Цели урока:
образовательные:
формирование у учащихся умения решать неравенства второй степени с одной переменной.развивающие:
развитие логического мышления; развитие устной и письменной речи; формирование навыков владения математическими терминами, т. е. умения читать математическую, а, следовательно, и техническую литературу;воспитательные:
формирование личностных качеств: точность и ясность словесного выражения мысли; сосредоточенность и внимание; настойчивость и ответственность.Задача:
обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися навыками решения неравенств второй степени с одной переменной.Тип урока:
урок объяснения нового материала.Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы познакомимся с неравенствами второй степени с одной переменной и научимся их решать. Для этого нужно вспомнить, что является решением неравенства, как оно записывается, а также повторить этапы исследования свойств функции по графику. Все это поможет нам в успешном усвоении темы.
2. Актуализация знаний
– презентация (устная работа по свойствам функции)
< Слайд 1>
Назовите нули функции, и промежутки, где функция принимает положительные и отрицательные значения
< Слайд 2>
Нули функции х1= -7, x2= -5, x3= -2, x4=5
Функция принимает положительные значения (-7;-5) (-2;5)
Функция принимает отрицательные значения (-;-7) (-5;-2) (5;+)
< Слайд 3>
Нуль функции х1= 1,5
Функция принимает положительные значения (1,5;+ )
Функция принимает отрицательные значения (-; 1,5)
< Слайд 4>
Нуль функции х1= 3
Функция принимает положительные значения (-; 3) (3;+ )
Функция не принимает отрицательных значений
< Слайд 5>
Нули функции х1= -2, x2= 1,5,
Функция принимает положительные значения (-2; 1,5)
Функция принимает отрицательные значения (-; -2) (1,5;+ )
< Слайд 6>
Нули функции х1= 1, x2= 6
Функция принимает положительные значения (-; 1) (6; +)
Функция принимает отрицательные значения (1;6)
< Слайд 7>
Нулей функции нет
Функция всегда принимает положительные значения (-; +)
< Слайд 8>
Нулей функции нет
Функция всегда принимает отрицательные значения (-; +)
< Слайд 9>
a) (-3;+ )
б ) (-;7)
в) (5;15]
г) [-2;6)
Вопросы к учащимся:
1. Как по графику определить нули функции?
2. Как по графику определить, где функция принимает положительные или отрицательные значения?
3. Что является решением неравенства?
3. Изучение новой темы
Неравенства вида ax2+bx+c>0 и ax2+bx+c<0 где х – переменная , a,b,c – некоторые числа, причем а не равно 0 называются неравенствами второй степени с одной переменной.
Решение такого неравенства можно рассматривать, как нахождение промежутков, на которых соответствующая квадратичная функция принимает положительные или отрицательные значения.
Пример 1. Решить неравенство
5х2+9х-2<0
Рассмотрим функцию у=5х2+9х-2
Графиком функции является парабола, ветви которой направлены вверх. Найдем нули функции, решив квадратное уравнение
5х2+9х-2=0
D=121, x1= -2, x2=0,2.
Покажем схематически, как располагается парабола в координатной плоскости.
< Рисунок 1>
Ниже Ох парабола располагается на интервале (-2;0,2).
Ответ (-2;0,2).
Пример 2. Решить неравенство.
3х2-11х-4>0
Графиком функции является парабола, ветви которой направлены вверх. Найдите самостоятельно нули функции.
<Рисунок 2>
Ответ (-;– ) (4; +)
Пример 3 Решить неравенство
х2 +2х-4<0
<рисунок 3>
Пример 4 Решить неравенство
a) x2-3x+4>0, б) x2-3x+4<0.
Решим квадратное уравнение x2-3x+4=0.
D=-7<0
Нулей функции нет, ветви параболы направлены вверх.
<Рисунок 4>
Ответ
a) (-;+), б) решений нет
Предлагаю повторить основные пункты решения неравенств второй степени и создать опорный алгоритм.
- Найти дискриминант квадратного трёхчлена и выяснить имеет ли он корни
- Если трехчлен имеет корни, то отметить их на оси абсцисс и схематически провести параболу. Если а>0 ,ветви параболы направляют вверх, если а<0 ветви направляют вниз. Если трехчлен не имеет корней при а>0 чертим параболу в верхней полуплоскости, при а<0 в нижней полуплоскости.
- Найти на оси абсцисс промежутки, удовлетворяющие условиям неравенства и записать ответ.
2. Первичное закрепление
Сейчас перед вами несколько неравенств. Сложность их повышается к концу списка. Я предлагаю вам решить любые два на выбор.
1. 2х2-7х+6>0
< Слайд 14>
2. х2+2х-48>0
< Слайд 15 >
3. -5х2+11х-6>0
< Слайд 16>
4. -2х2+7<0
< Слайд 17 >
5. 2x2+5x>-3
< Слайд 18 >
< Слайд 19 >
Задача:
Жили два соседа. И была у них земля под огородами. У одного участок большой, а у другого маленький – всего 20м на 4м и неудобно расположенный. И попросил однажды сосед соседа: “ Добавь мне немного земли”. На что второй сосед сказал: “ Хорошо. Я согласен. Но твой участок все равно не должен быть больше 128 м кв. И еще условие – на сколько увеличится ширина, на столько же пусть уменьшится длина”. Так и сделали. Каким же стал участок первого соседа?
Составим неравенство
(20-х)(4+х)<=128
Раскроем скобки и приведем подобные
-х2+16-48<=0
х1 =4 х2 = 12
<Рисунок 5>
Итак, на сколько можно изменить ширину участка?
Какое изменение будет наиболее выгодным: на 4м, на 12 м?
Почему нельзя взять число из промежутка (4;12)?
3. Итоги урока.
Что является решением неравенства второй степени с одной переменной?
Какие шаги нужно выполнить для того, чтобы решить неравенство второй степени?
Выставление оценок.
Домашнее задание:
1 группа §4 п.8, №116, №129(а,б).
2 группа §4 п.8, №116 , №120(а,б).
Спасибо за работу на уроке.