В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации "Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г." на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, ... отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования".
Одна из главных задач профильного обучения – дифференциация и индивидуализация обучения, позволяющие за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Главный показатель, свидетельствующий о реализации целей профильного обучения, – готовность учащихся к продолжению образования по избранному направлению и зрелость в выборе способа его получения после школы.
В результате социально-экономического развития общества возникла необходимость обновления старшей ступени общего образования. Основная идея обновления старшей ступени образования заключается в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
На актуальность введения профильного обучения указывают следующие обстоятельства:
- Профилизации обучения в старших классах соответствует структура образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников;
- К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности;
- В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки в вузы.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Наиболее оптимальным для нашей школы из предложенных в Концепции профильного обучения является социально-экономический профиль для старшей ступени школьного образования.
Обоснование выбора:
Данный профиль предполагает довузовскую профессиональную подготовку учащихся старших классов к широкому кругу наиболее востребованных сегодня в нашем регионе профессий.
- Данный профиль отвечает запросам учащихся и родителей школы, судя по результатам проведенного опроса.
- Данный профиль предполагает наличие педагогических кадров, обладающих опытом и перспективой.
При разработке модели перехода школы к профильному обучению учитывались следующие условия:
- Наличие нормативно-правовых документов: Устав МОУ СОШ №1, Лицензия, Положение о предпрофильной подготовке и профильном обучении.
- Наличие программы развития школы и степень ее реализации. Исходя из цели развития, работа коллектива педагогов и учащихся направлена на построение модели школы как образовательной среды, отвечающей широте интересов учащихся, как в учебной, так и во внеклассной деятельности, предоставляющей возможность развить и реализовать свои способности.
- Наличие квалифицированных кадров и их готовность включиться в инновационную деятельность.
- Продуктивность самообразовательной работы педагогов
- Подготовленность педагогов и учащихся к проектной, поисково-исследовательской деятельности.
- Разнообразие элективных курсов, по которым работают педагоги.
- Оснащенность школы компьютерами, информационными программами, использование их в учебном процессе, возможность использовать электронные средства связи (Интернет)