Окружность и ее круг. 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Тип урока: урок получения новых знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок-исследование.

Количество часов: 2.

Цели урока:

Обучающий аспект:

Получить теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах, их элементах; развитие практических умений – пользоваться чертежными инструментами, построение окружности любого радиуса; повторить способ сравнения отрезков одинаковой и разной длины.

Развивающий аспект:

развитие математической речи, наблюдательности, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда; работа над математической терминологией (путем распознания); развитие непроизвольной памяти (в учебной деятельности).

Воспитательный аспект:

развитие познавательной активности учащихся, интереса к предмету, расширение кругозора, привитие умений совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда).

Цели исследовательской работы.

Прививать интерес учащихся к изучению математики, развивать мышление учащихся, увлечь их исследовательской деятельностью, расширить представление об окружающем мире.

Задачи работы:

  • знакомство с геометрическими фигурами – окружность и круг;
  • изучение их элементов;
  • построение окружности и круга;
  • измерение радиусов окружности и круга.

Методы обучения:

  • элементы исследовательской деятельности, наглядный, словесный, практический (приём предметных действий через тактильные ощущения);
  • передача информации с помощью практической деятельности;
  • словесная передача познавательной информации и ее слуховое восприятие;
  • частично-поисковый;
  • инновационные методы.

Формы работы:

  • индивидуальная;
  • фронтальная;
  • самостоятельная работа;
  • работа в группе;
  • тестовый контроль.

Оборудование:

  • Проектор и экран (или мультимедийная доска).
  • Презентация “Как стать исследователем или операция Окружность и круг”.
  • Компьютеры с цифровыми образовательными ресурсами.
  • Исследовательские листы (Приложение 1).
  • Тест (Приложение 2).
  • http://school-collection.edu.ru (программа Математическое вышивание.

Этапы урока

Требования к этапам урока

Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организацион-ный момент

  1. Включение детей в деятельность
  2. Включение содержательной области
№№ 1-2,25,26 Приветствует обучающихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места, записать дату и тему урока – “Окружность и круг” . Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, записывают дату и тему урока в исследовательские листы

2

Актуализация знаний

  1. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
  2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.
№№ 3-4, 27, 28 №29 Объявляет цели урока, постановка проблемы, используя при этом наглядно оформленные в презентации стихи. Высказывают свое мнение на поставленный вопрос, сравнивая фигуры: окружность и круг.

3

Постановка проблемы

Выявление и фиксирование громкой речи:
  1. Где и почему возникло затруднение;
  2. Темы и цели урока;
№№3-4

4

“Открытие” детьми нового знания

  1. Выбор метода решения проблемной ситуации
  2. Подведения детей к “открытию” нового знания с помощью подводящего или побуждающего диалога.
  3. Использование материальных или материализованных моделей.
  4. Фиксирование нового способа действия в языке и знаково.
№№4-15 Проводит фронтальный опрос по чертежу на слайде.

1.Какие из нарисованных фигур можно назвать линиями?

2.Какие из них являются ломаными, какие – кривые?

3.Разделите кривые линии на замкнутые и незамкнутые.

4.В замкнутых кривых 3,6,8 расставлены точки, можно ли утверждать, что расстояние от точки О до точек А,В,С,D в каждой фигуре одинаковое? Приглашаю трех исследователей убедить в этом класс, измерьте расстояние, остальные исследователи сравните фигуры 6 и 8.

5.Как вы думаете, почему фигура 8 является окружностью, а фигура 6 не является окружностью?

6.Назовите существенные признаки окружности!

7.Можно ли назвать окружностями фигуры 5, 7,9?

8.Чем отличаются окружности 3 и 8?

9.Отметьте любую другую точку на окружности 8 и измерьте расстояние от точки О – центра окружности – до этой точки, сделайте вывод! Запиши вывод в тетрадь!

Это расстояние от центра окружности

до любой точки на окружности называется радиусом.

Отвечают на вопросы, записывают ответы в исследовательский лист.

1.Все!

2.Ломаные – 2,4

кривые – 1,3,5-9

3.Замкнутые – 3,6-8

незамкнутые -1,5,9

4. Трое обучающихся с помощью циркулей сравнивают расстояния в фигурах. Остальные – находят сходство и отличие фигур 6 и 8.

Сходство: это замкнутые кривые линии, внутри отмечена точка О, а на линиях отмечены точки А,В,С,D

Отличие: расстояние от точки О до точек А,В,С,D

в фигуре 6 – разные, в фигуре 8 – одинаковые

5.Потому что в фигуре 8 расстояние от точки О до точек А,В,С,D – одинаковые, а в фигуре 6– разные

6.Это кривая замкнутая линия; расстояние от точки О, называемой центром, до всех точек на окружности одинаковые.

7. НЕТ! Фигуры 9 и 5 не являются замкнутыми кривыми, а фигура 7 не имеет центра, расстояния от которого до всех точек на окружности одинаковые.

8.Расстоянием от точки О до точек на окружности!

9.Расстояние от центра окружности до любой точки на окружности одинаковое!

Записывают определение радиуса в справочник.

Подготовка обучающихся к следующему этапу урока. Загадка о циркуле в стихах.

Техника безопасности работы с циркулем и ножницами. С помощью слайдов презентации наглядно показывает строение циркуля и его назначении. Предлагает обучающимся потренироваться в построении окружностей, дуг и вырезании круга.

Отгадывают загадку – “Циркуль”

Находят все элементы на своем циркуле, тренируются в построении окружностей, дуг на цветной бумаге, одну окружность вырезают ножницами, получая круг.

5

Физминутка

  1. Снятие усталости с глаз
№№12,31 Просит учащимся встать и проследить глазами за фигурами на экране Следят глазами за бегающими по экрану фигурами

6

Первичное закрепление

  • Решение детьми типовых задач на новый способ действий.
  • Проговаривание способа решения в громкой речи.
№№13-23 1.Предлагает обучающимся, не нарушая закономерностей, построить в исследовательском листе радиусы в последних окружностях.

Затем включает на слайде правильно построенные радиусы.

2. Просит учащихся представить, что они оказались в далеком прошлом и где циркуль еще не изобрели. Ставится задача: как вы нарисуете окружность? Выслушивает способы построения, которые предлагают обучающиеся, и показывает еще один из возможных на слайде.

3.Предлагает вспомнить, какие знакомые предметы имеют форму круга, а какие форму окружности?

4. Предлагает выполнить практическое задание: используя циркуль, постройте в тетради две окружности с одинаковым радиусом, равном 2 см, закрась внутреннюю область одной окружности.

5.Задает вопрос: чем можно объяснить, что первая фигура называется кругом, а не окружностью?

1. Строят радиусы и объясняют какую закономерность они выявили. Проверяют правильность.

2. Предлагают способы построения окружности, и знакомятся с предложенным способом учителя.

3. Перечисляют предметы.

4.Выполняют построение фигур в исследовательском листе, и называю получившиеся фигуры.

5.Отвечают на поставленный вопрос: Первая фигура закрашена, т.е. ей принадлежат все точки, находящиеся внутри этой фигуры, и она называется кругом

6.Предлагает обучающимся сделать самостоятельное исследование:

Постройте окружность с радиусом 3 см и отметьте ее центр.

Соедините две точки окружности, таким образом, чтобы данный отрезок проходил и через центр окружности.

Напишите выражение, по которому можно найти длину этого отрезка.

Затем просит обучающихся проверить выполненное ими исследование, используя слайд презентации, а также записать определение диаметра в справочник:.

7. Предлагает ответить на следующий вопрос: что делает диаметр с окружностью?

Одобряет обучающихся: правильно, он делит её на две части, которые называются дуги

8. Предлагает обучающимся выбрать на рисунке те окружности, в которых проведен диаметр.

Сколько диаметров можно провести в окружности?”

6.Выполняют задание в исследовательских листах, делают вывод, затем проверяют и исправляют свои ошибки.

Записывают определение диаметра в справочник.

7.Отвечают: диаметр делит окружность на две части.

8.Записывают ответ в исследовательский лист.

Записывают в справочник определение хорды, и диаметра через хорду.

Отвечают на вопрос: “Диаметров в окружности можно построить много”

9.Ставит перед обучающими следующую задачу: “Витя Верхоглядкин провёл 11 диаметров окружности. Потом он сосчитал радиусы. Их оказалось 21. Правилен ли его ответ?” 9.Отвечают: “Нет, радиусов будет в два раза больше, чем диаметров, то есть 22”.

7

Самостоятель-ная работа с самопроверкой

  1. Самостоятельное решение и самоконтроль детьми типовых заданий на новый способ деятельности.

Создание мотивации успеха для каждого ребенка.

Работа за компьютерами. Выполняют тест, созданный в программе Excel. Компьютер оценивает правильность.

8

Повторение

  1. Включение нового знания в систему знаний.
  2. Решения задач на повторение и закрепление изученного ранние.
Работа за компью-терами Предлагает заключительное задание первого урока, которое развивает вычислительные навыки и позволяет перейти к следующему этапу урока: “Узнайте, как называется наука, занимающаяся изучением происхождения слов. Для этого решите примеры и заполните таблицу: Устно решают примеры и узнают новое для них понятие.
Учащиеся выполняют задания на повторение на компьютере используя программу “математическое вышивание”

9

Итог занятия

Рефлексия деятельности на уроке.
  • Самооценка детьми собственной деятельности.
  • Домашнее задание (элемент творчества, отсутствие перегрузки)
№№25,32,33 Подводит итоги урока:

“Благодаря исследовательской деятельности вы узнали много нового, как настоящие исследователи вы выполнили отчет, который позволит оценить вас!”

Предлагает описать свои впечатления о сегодняшнем уроке и нарисовать улыбку смайлику, в зависимости от настроения учащихся.

Задает задание на дом: Используя этимологический словарь, выясните верно ли высказывание:“Слова “цирк” и “циркуль” имеют одинаковое этимологическое происхождение”

Описывают в исследовательских листах о проведенной исследовательской деятельности, о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии

Записывают домашнее задание в дневник.