"Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!"

Разделы: Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цели урока:

  • Изучить основные понятия, касающиеся охраны природы.
  • Развивать у детей навыки общения с природой, ориентируясь на ненасильственную модель поведения.
  • Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Задачи урока:

  • Ознакомить учащихся с редкими и исчезающими видами растений, птиц, рыб и животных ЯНАО, раскрыть роль охраны природы.
  • Выполнить рисунок по охране природы ЯНАО.
  • Закрепить правила поведения людей на природе.

Оборудование:

  • Выставка рисунков учащихся, выполненных по теме.
  • Карта Ямало-Ненецкого автономного округа.
  • Художественные материалы: листы ватмана А3, простые карандаши, ластики, акварель, гуашь, кисти № 2,4,6.
  • Рабочие тетради, ручки.
  • Экран, мультимедиа проектор, презентация урока.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Входит ученик, одетый в костюм “Жалобная книга”:

– Жалуются птицы, рыбы, животные, растения. Послушайте, какую жалобу оставила птица: краснозобая казарка “Множество опасностей подстерегают нас на пути. В том числе и браконьерские выстрелы”.

В жалобной книге хотят оставить свои сообщения и другие животные, рыбы, растения и птицы.

1 ученик – читает стихотворение Р.П.Ругина “Лебединая быль

Белые лебеди.
Белая пара влюбленная.
В озеро синее с неба спустились весной.
Меж берегов, где трава серебристо-зеленая,
Песня взвилась лебединая феей лесной.
Песня взвилась –  полутемная ночь стала белою,
Из-за угора  откликнулся вмиг соловей.
Песня лилась над лесами под облачной пеною
И постепенно в душе растворялось моей.
Так бы они  и летали, гонимы морозами,
И возвращались на милую родину вновь,
Так бы они  и скользили по синему озеру,
Если бы  выстрел ночной  не разбил их любовь.
…Лебедь лежала в воде  неподвижной пушинкою.
Друг ее верный над ней суматошно кружил.
Молния в небе  плеснула озерною синькою,
И браконьер, испугавшись, домой заспешил.

SOS – международный радиосигнал. Его подают с тонущего корабля.

Теперь мольба о спасении раздается не только с корабля, мы слышим от природы – SOS! SOS! Природа, которая дает нам все для жизни, требует от нас бережного отношения. Все мы ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. В ЯНАО создана общественная организация “Ямал – потомкам!”, которая функционирует вот уже более 20 лет, основной целью которой является сохранение культуры и традиций коренных жителей Севера и в том числе защита окружающей среды.

2 ученик:

Человек он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем времени ход.
И так друзья, начнем программу!
Проблем у вас большой запас.

– Какие проблемы охраны природы существуют в ЯНАО? (Разливают нефть. Газ горит без пользы. С рек песок берут, рыбе негде нереститься).

II. Сообщение нового материала.

1. История создания Красной книги.

– Почему нужно охранять природу ( Высказывают свои предположения)

– Почему, если исчезнет несколько видов животных и растений, человеку станет жить хуже? (Каждый год с лица земли исчезает около 3 видов животных и 4 видов растений)

3 ученик:

Что значит человек без трав и птиц
И без любви к пчеле жужжащей?
Без журавля над хвойной чащей?
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймет он, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
Что человек – венец природы
И без природы нам конец?

– Международные усилия по охране и сохранению флоры и фауны длятся около 100 лет. (Записи на доске)

1902 год-в Париже во Франции была подписана Международная конвенция по охране птиц.

1948 год – был создан Международный союз охраны природы (МСОП) – международная неправительственная организация при ЮНЕСКО. Уже в 1949 году МСОП начал сообщать информации о редких животных и растениях.

1963 год – появилась первая Красная книга. Название предложил Питер Скотт, английский профессор. Хранится это книга в швейцарском городе Морже.

1980 год – Красная книга РФ – является документом, содержащим свод сведений о редких и исчезающих видах животных и растений, а также меры по их охране и восстановлению. В ней перечисляются животные и растения, которые могут исчезнуть. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповеднике, заботы об их размножении.

– Что символизирует красный цвет? (Сигнал тревоги, опасности). Страницы в Красной книге разноцветные: черные, красные, желтые, белые, зеленые. Цвета указывают, в каком положении находятся животное или растение:

черные страницы-животные, которые исчезли;
красные страницы -
те, которые могут исчезнуть;
серые –
находящиеся под угрозой, но недостаточно изученные;
белые –
о видах редких на Земле, живущих на ограниченной территории;
зеленые – о видах, которые человеку удалось спасти;
желтые –
численность которых пока не критична, но сокращается.

4 ученик:

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

2. Особо охраняемые объекты территории Красноселькупского района.

На территории Красноселькупского района функционируют две природо-охранные организации: Верхне – Тазовский государственный природный заповедник и Пякольский заказник (показ на карте).

1 группа:

– Заповедник-участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. Заповедником называются такие учреждения, за которыми закреплены указанные территории. На территории РФ более 100 заповедников общей площадью более 33 млн.га (на 1998 год).

– В нашем округе 2 заповедника, 8 заказников регионального значения, 3-федерального значения, общей площадью 5,6 млн.га, особо охраняемые территории составляют 7,4 %, это в 4,9 раза больше всероссийских показателей.

Просмотр презентации проекта: “Верхне-Тазовский  государственный заповедник-краса и гордость Ямала”

2 группа:

Заказник – территория, на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земные объекты. Существуют охотничьи, рыбохозяйственные и другие заказники.

Сообщение о “Пякольском заказнике”.

3. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения.

– Многие растения занесены в Красную книгу. Если собрать все подснежники, уцелевшие в лесу, и поделить их между жителями нашего села – на всех не хватит даже по цветку. Значит тот, кто тащит из лесу целую охапку цветов, загубил и ваш цветок, и мой, и цветы, предназначенные вашим детям.

– Как же спасти цветы от полного уничтожения? (Способ один – любоваться ими на родной поляне, где они так хороши).

5 ученик:

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты.
Оставляет нам каждое лето.

– Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений.

6 ученик – читает стихотворение А.К.Толстого “Колокольчики мои”

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день последний мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Конь несет меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьет своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Темно-голубые!

7 ученик:

Нас много ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас!

4. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные.

– Гибнут не только растения, но и животные.

– Сколько видов животных занесено в Красную книгу ЯНАО?

– Какие животные из списка вам знакомы, какие из них вы видели сами?

– Жизнь человека на Земле прочно связана с животными. Они давали людям пищу, одежду, внушали страх и приносили радость, они порождали обычаи, влияли на весь уклад жизни, как, например, олень у коренных народов Ямала. Это транспорт и постель, одежда и обувь, пропитание и лекарство, которое готовят с пантов оленя, используют для жертвоприношения. Поэтому очень важно знать, любить и беречь животных. Ямал – самый крупный центр оленеводства в России, в округе принят единый закон об оленеводстве, сохранением поголовья оленей занимаются все районы округа, оленей насчитывается около 520 тысяч голов, примерно столько же население округа, т.е. на 1 человека приходится 1 олень, кочует вместе с ними около 13 тысяч человек.изнь человека на Земле прочно связана с животными. пят печь. емле)приход весны? Люди думают, что природа неисчерпаема, сколько ни бери, все снова само с собой восстановится. Но они ошибаются: некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это значит, что они тоже могут погибнуть. Хозяйственная деятельность людей является жизненной необходимостью, целенаправленное и бессмысленное истребление животных оправдания не имеет. К охоте человек пристрастился с древних времен, добывая пропитание. Но когда человек начал заниматься земледелием, научился разводить домашний скот, охота начала терять свой первоначальный смысл. Она становилась развлечением, спортом, отдыхом. И вот такая охота приводит к полному исчезновению животных. 8 ученик: читает стихотворение.

5. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения птицы.

День птиц – весенний праздник, многие народы празднуют его, коренные народы Ямала отмечают прилет ворон (ханты) – 7 апреля.

– Всего на земле около 8500 видов птиц. Существуют:

1) лесные 2) городские 3) болотные 4) странствующие

5) птицы открытых пространств и культурных ландшафтов. Питаясь насекомыми и грызунами, они сдерживают их численность и защищают сельскохозяйственные культуры от вредителей. Употребляя плоды, ягоды и семена растений, птицы способствуют их расселению. Птицы дороги нам, так как очень красивы. Их голоса, мелодичные песни оживляют природу, доставляя людям наслаждение (звучат голоса птиц). Птицы привлекают причудливым оперением, движениями, полетом, загадочным

образом жизни. Птиц очень много, они отличаются по величине, окраске и повадкам. Самая крупная птица в мире – африканский страус, его рост достигает 2,75 метра, масса 90 кг. Самая маленькая птица – калибри. В нашей стране самая большая птица – дрофа.

Журавль или стерх – очень красивая и редкая птица. Находится под охраной. Совершенно, белая, с черными концами крыльев, с красными клювом и лапами. МСОП она отнесена к вымирающим птицам. Гнездится только в России в двух местах: в Якутии и у нас, в ЯНАО, на болотах в низовьях Оби (демонстрируется иллюстрация со стерхом).

Многие известные нам птицы исчезают с лица земли каждый год, каждый день, каждый час. И чтобы такое не случилось, мы должны помогать им.

9 ученик-читает стихотворение М.Дудина “Берегите землю! Берегите!”

Берегите землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики.
Ястреба, палящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите!

- Отгадайте загадку:

Кто в берете ярко-красном,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит-
Все стучит, стучит, стучит! (Дятел)

– Все дятлы настоящие плотники, они выдалбливают свои дупла в древесных стволах. – Какую пользу приносят дятлы? (Дятлы истребляют насекомых)

– А какую пользу приносят другие птицы? (Кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков, сова способна поедать за день до 10 мышевидных грызунов).

Вывод:

– Птицы дороги из-за приносимой ими пользы, но и как украшение. Птицы – защитники лесов, полей, садов. Они охраняют урожай, уничтожают в день огромное количество насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов.

11 ученик:

Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда,
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется рядом.

6. Редкие и находящиеся под исчезновением рыбы.

– Лес помогает сохранить в почве влагу, без него пересохли бы реки и озера, следовательно, не стало бы и рыб. В ЯНАО запрещено ловить осетра, стерлядь. Под исчезновением многие породы рыб: нельма, муксун, щекур.

– Во многих произведениях Р.П.Ругина звучит боль за родную природу.

12 ученик-читает стихотворение Р.П.Ругина “Мольба природы”.

Качая нефть из глубины земли,
Опережая плановые сроки,
Не углядели, не уберегли -
Спустили в реку черные потоки.
Не уж-то может впрямь прийти пора-
И вкуса не узнают наши внуки
Не только нельмы или осетра
Но даже и простой зубастой щуки?

III. Сообщение задания.

– Все мы хотим дышать чистым воздухом, пить незагрязненную воду, употреблять в пищу экологически чистые продукты, но делать это с каждым днем, становиться сложнее, виной тому сильное загрязнение окружающей среды. Все чаще мы видим неухоженные поля, горы мусора, грязные реки, высохшие озера, вырубленные леса.

– Что же делать? Как сберечь природу? (Это можно сделать, если усвоить несложные правила поведения на природе).

– На листе бумаги напишите несколько правил об охране природы, начиная со слова “Нельзя…”, например, “Нельзя ломать ветки”.

– На листе ватмана выполните рисунок об охране природы, который можно использовать при проведении акции в защиту природы “Марш парков”.

IV. Самостоятельное выполнение творческого задания.

V. Подведение итогов занятия.

Занятие заканчивается песней на слова Р.Рождественского, на музыку А.Пахмутовой “Просьба”, выученной на уроке музыки.

– Великий писатель Михаил Пришвин сказал: “Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значить охранять родину”.

VI. Закрепление материала. Контроль ЗУН. Викторина по теме.

VII. Домашнее задание.

Закончить работу, по созданию рисунка.