Тема: Работа над словарными словами.
Цели: формировать у учащихся навык грамотного написания новых слов; вырабатывать самостоятельность учеников, стремление писать внимательно, без ошибок.
Развивать любознательность, интерес к процессу обучения, расширять кругозор. Воспитывать организованность, сознательное отношение к учёбе.
Задачи:
- учить узнавать лексическое значение слова;
- учить подбирать однокоренные слова других частей речи;
- развивать устную связную речь учащихся.
Оборудование: компьютер, карточки со словарными словами, иллюстрации с изображением птиц, толковые словари, фонограмма голоса соловья.
Ход урока
I. Организационный момент.
Cегодня у нас с вами необычный урок русского языка. У вас на столах нет рабочих тетрадей. Вы будете работать, выполняя задания на специальных листах, которые я вам заготовила.
Давайте вспомним девиз, с которого мы всегда начинаем урок.
То, что знаешь – не скрывай, на вопросы отвечай.
II. Сообщение темы и целей урока.
Давайте вспомним, над чем мы работали с вами на последних уроках русского языка. (Над словарными словами)
На какие блоки разбили словарные слова.
Давайте повторим эти блоки. <Приложение 1>
(Название блоков на экране: учебные вещи, класс, Россия, в магазине, зимой, на реке, животные)
Посмотрите на эти слова <Приложение 1>
Воробей
Ворона
Собака
Сорока
Соловей
Дятел
Какое здесь слово лишнее? (Собака)
Почему?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Да, сегодня мы будем работать над последним блоком.
Давайте дадим название этому блоку. (Птицы)
III. Проверка домашнего задания.
Работа над словарным словом “собака”.
1. А сейчас отгадайте загадку.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
(Собака)
Почему собаку сравнивают с замком?
(Надежно защищает жилище человека)
Дома вы работали со словарями, готовили историческую справку, стихи и пословицы о собаках.
Что означает слово “собака”?
Сколько значений у этого слова?
Дети дают лексическое значение слову “собака”.
2. Историческая справка
В древнерусском языке были слова “пес” и “пес”. Слово собака пришло позднее из иранских языков.
Иногда оно встречается в речи в неодобрительном значении – злой, распущенный человек.
3. Транскрипция слова “собака”.
4. Стихотворение С. Михалкова.
На свете множество собак –
И на цепи, и просто так:
Собак служебных, пограничных,
Дворовых “шариков” обычных,
И молодых пугливых шавок,
Что тявкать любят из-под лавок,
И тех изнеженных болонок,
Чей нос курнос, а голос тонок.
И ни на что уже негодных –
Бродячих псов, всегда голодных.
5. Работа в группах
(На столах картинки собак.)
Дети определяют породу собак. <Приложение 1>
6. Я просила вас подготовить пословицы и поговорки о собаках. Давайте послушаем.
На экране: Собака – верный друг человека. <Приложение 1>
Дети объясняют смысл пословицы.
IV. Работа над блоком “Птицы”
А теперь послушайте внимательно стихотворение и поймете, о ком идет речь.
О двух ворах.
Как, у наших у ворот
Птичий собрался народ
У кормушек не зевают
На угощенье налетают,
Друг у друга отнимают
Ты прислушайся скорей
И услышишь: “Вор, о, бей!”
Я отвечу не спеша:
Не деритесь! Вор, она.
Вы можете проверить свою догадку, если внимательно посмотрите на данную запись.
1. Как звали первого воришку?
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крохи собирает. <Приложение 1>
В..Р..БЕЙ
Поставим ударение. Разделим на слоги. Давайте попробуем проверить.
Дети выполняют задание на рабочих листах.
Первый слог не проверяется. Второй проверяется (воробушек)
Давайте эти гласные превратим в крошки хлеба. <Приложение 1>
Физкультминутка.
2. Как звали второго воришку?
На экране
Дети читают – ворона.
Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая-
Известная персона
Кто это? (ворона) <Приложение 1>
В.РОНА
(Дети выполняют задание на рабочих листах.)
Давайте проверим (ворон).
Какую скороговорку мы учили на уроке чтения?
Пров..ронила в..рона в..р..ненка.
Прочитайте еще раз эту скороговорку и вставьте безударную гласную.
3. Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока) <Приложение 1>
С.РОКА
(Дети выполняют задание на рабочих листах.)
Работа в парах.
На столах лежат карточки. Прочитайте сказку и подчеркните все словарные слова.
Сказка про сороку.
Жила– была сорока. Ужасная модница! Купила она себе оранжевые сапоги, ярко-сиреневое пальто, и длинные серьги. Нарядилась, взлетела на березу и стала громко кричать, чтобы все на нее обратили внимание. Пошел дождь .Пальто намокло так, что трудно было лететь, сережки цеплялись за ветки. Кое-как укрылась она в дупле. Сидит и думает: “А зачем мне сапоги?”
ВОРОБЕЙ
ВОРОНА
СОРОКА
<Приложение 1>
Что заметили? (-оро-)
Какую чистоговорку мы с вами учили на уроке русского языка про сочетание -оро-?
(Этих птиц всех видел ты,
-оро– в слове ты пиши.)
4. Следующую птицу вы узнаете по голосу. (Звучит фонограмма голоса соловья)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней
Кто же это?
(СОЛОВЕЙ) <Приложение 1>
С.Л.ВЕЙ
(Дети выполняют задание на рабочих листах.)
Дети проверяют, делят на слоги, ставят ударение.
Как вы можете объяснить значение СОЛО?
(Когда выступает один исполнитель)
Возможно, эту птицу назвали так потому, что любит соловей в одиночестве распевать на вечерней и утренней зорьке. Встречать и провожать солнышко.
Возможно, потому, что один среди всех птиц знаменит своим чудесным голосом.
Какие ассоциации возникают?(ноты)
Давайте превратим безударные гласные в нотки.
(Дети рисуют вместо гласных нотки.)
Слово с нотами на экране. <Приложение 1>
5. И последняя птица – это дятел.
Он в своей палатке
Носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит – и легче! <Приложение 1>
ДЯТ.Л
Какие ассоциации возникают, когда слышите слово ДЯТЕЛ?
(Лес, дерево, лечит)
Чтобы лучше их запомнить, давайте их запишем.
Один ученик пишет маркером на листах у доски.
Л | Д | Л |
ДЯТЕЛ | ДЯТЕЛ | ДЯТЕЛ |
С | Р | Ч |
Е | И | |
В | Т | |
О |
V. Закрепление изученного.
А теперь посмотрите на два столбика слов.
Воробей | каркает |
Сорока | прыгает |
Ворона | стучит |
Дятел | сплетничает |
Соловей | заливается |
Что обозначают слова первого столбика? (предмет)
Что обозначают слова второго столбика? (действие)
Соедините слова первого столбика со словами второго столбика.
VI. Итог урока.
С каким новым блоком словарных слов вы познакомились сегодня на уроке? А теперь я попрошу взять тетрадь для творческих заданий и зачитать свои творческие работы, показать рисунки, загадать загадки.
Оцените свою работу на уроке по шкале достижений.
Если работали хорошо, то прикрепите звездочку в самом верху шкалы.
Если вы были не очень активны – посередине.
А если вы считаете, что работали плохо – в самом низу шкалы.
У меня тоже есть такая шкала, и я прикреплю звездочку на самую вершину,
Так как я очень довольна вашей работой.