Пояснительная записка
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что ключевой позицией обновления детского сада является охрана и укрепление здоровья детей, так как любой стране нужны здоровые, гармонично развитые, творческие и активные личности.
С каждым годом процент здоровых детей (имеющих 1 группу здоровья) сокращается и на сегодняшний день практически здоровых детей всего 6-8%(по данным возрастной физиологии РАО за 2009г). Мониторинг диагностики физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста показал, что наиболее отстающим физическим качеством является гибкость (54% – низкий уровень развития на начало года). Именно это физическое качество считается самым не устойчивым. Отсутствие гибкости и подвижности суставов влечет за собой очень большую нагрузку на опорно-двигательный аппарат, внутренние органы. Дальнейшее увеличение общеобразовательных предметов в школе, и пребывание ребенка в статическом положении за партой, еще сильнее закрепостит позвоночник и подвижность в суставах, что в последствии может привести к возникновению заболеваний опорно-двигательного аппарата. Актуальной становится задача по сохранению, укреплению и оздоровлению и развитию физических качеств детей для дальнейшего обучения в школе.
Учитывая новые направления в оздоровлении детей, современные здоровьесберегающие технологии и психофизическое здоровье детей были разработаны коррекционно-оздоровительные занятия, которые вошли в программу дополнительного образования «Маленькие йоги» авторы Помыткина И.А., Михеенко И.А.
Коррекционно-оздоровительные занятия универсальны, так как рассчитаны для здоровых детей и для детей часто болеющих, имеющих нетяжёлые нарушения опорно-двигательного аппарата и другие сопутствующие заболевания. Занятия могут проходить по подгруппам: 1 – с детьми с высоким уровнем развития физических качеств, 2 – с ослабленными детьми. Они проводятся 2 раза в неделю по 30-35 минут, в год – 72 занятия.
Коррекционно-оздоровительные занятия содержат средства оздоровления:
- элементы йоги (статические упражнения) – способствуют подготовке дошкольников к статическим нагрузкам, адаптации и тренировке сенсомоторных функций, способствуют развитию физических качеств – выносливости, статической силы;
- суставная гимнастика направлена на развитие гибкости позвоночника, подвижности суставов;
- стретчинг (растяжка) позволяет преодолевать мышечные зажимы, стабилизировать и оптимизировать общий мышечный тонус, повысить уровень психической активности;
- упражнения на дыхание оптимизируют газообмен и кровообращение, вентиляцию лёгких, массаж органов брюшной полости, способствуют общему оздоровлению, улучшению самочувствия детей и концентрации внимания;
- самомассаж активизирует биологически активные точки лица, рук, ног;
- подвижные и малоподвижные игры развивают физические качества;
- пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику;
- гимнастика для глаз укрепляет мышцы глазного яблока;
- валеология, теоретические сведения о здоровье, правильной осанке, влиянии физических упражнений и закаливания на организм человека, основных системах организма (сердечно-сосудистой, дыхательной), гигиене рук, ног, полости рта, здоровом образе жизни;
- релаксация (пластические этюды), расслабление и восстановление функциональных систем организма.
Представленное занятие «В гостях у морского царя Нептуна» имеет коррекционно-оздоровительную направленность. Проводилось с детьми старшего дошкольного возраста.
Характеристика группы. В группе 22 ребенка из них 4 ребенка имели III группу здоровья (из них у 3 детей диагноз – бронхиальная астма, «Д» учет), 14 чел.– II группой, 4 ребенка – I группой. В среднем каждый ребёнок имел 54 пропуска по причине болезни или карантина, 3 детей имели избыток массы тела.
Основной целью данного занятия – развитие двигательных навыков и физических качеств, оздоровление и укрепление физического и психического здоровья детей.
Задачи занятия:
- Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
- Формировать правильную осанку и свод стопы.
- Развивать гибкость и выносливость.
- Закреплять умение согласовывать свои действия со строем музыкального произведения, вовремя включатся в игру.
- Формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями.
Коррекционно-оздоровительное занятие состоит из трёх частей:
I вводная часть
- упражнения на дыхание
- двигательная разминка
выполняются стоя
II основная часть (развитие физических качеств
- позы йоги
- суставная гимнастика
- растяжка
- упражнения на дыхание
выполняются стоя, сидя, лёжа
- подвижная игра
III заключительная часть
- пластический этюд
Использование нестандартного оборудования вносит на занятие элемент сюрприза, помогает заинтересовать детей в выполнении статических упражнений, дает возможность усложнить выполняемое упражнение, смоделировать упражнение самостоятельно.
Нестандартное оборудование соответствует:
1. Принципу простоты – для творения
собственного здоровья простое и нужное должно
быть рядом.
2. Принципу безопасности – отрицательно не
воздействует на организм ребенка.
3. Принципу доступности: – ребенок, взрослый
может использовать сам и научить другого.
4. Принципу эффективности – используя
различные методы диагностики, отслеживаются
результаты, и наблюдается динамика роста в
физическом развитии, подготовленности и
снижении заболеваемости.
Использование нестандартного оборудования позволяет сочетать различные виды (типы) физкультурных занятий в одном: сюжетное, тренировочное, занятие с использованием одного пособия, диагностическое.
Существенное влияние на эффективность выполнения упражнений оказывает музыкальное сопровождение, которое создаёт положительный эмоциональный настрой, задаёт ритм движений, помогает снятию мышечных зажимов. Помогает увеличить моторную и общую плотность занятия. Особенность коррекционно-оздоровительных занятий состоит в целостности, упорядоченности и гармоничности.
Об эффективности работы мы можем говорить исходя из результатов.
Изменение группы здоровья
3 ребёнка – 3 группа здоровья,
13 детей – 2 группа здоровья,
6 детей – 1 группа здоровья;
В 2009-2010 учебном году прирост развития гибкости составил 37%, индекс физической готовности (средний показатель развития основных физических качеств) увеличился на 29%.
Мы с детьми не занимаемся гимнастикой, мы играем в гимнастику. Но главное стараемся задать состояние удовольствия, интереса и любви.
Коррекционно-оздоровительное
занятие «В гостях у морского царя Нептуна»
с использованием нетрадиционного оборудования
старший дошкольный возраст
Цель – оздоровление и укрепление физического и психического здоровья детей, развитие двигательных навыков и физических качеств.
Задачи:
- Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
- Формировать правильную осанку и свод стопы.
- Развивать гибкость и выносливость.
- Закреплять умения согласовывать свои действия со строем музыкального произведения, вовремя включатся в игру.
- Формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями.
Оборудование: пластиковые бутылки (0,5 – 1,5л) с водой, корона для Нептуна, пульверизатор, картины-схемы, аудиозаписи.
Инновационные методы и технологии:
- элементы йоги (статические упражнения),
- упражнения на дыхание;
- упражнения для растяжки тазобедренных суставов, мышц бедер и икр, связок ног;
- упражнения суставной гимнастики;
- подвижная игра;
- пластический этюд
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети заходят в спортивный зал и строятся в одну шеренгу, напротив каждого ребенка стоит «волшебная» бутылка.
Педагог. Здравствуйте ребята!
Я – Фея водяная,
Волшебница такая:
Взмахну рукой
И позову друзей
В чудесный мир морской.
Рыбки по морю плывут, Волнообразные
движения руками
Рыбки носиком
вдохнут глубокий
вдох носом
Глубоко
нырнут
присед
и на дне вдруг клад найдут дети берут
пластиковые бутылки с водой с учетом возрастных
особенностей и физического развития (1,5 – 1 – 0,5
литра).
Педагог предлагает рассмотреть найденный клад (используя различные манипуляции с бутылкой.
Двигательная разминка «Волна»
Ты волна моя,
волна,
ходьба на носках, волнообразные движения
бутылкой
впереди
себя
Ты бурлива и
вольна,
ходьба на пятках, бутылку держать
горизонтально,
движения вправо-влево перед собой
Плещешь ты, куда захочешь, ходьба
на внешней стороне стопы, перекладывание
Ты морские камни точишь, бутылки
из руки в руку вокруг
себя
Топишь берег ты
земли, ходьба
с перекатом с пятки на носок, бутылка вверх –
вниз
Поднимаешь корабли.
В тихую погоду нас нет нигде
А ветер подует – бежим по
воде.
Легкий бег, бутылка в левой руке
По воде мы пробежали, и кораллы увидали поставить
бутылки на пол,
между ними мы
шагаем
ходьба «Змейкой»
(между бутылками)
Мы кораллы не сломаем, с
высоким подниманием бедра, руки на поясе
А по быстрым по
волнам,
ходьба в приседе («гусиным» шагом)
Плывут рыбки тут и
там.
руки сложены лодочкой перед собой.
Игра «Море волнуется»
Море волнуется раз, море волнуется два,
море волнуется три. Бег по залу врассыпную
Морской
узел завяжи!
и.п. – стойка нога за ногу «переплести», руки
перед собой «переплести» соединив ладони,
бутылка на полу. Поднять руки максимально вверх,
как бы затягивая узел, с задержкой на 5 сек.
Морской узел за спиной завяжи!
и.п. – стойка ноги «переплетены», согнуть
правую руку завести за спину сверху, а левую
снизу, соединить ладони с задержкой на 5 сек.
Море волнуется раз, море волнуется два,
море волнуется три! Бег
по залу врассыпную
Морские звездочки, замри!
и.п. – стойка на одной ноге, другая отведена в
сторону с опорой на бутылку, руки в стороны на
уровне плеч (для девочек);
и.п. – стойка на одной ноге, другая отведена
в сторону, руки в стороны на уровне плеч в одной
руке бутылка (для мальчиков);
Море волнуется раз, море волнуется два,
море волнуется три.
Чайки замри!
и.п. – стойка на одной ноге, другая поднята
назад – вверх, бутылка, на шеи придерживая ее
руками, локти разведены в стороны
Море волнуется раз, море волнуется два,
море волнуется три!
Бег по залу врассыпную
Внимание, крабы, замри!
и.п. – сидя на полу, выполняют упор руками
сзади, бутылка на животе
Крабы отомри и ползи! движения
по тексту
Море волнуется раз, море волнуется два, море
волнуется три.
Морские ракушки замри!»
и.п. – сидя на полу, стопами зажать бутылку
горизонтально. Наклон вперед, коснуться лбом
бутылки, задержаться в этом положении 5 секунд.
Море волнуется раз, море волнуется два,
море волнуется три! Бег
по залу врассыпную
Внимание, капитаны замри!
и.п. – лежа на полу, правой рукой захватить
правую ногу, левую руку приставить ко лбу,
левую ногу максимально вытянуть, задержаться в
этом положении 5 секунд.
Море волнуется раз, море волнуется два,
море волнуется три! Бег
по залу врассыпную
Внимание морская фигура замри!
Дети замирают в любой позе, затем рассказывают,
в какую фигуру они изобразили.
Море волнуется раз, море волнуется два,
море волнуется три! Бег
по залу врассыпную
Внимание морские обитатели замри!
Дети замирают в позе любого обитателя моря
(морской еж, конек, медуза и т.д.), затем
рассказывают, в какую фигуру они изобразили или
педагог с детьми угадывают.
Море волнуется раз, море волнуется два,
море волнуется три! Бег
по залу врассыпную
Внимание, рыбки, замри!
и.п. – лежа на животе руки и ноги вытянуты,
подняты максимально вверх (для девочек),
мальчики
поднимают бутылку вверх.
Рыбки отомри и плыви! прокат
по бутылке вперед-назад от груди до носков ног
Педагог. Тише рыбки не шумите Нептуна не
разбудите! Он усами шевелит!
Воспитатель надевает на ребенка корону
Нептуна. Бутылки дети оставляют на том месте, где
выполняли упражнения.
Подвижная игра «Царь Нептун»
Выбранный ребенок – голящий –
«Нептун». Все остальные играющие – «рыбки».
«Нептун» в центре зала. Ему дается водяная
брызгалка. Его задача обрызгать своей
«волшебной» водой, разбудивших его рыбок.
Рыбки произносят слова:
Тише рыбки не шумите,
Нептуна не разбудите!
Он усами шевелит,
Нептун: Разбегайтесь, я не спилю!
После этих слов «рыбки» разбегаются по залу врассыпную. Кого задел Нептун, или ребенок сбил «риф» (бутылку), становится на тренажёр и выполняет упражнение. После окончания игры Нептун подводит итог – сколько рыбок он поймал. Педагог спрашивает у детей: «Какая ты рыбка?» (Щука, карась, окунь и т.д. – ответы детей).
Педагог. Ребята слышите прибой, он приглашает нас домой.
Звучит релаксационная музыка «Шум прибоя»
Пластический этюд «Аквариум» (К. Сен-Санс)
Подводный лес качается, дети
стоят по залу врассыпную, движения руками
«ветерок»
Как будто на ветру
Здесь сумрачно, таинственно
И в холод и в жару.
Несказанной красоты кистями
рук образное движение – «цветок»
В море выросли цветы
А цветы те не простые,
Лепестки у них живые. перебирание
пальцами
Перламутровые струйки, дети
двигаются врассыпную, ладони сомкнуты «рыбкой»
Разноцветные чешуйки
Рыбки-бабочки порхают
Словно звездочки сверкают.
Мурена,
барракуда
руки вытянуты вперед, изобразить хищную пасть
Куда плывет, откуда
Смешная
каракатица движения
рук – «моталочка»,
По дну куда-то пятится. двигаться
спиной вперед
Звезды в небе
высоко подняться
на носках, руки вверх
Звезды в море глубоко присед
Там
сияют,
щелчок пальцами правой руки
Там
сверкают,
щелчок пальцами левой
руки
А достать их
нелегко. отрицательные
движения указательным пальцем правой руки
Тут
сияют,
щелчок пальцами правой руки
Здесь
сверкают,
щелчок пальцами левой руки
А достать нам их легко.
отрицательные движения указательным пальцем
правой руки
Несказанной красоты по
показу педагога дети берут в руки
«волшебные» бутылки
В море выросли цветы.
Вам я дети их дарю,
С гости снова вас всех жду.
Дети прощаются с педагогом (Феей).