,
На Ревду пойдут поезда.[ 2]
- Это было почти 60 лет назад. Посмотрите на фотографии Ревды того времени. Обратите внимание на герб нашего поселка <Приложение 1> (на доске оформлена фотовыставка).
2. История названий улиц посёлка Ревда.
- Названия улиц.
- А кто из вас, ребята, знает, какая улица была построена самая первая и как она называлась?
Какие ещё названия улиц нашего посёлка вы знаете?
- Ребята, 10 дней назад вам было дано задание, узнать историю одной улицы.
Расскажите по плану: 1. Название улицы.
2. Почему её так назвали?
3. В каком году улица получила это название7
(По ходу рассказа детей об улицах я выставляю таблички с названием улиц и годом их присвоения этого названия. Рассказы об улицах не хронологическом порядке.) <Приложение 2>
- Рассказы ребят об улицах: < Приложение 3>
Победы (1950),
Ловозерский переулок (1950), а с 1986 – ул. им. Г. В.
Вебера, Профсоюзная (1951),
Комсомольская (1955),
Пионерская (1958),
Мира (1974), а с 1975 улица им. Г. И. Кузина,
Металлургов (1976),
им. Н. К. Нефёдова (1977),
Умбозерская (1983),
Переулок Солнечный (1991)
- Хронологический порядок
- В современной жизни мы не можем существовать без географических названий. Названия важны ещё и потому, что они могут рассказать нам много интересного о жизни наших предков: когда и как заселялась территория, как осваивали землю, чем занимались люди и многое другое.
- Из рассказов ребят мы много интересного узнали об истории Ревды.
Большое спасибо вам, ребята, вы провели кропотливую исследовательскую работу.
- На карточках, которые вы видите, записаны названия улиц нашего посёлка и год присвоения этого названия. Попытайтесь в хронологическом порядке расставить карточки.
- Хронология – это последовательность появления чего-либо во времени.
(После перестановки карточек, появляется хронологическая последовательность появления названий улиц Ревды)
IV. Закрепление, полученных знаний.
- Как внимательно вы слушали выступающих учеников и что запомнили, проверим викториной.
Викторина.
- Назовите дату рождения п. Ревда. (1950)
- Почему посёлок назвали Ревдой? (Название произошло от названия озера Ревда, которое расположено рядом)
- Сколько жителей в Ревде? (Около 8 тысяч)
- Перечислите названия улиц. (Победы, Профсоюзная. им. Г. В. Вебера, им. Г. И. Кузина. им. Н. К. Нефёдова, Комсомольская, Металлургов, Умбозерская, переулок Солнечный)
- Как назвали самую первую улицу? (Улица Победы)
- На какой улице находится наша школа? (Металлургов – основное здание, Победы – начальная школа)
- Назовите улицы в названии которых взяты фамилии людей. (им. Н. К. Нефёдова, им. Г. И. Кузин, им. Г. В. Вебера)
- Как раньше называлась улица им. Г. В. Вебера? (Ловозерский переулок)
- В честь кого была переименована улица Мира? (Георгия Ивановича Кузина)
- Как называется место, где собрано большое количество материала о посёлке Ревда? (Краеведческий музей)
- Что такое хронология?
(Хронология – последовательность появления чего-либо во времени.)
V. Обобщение. Показ презентации о Ревде. <
Приложение 4>VI. Итог.
- Много нового и интересного вы узнали сегодня на уроке.
Мы должны бережно сохранять старые названия улиц, переулков, площадей. Они напоминают о нашей богатой истории, являются связующей нитью с нашими предками.
Мне хочется закончить урок стихотворением Владимира Горина:
“Ревда – частица жизни нашей”
Недалеко от северного рейда,
Укрыт любовью древних гор,
Стоит посёлок мой, трудяга Ревда,
И пахнет морем тундры и озёр.
Ты, Ревда, знаю будешь краше,
Значимей и дороже для людей,
Суровая частица жизни нашей,
Счастливая весна судьбы моей. [2]
Источники:
- Материалы Краеведческого музея п. Ревда
- “Стихи о Ревде” сборник стихов местных поэтов. – с. Ловозеро: ТЛП , 2000 г.