Тип урока: урок получения новых знаний, умений и навыков.
Форма урока: урок-исследование.
Количество часов: 2.
Цели урока:
Обучающий аспект:
Получить теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах, их элементах; развитие практических умений – пользоваться чертежными инструментами, построение окружности любого радиуса; повторить способ сравнения отрезков одинаковой и разной длины.
Развивающий аспект:
развитие математической речи, наблюдательности, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда; работа над математической терминологией (путем распознания); развитие непроизвольной памяти (в учебной деятельности).
Воспитательный аспект:
развитие познавательной активности учащихся, интереса к предмету, расширение кругозора, привитие умений совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда).
Цели исследовательской работы.
Прививать интерес учащихся к изучению математики, развивать мышление учащихся, увлечь их исследовательской деятельностью, расширить представление об окружающем мире.
Задачи работы:
- знакомство с геометрическими фигурами – окружность и круг;
- изучение их элементов;
- построение окружности и круга;
- измерение радиусов окружности и круга.
Методы обучения:
- элементы исследовательской деятельности, наглядный, словесный, практический (приём предметных действий через тактильные ощущения);
- передача информации с помощью практической деятельности;
- словесная передача познавательной информации и ее слуховое восприятие;
- частично-поисковый;
- инновационные методы.
Формы работы:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- самостоятельная работа;
- работа в группе;
- тестовый контроль.
Оборудование:
- Проектор и экран (или мультимедийная доска).
- Презентация “Как стать исследователем или операция Окружность и круг”.
- Компьютеры с цифровыми образовательными ресурсами.
- Исследовательские листы (Приложение 1).
- Тест (Приложение 2).
- http://school-collection.edu.ru (программа Математическое вышивание.
№ |
Этапы урока |
Требования к этапам урока |
Номер слайда |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
1 |
Организацион-ный момент |
|
№№ 1-2,25,26 | Приветствует обучающихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места, записать дату и тему урока – “Окружность и круг” . | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, записывают дату и тему урока в исследовательские листы | ||
2 |
Актуализация знаний |
|
№№ 3-4, 27, 28 №29 | Объявляет цели урока, постановка проблемы, используя при этом наглядно оформленные в презентации стихи. | Высказывают свое мнение на поставленный вопрос, сравнивая фигуры: окружность и круг. | ||
3 |
Постановка проблемы |
Выявление и фиксирование
громкой речи:
|
№№3-4 | ||||
4 |
“Открытие” детьми нового знания |
|
№№4-15 | Проводит
фронтальный опрос по чертежу на слайде. 1.Какие из нарисованных фигур можно назвать линиями? 2.Какие из них являются ломаными, какие – кривые? 3.Разделите кривые линии на замкнутые и незамкнутые. 4.В замкнутых кривых 3,6,8 расставлены точки, можно ли утверждать, что расстояние от точки О до точек А,В,С,D в каждой фигуре одинаковое? Приглашаю трех исследователей убедить в этом класс, измерьте расстояние, остальные исследователи сравните фигуры 6 и 8. 5.Как вы думаете, почему фигура 8 является окружностью, а фигура 6 не является окружностью? 6.Назовите существенные признаки окружности! 7.Можно ли назвать окружностями фигуры 5, 7,9? 8.Чем отличаются окружности 3 и 8? 9.Отметьте любую другую точку на окружности 8 и измерьте расстояние от точки О – центра окружности – до этой точки, сделайте вывод! Запиши вывод в тетрадь! Это расстояние от центра окружности до любой точки на окружности называется радиусом. |
Отвечают на вопросы,
записывают ответы в исследовательский лист. 1.Все! 2.Ломаные – 2,4 кривые – 1,3,5-9 3.Замкнутые – 3,6-8 незамкнутые -1,5,9 4. Трое обучающихся с помощью циркулей сравнивают расстояния в фигурах. Остальные – находят сходство и отличие фигур 6 и 8. Сходство: это замкнутые кривые линии, внутри отмечена точка О, а на линиях отмечены точки А,В,С,D Отличие: расстояние от точки О до точек А,В,С,D в фигуре 6 – разные, в фигуре 8 – одинаковые 5.Потому что в фигуре 8 расстояние от точки О до точек А,В,С,D – одинаковые, а в фигуре 6– разные 6.Это кривая замкнутая линия; расстояние от точки О, называемой центром, до всех точек на окружности одинаковые. 7. НЕТ! Фигуры 9 и 5 не являются замкнутыми кривыми, а фигура 7 не имеет центра, расстояния от которого до всех точек на окружности одинаковые. 8.Расстоянием от точки О до точек на окружности! 9.Расстояние от центра окружности до любой точки на окружности одинаковое! Записывают определение радиуса в справочник. |
||
Подготовка
обучающихся к следующему этапу урока. Загадка о
циркуле в стихах. Техника безопасности работы с циркулем и ножницами. С помощью слайдов презентации наглядно показывает строение циркуля и его назначении. Предлагает обучающимся потренироваться в построении окружностей, дуг и вырезании круга. |
Отгадывают загадку –
“Циркуль” Находят все элементы на своем циркуле, тренируются в построении окружностей, дуг на цветной бумаге, одну окружность вырезают ножницами, получая круг. |
||||||
5 |
Физминутка |
|
№№12,31 | Просит учащимся встать и проследить глазами за фигурами на экране | Следят глазами за бегающими по экрану фигурами | ||
6 |
Первичное закрепление |
|
№№13-23 | 1.Предлагает
обучающимся, не нарушая закономерностей,
построить в исследовательском листе радиусы в
последних окружностях. Затем включает на слайде правильно построенные радиусы. 2. Просит учащихся представить, что они оказались в далеком прошлом и где циркуль еще не изобрели. Ставится задача: как вы нарисуете окружность? Выслушивает способы построения, которые предлагают обучающиеся, и показывает еще один из возможных на слайде. 3.Предлагает вспомнить, какие знакомые предметы имеют форму круга, а какие форму окружности? 4. Предлагает выполнить практическое задание: используя циркуль, постройте в тетради две окружности с одинаковым радиусом, равном 2 см, закрась внутреннюю область одной окружности. 5.Задает вопрос: чем можно объяснить, что первая фигура называется кругом, а не окружностью? |
1. Строят радиусы и
объясняют какую закономерность они выявили.
Проверяют правильность. 2. Предлагают способы построения окружности, и знакомятся с предложенным способом учителя. 3. Перечисляют предметы. 4.Выполняют построение фигур в исследовательском листе, и называю получившиеся фигуры. 5.Отвечают на поставленный вопрос: Первая фигура закрашена, т.е. ей принадлежат все точки, находящиеся внутри этой фигуры, и она называется кругом |
||
6.Предлагает
обучающимся сделать самостоятельное
исследование: Постройте окружность с радиусом 3 см и отметьте ее центр. Соедините две точки окружности, таким образом, чтобы данный отрезок проходил и через центр окружности. Напишите выражение, по которому можно найти длину этого отрезка. Затем просит обучающихся проверить выполненное ими исследование, используя слайд презентации, а также записать определение диаметра в справочник:. 7. Предлагает ответить на следующий вопрос: что делает диаметр с окружностью? Одобряет обучающихся: правильно, он делит её на две части, которые называются дуги 8. Предлагает обучающимся выбрать на рисунке те окружности, в которых проведен диаметр. Сколько диаметров можно провести в окружности?” |
6.Выполняют задание в
исследовательских листах, делают вывод, затем
проверяют и исправляют свои ошибки. Записывают определение диаметра в справочник. 7.Отвечают: диаметр делит окружность на две части. 8.Записывают ответ в исследовательский лист. Записывают в справочник определение хорды, и диаметра через хорду. Отвечают на вопрос: “Диаметров в окружности можно построить много” |
||||||
9.Ставит перед обучающими следующую задачу: “Витя Верхоглядкин провёл 11 диаметров окружности. Потом он сосчитал радиусы. Их оказалось 21. Правилен ли его ответ?” | 9.Отвечают: “Нет, радиусов будет в два раза больше, чем диаметров, то есть 22”. | ||||||
7 |
Самостоятель-ная работа с самопроверкой |
Создание мотивации успеха для каждого ребенка. |
Работа за компьютерами. Выполняют тест, созданный в программе Excel. Компьютер оценивает правильность. | ||||
8 |
Повторение |
|
Работа за компью-терами | Предлагает заключительное задание первого урока, которое развивает вычислительные навыки и позволяет перейти к следующему этапу урока: “Узнайте, как называется наука, занимающаяся изучением происхождения слов. Для этого решите примеры и заполните таблицу: | Устно решают примеры и узнают новое для них понятие. | ||
Учащиеся выполняют задания на повторение на компьютере используя программу “математическое вышивание” | |||||||
9 |
Итог занятия |
Рефлексия
деятельности на уроке.
|
№№25,32,33 | Подводит итоги урока: “Благодаря исследовательской деятельности вы узнали много нового, как настоящие исследователи вы выполнили отчет, который позволит оценить вас!” Предлагает описать свои впечатления о сегодняшнем уроке и нарисовать улыбку смайлику, в зависимости от настроения учащихся. Задает задание на дом: Используя этимологический словарь, выясните верно ли высказывание:“Слова “цирк” и “циркуль” имеют одинаковое этимологическое происхождение” |
Описывают в
исследовательских листах о проведенной
исследовательской деятельности, о своих
впечатлениях и своем эмоциональном состоянии Записывают домашнее задание в дневник. |