Однородные члены предложения. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся  с понятием однородные члены предложения, с опознавательными признаками однородных членов предложения; формировать умение находить однородные члены предложения, учить выделять их;
  • Развивающие: развитие речи учащихся,познавательных интересов учащихся, самостоятельного мышления, умения анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы.
  • Воспитательные: воспитание любви к языку
  • Здоровьесберегающие: создание условий для успешного усвоения нового материала, выбор средст обучения с учетом психофизиологических особенностей ребёнка

Оборудование:

  • карточки для стадии вызова
  • карточки для составления кластера

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, лица и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Сядьте поудобнее, успокойтесь,  прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок.  Открыли тетради, записали число,  классная работа (оставили  две строчки для того, чтобы немного позже записать тему урока).

II. Стадия вызова

В умелых руках дело спорится.

– Какой  перед  нами  жанр устного народного творчества? (Пословица)
– Для  чего  создавали  люди  пословицы? (Народная  мудрость,  учить  последующие  поколения)
– Чему  учит  нас  эта  пословица?
– Эта  пословица  будет  эпиграфом  нашего  урока.
– Является ли данная пословица предложением?  Докажите.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Что бы вы могли рассказать о предложениях человеку, изучающему русский язык?
(На доске портрет Тома – младшего друга-иностранца, который живет в Англии, очень любознательный)
Вспомните все, что вы раньше знали о предложении. Индивидуально запишите в столбик в тетради свою информацию
Работают индивидуально Самостоятельное определение уровня собственных знаний.
Объединитесь в пары и обсудите свою информацию. Информацию, с которой согласны, оставляйте, а с которой не согласны, помечайте знаком “?” Несколько пар зачитывают свои списки, остальные ученики дополняют свои списки. При несогласии высказывают свою точку зрения. На доске появляется коллективный “образ предложения”
Записывает план на доске
Предложение – это…
Предложения различают по …
По наличию членов предложения …
 Закрепление знаний о предложении Выделяется спорная информация, ведущая к постановке целей каждым учеником.
– Сегодня мы с вами начинаем изучениенового блока тем «Новое о строении предложений». (запись на оставленной строке для темы урока)
Работа по заданию из учебника  № 465 (Учебник « К тайнам нашего языка». Авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)
– Прочитайте.
– Подумайте, не требуется ли работа редактора?
– Что вы заметили? (Неудачно построены предложения, так как есть неоправданные повторы слов)
– Как можно отредактировать текст? (Соединить предложения, убрать повторы слов)
Работа в рабочей тетради (4 класс, часть 2)
– Найдите главные члены построенных предложений.
– Что заметили? (В предложениях несколько подлежащих, сказуемых)
 

 

Редактирование текста автора

(объединение предложений, построение конструкций с однородными членами)

 

 

Убеждаются в необходимости устранения неоправданных повторов слов, отмечают что в предложениях несколько подлежащих, связанных с одним сказуемым или несколько сказуемых, связанных с одним подлежащим

III. Стадия осмысления

Изучение информационного текста

Прочитайте в учебнике как можно назвать главные члены вновь построенных вами предложений,  узнайте новое научное название.
Учебник  №466, стр 48 (Учебник « К тайнам нашего языка». Авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)

Изучение текста методом инсертного чтения (маркировка текста карандашом)

“V ” – это я знал “+” – новая информ. “–” – я думал иначе, ошибочная информ. “!” – обратить особое внимание “?” – непонятная информация

– Как называют такие слова? По каким признакам вы их узнаете?
– Сформулируйте тему ближайших уроков русского языка. (Запись на оставленной строке)
– Докажите, что при улучшении текста получились предложения с однородными членами.

Физминутка. Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Шарик»

Представим, что мы надуваем шарик. Положите руку на живот. Надуем живот так, будто это большой воздушный шарик. Тогда мышцы живота надуваются. Это сильное напряжение неприятно. Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у вас маленький шарик. Сделаем свободный вдох животом, так чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нельзя поднимать!
Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились, стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам входит внутрь. И выдох спокойный, не напряжённый! Делайте, как я.
Вот как шарик надуваем! И рукою проверяем. Шарик лопнул - выдыхаем. Наши мышцы расслабляем!
Дышится легко… ровно… глубоко…
(Повторять 3 раза).

IV. Самостоятельная работа

Исправленный текст записать, решить орфографические задачи, отметить орфограммы. Применить свои знания о постановке запятых. (Можно воспользоваться памяткой на странице учебника 124)

VI. Итог урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Объединитесь в группы и составьте кластер. В центре запишите тему, а вокруг расположите информацию, которую получили на уроке. Обсуждают в группах кластеры. Составляют их, вывешивают на доску. Один ученик при необходимости и наличии времени озвучивает свою схему. Обобщение в схеме всей истинной информации.

Пример кластера:

– На какие знания вы опирались? (Понятие предложения, главных членов, второстепенных)
– Какие умения формировали на уроке? (Умение находить однородные члены предложения)

VII. Домашнее задание

Устно: подготовить устное сообщение по кластеру; подобрать примеры
Письменно: учебник, стр. 49. (Найти в предложениях однородные члены, опираясь на два их признака).

VIII. Рефлексия

– Что было самым трудным на уроке?
– Что помогло справиться с трудностями?
– Что было самым важным на уроке?

– Спасибо за работу. Мне было очень интересно с вами работать, учиться, делать открытия.