Комплексная краткосрочная программа воспитания детей "Становление личности ребенка"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, определена приоритетность воспитания: “Формирование у школьников гражданской ответственности и правого самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе…”

Сейчас Вы должны меня остановить и задать вопрос: А ваши дети, какие?

Отвечаю: У меня в классе 30 детей, 18 мальчиков и 12 девочек. В первом классе нас было 18. Затем один из первых классов расформировали, и на 1 сентября второго класса нас стало 27. Представьте себе, класс со своими традициями, мировоззрением, ещё 8 детей и 16 родителей со своими традициями и страхом, а что же дальше. Сейчас третий класс и нас 30, добавились дети из сёл Топкинского района, которые учились в маленьком коллективе и маленькой школе.

За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная программа, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.

(2 слайд)

Поэтому цель программы воспитания детей – формирование интеллектуальной, нравственной, созидательной личности, самостоятельно мыслящей и имеющей собственную жизненную позицию, способную строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.

Задачами воспитательной деятельности являются:

  1. Изучение личности ребенка, принятие его и оказание ему поддержки.
  2. Изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности.
  3. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
  4. Организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся.
  5. Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности.
  6. Обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе и школе.
  7. Проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися.
  8. Взаимодействие с семьей.

Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они – дети!

(3, 4 слайд)

Сколько задач столько и направлений воспитательной деятельности

Направления воспитательной деятельности:

  1. Гражданско-патриотическое.
  2. Физкультурно-оздоровительное.
  3. Интеллектуальное.
  4. Художественно-эстетическое.
  5. Профориентационное.
  6. Нравственное + культура общения.
  7. Взаимовоздействие с семьей.

Для каждого направления представлены ориентировочные мероприятия по классам. Это не значит, что мероприятия повторяются, они усложняются из года в год.

(5 слайд)

Ход урока

1) Гражданско-патриотическое

Цель воспитательной деятельности:

  1. Развитие ценностных представлений и отношений к себе, другим людям, семье, природе, образованию, труду, культуре, Отечеству, миру.
  2. Создание условий для проявления учащимися инициативы, формирования навыков самоуправления, самоорганизации, самообслуживания, стремления к социально значимой деятельности.
  3. Формирование основ правовой культуры.

– В 2010г. мои ученики приняли участие в областной научно-практической конференции для школьников “Информационная культура – твой шанс к успеху” с исследовательской работой “Наши прадедушки”. Дипломы за участие получили 6 человек.

– Дипломом Всероссийского фестиваля исследовательских творческих работ учащихся “Портфолио” награждены 7 учеников (2010г.).

– В муниципальном конкурсе “Великая Отечественная война 1941-1945 гг. глазами детей”. Благодарственные письма за участие (7 учеников).

– В муниципальном фестивале патриотической песни “Помнит сердце, не забудет никогда…”. Почетными грамотами награждены 6 обучающихся. Мой вклад отмечен Благодарственным письмом Управления образования администрации Топкинского района за высокий профессионализм, творческий подход в подготовке обучающихся к муниципальному фестивалю патриотической песни “Помнит сердце, не забудет никогда…”

– Являемся победителями в муниципальном этапе Всероссийского конкурса “Всемирный день книги”, посвященный 65-летию Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в литературной номинации “Мы достойные внуки Великой Победы”. Работы отправленны в Москву, опубликованы в газете “Топкинский вестник” 15 апреля 2010 г.).

– Я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции “Гражданское и патриотическое воспитание в системе непрерывного образования: достижения и перспективы”, статья “Использование ИКТ в формировании основ личности гражданина и патриота страны младшего школьника”

(6, 7 слайд)

2) Физкультурно-оздоровительное

Цель воспитательной деятельности:

Использование педагогических и психологических приемов для формирования адекватной положительной самооценки и потребности в выборе нравственных форм самореализации и самоутверждения. Формирование физической и гигиенической культуры.

– Кружок танца “Колорит” 2 раза в неделю;

– Посещение бассейна 2 раза в неделю (ФОК);

– Рукопашный бой (ФОК), футбол (ДКЦ);

– ППМС центр;

Сдача норм ГТЗО показала, в классе 3 отличника и 4 хорошиста.

– В муниципальной заочной викторине “В гостях у доктора Айболита” II место и Грамота за активное участие.

– В муниципальном конкурсе-выставке листовок и рекламных проспектов “Мы за здоровый образ жизни” II место и III место.

– В муниципальном заочном конкурсе детско-юношеских творческих работ “Психология здоровья” номинация “Лучший рассказ” II место и Благодарственные письма (8 учеников).

– Мой опыт обобщён на региональной научно-практической конференции “Профессиональная компетентность педагога начальных классов как условие успешной реализации национального проекта в сфере образования”, статья “Здоровьесберегающие технологии в начальной школе”

(8,9 слайд)

3) Интеллектуальное

Цель воспитательной деятельности:

Всемерное использование воспитательного потенциала урока, воспитывать знаниями, мотивация познавательных интересов, развитие умения и потребности в самообразовании.

Нельзя забывать и о воспитательном потенциале урока.

Мои ученики награждены Почетной грамотой Главы Топкинского района Ю.П. Грабко за хорошую учебу и активную жизненную позицию. Они становятся победителями муниципальных олимпиад младших школьников по русскому языку (I место, 2008г.).

Участвуют в муниципальном интеллектуальном конкурсе “Большие надежды – 2007”.

Муниципальный экологический конкурс литературных работ “Чудеса лета”. Грамота ученическому коллективу 4 “В” класса за создание и оформление сборника литературных работ “Чудеса лета”, II место в номинации “Сказки о лете” , II место в номинации “Рассказы о лете”.

(10,11 слайд)

4) Художественно-эстетическое

Цель воспитательной деятельности:

Создание психологической атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его субъективности и творческого потенциала, развитие навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха. Предоставление ребенку права выбора видов и форм деятельности через сеть кружков и объединений по интересам.

– Музыкальная школа

– Художественная школа

– ДТДиМ (рисование, вязание, кафе “Антошка”)

– ДКЦ (развлекательная программа)

Мои ученики принимают активное участие в творческих конкурсах различного уровня:

2007 г.

– газеты “Топкинский вестник” “Безопасная дорога из школы домой”. Гран-при 4 “В” классу за коллективную работу в конкурсе.

2008 г.

– В муниципальном экологическом конкурсе – выставке рисунков “Лучики лета”. Грамота коллективу 1 “В” класса за активное участие.

2009 г.

– В муниципальном конкурсе “Я читаю и рисую!” Победа Гайдук Дианы, Сорокина Владислава.

– Диплом участника областного конкурса “Мисс Кузбасса – 2010” получила Шаповалова Арина.

– Два 2-х места на конкурсе цифровой фотографии “Мой учитель самый лучший”

(12, 13 слайд)

5) Профориентационное

Цель воспитательной деятельности:

Содействие профессиональному самоопределению учащихся

Раз речь идёт о профильной школе, то начальная школа не может быть в стороне. Мы ходим экскурсиями по всем предприятиям города.

Начали исследовательскую работу “Профессии моих родителей”, “Профессии моей семьи”

(14 слайд)

6) Нравственное + культура общения

Цель воспитательной деятельности:

  1. Формировать нравственную культуру миропонимания;
  2. Повседневно укреплять дружеские взаимоотношения, внимательно и доброжелательно относиться к товарищам, личным примером демонстрировать проявление этого поведения;
  3. Обучение проявлениям толерантности.

- Классные часы

- Тренинги общения

- Циклы бесед “Нравственное наследие”

(15 слайд)

7) Взаимовоздействие с семьей

Цель воспитательной деятельности:

Объединений усилий педагогического коллектива и родителей для создания условий, способствующих развитию и самоопределению личности.

Как педагог со стажем, стараюсь использовать различные формы работы с учениками и родителями. Среди традиционных форм я использую: родительские собрания, общеклассные собрания учеников и родителей, индивидуальные консультации для родителей, посещение на дому. Родители являются инициаторами, организаторами таких форм работы. Интересующие вопросы определяются через анкеты, которые проводятся 1 раз в полугодие, Совместно с родителями составляется план воспитательной работы. Родители изучают литературу по предложенной проблеме, по психологии, педагогике. На первом родительском собрании выбирается родительский комитет и создаются группы: “Творчество”, “Фонд класса”, “Наш дом”, “Услуги”, которыми руководит председатель родительского комитета класса.

“Творчество” – оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, в разработке сценариев, обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время.

“Фонд класса” – финансовая деятельность, распределение средств фонда, ведение летописи класса.

“Наш дом” – решение бытовых проблем класса и школы, приобретение подарков для детей к праздникам, организация чаепитий в классе.

“Услуги” – оказывает помощь по ксерокопированию, делает фото-, видеосъемки и другие услуги.

В работе с родителями используются различные формы:

  • круглый стол, где каждый родитель может высказать свое мнение, задать интересующий вопрос,
  • родительские чтения,
  • родительские вечера,
  • родительские лектории,
  • тематические консультации.

– Ремонт, подставка под лыжи, жалюзи, проектор

(16 слайд)

Сюжетная модель воспитательной деятельности

Девиз “Вот мы взяли краски в руки и избавились от скуки”.

Символ: радуга, её цвета означают направления воспитательной деятельности. Цвета радуги в плане воспитательной работы соответствуют дням недели и содержанию педагогической работы в течение дня:

  • Красный – гражданско-патриотическое
  • Оранжевый – физкультурно-оздоровительное
  • Жёлтый – интеллектуальное
  • Зелёный – художественно-эстетическое
  • Голубой – профориентационное
  • Синий нравственное + культура общения
  • Фиолетовый – взаимовоздействие с семьей

Продолжительность учебного года 9 месяцев или 35 “радужных” недель. И мероприятия каждого цветового дня (мы вводим термин “цветодень”) усложняется от недели к неделе. Например, оранжевый цвет – первая неделя: “Весёлые старты”, вторая неделя – “Спортивная эстафета”, третья неделя “Праздник спорта”, четвёртая неделя – “Сдача норм ГТЗО”.

(“Цветодень”)

(17, 18 слайд)

Система стимулирования:

Действует система стимулирования. Группы зарабатывают “человечков” (положительных и отрицательных), Распределяются “человечки” по заслугам каждой группы. Определены такие номинации:

  • “Чистюля” и “Грязнуля” — вручаются по результатам дежурства в классе, внешнего вида.

 

  • “Труд” — за активное участие в выполнении труднарядов;

  • “Творчество” — вручается за активное участие во всех творческих делах, за творческий подход к организации дежурства в столовой;

 

  • “Спорт” — вручается группам за победы в соревнованиях, организацию спортивных праздников;

 

  • “Недисциплинированность” — вручается за нарушения во время уроков, опоздания в школу;

  • “Пассивность” — за пассивное отношение к жизни класса;

  • “Отзывчивость” — вручается за отзывчивость, внимание;

 

  • Самостоятельное проведение дел” — одна из важных номинаций. Вручается за активное участие в проведении игр, организацию мероприятий, за организацию жизни своего класса, группы (экскурсии, конкурсы и т.д.).

(19, 20 слайд)

Диагностику воспитательной работы в классе провожу в течение четырёх лет (опыт О. Тараненко). Использован опросник “Мой класс”, цель которого выявить степень удовлетворённости школьной жизнью, взаимопонимания в коллективе, защищённости членов коллектива. Обработка результатов показала (график 1– 3):

График 1

Степень удовлетворенности школьной жизнью

График 2

Степень конфликтности в классе

Это графики прошлого выпуска, т.к. достоверную информацию они показать не могут.

Уровень воспитанности класса – выше среднего.

(21, 22, 23 слайд)

Результаты воспитательной деятельности

Апробация данной программы в течение несколько лет показала, что мои ученики более воспитанные, умеющие сдерживать свои эмоции, они отличаются целеустремленностью, умением высказывать, отстаивать свою жизненную позицию, указывать на недостатки другого в корректной форме. Эти ученики успешны, легки в общении, деятельны, не боятся проблем – смело берутся за решение.

Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями являются хорошее отношение ребенка к школе, желание учиться, быть активным участником школьных дел.

Мой труд оценён родителями обучающихся. Свою благодарность они выразили на сайте www.edu.kem.ru раздел “Скажи спасибо своему учителю”.

Результаты моей педагогической деятельности были озвучены при демонстрации направлений воспитательной деятельности.

– Летний отдых.

(24 слайд)

Приложение

Приложение