Тип урока: введение новых знаний.
Цель: формирование ценностного отношения к совместной деятельности, направленной на раскрытие понятий «погода» и «климат» через умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
Личностные результаты:
1) ценностное отношение к предмету «окружающий
мир»;
2) умение признавать собственные ошибки;
3) умение оценивать трудность предлагаемого
задания;
4) сопоставление собственной оценки своей
деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
5) восприятие «окружающего мира» как части
общечеловеческой культуры.
Метапредметные результаты:
1) сотрудничать с товарищами при выполнении
заданий в группе: устанавливать, распределять и
соблюдать очерёдность действий, сравнивать
полученные результаты, выслушивать партнеров;
2) удерживать цели учебной деятельности на уроке;
3) задавать вопросы с целью получения нужной
информации;
4) приобретают опыт работы с информацией,
предоставленной в разных видах, выделять
существенное и несущественное;
5) используют приобретенные знания в ситуации
выбора решения;
6) умение пользоваться показаниями термометра;
7) умение устанавливать причинно-следственные
связи между явлениями.
Предметные результаты:
1) знакомство детей с погодой как состоянием
атмосферы в определенное время в определенном
месте;
2) знакомство с понятием «климат» как порядок
обычных изменений погоды в течение года;
3) научатся описывать погоду с использованием
терминов: температура воздуха, сила ветра,
облачность, осадки.
Оформление доски
На доске на начало урока ничего нет, только за доской картина с изображением радуги, затем в течение урока будут появляться картинки с изображением метеоритов разного цвета, карточки с заданиями в этих метеоритах, как в кармашках.
Записи в тетрадях учеников: подпись к картинкам с указанием направления ветра, раскрашивание рисунка «Круговорот воды в природе», подписи под картинками виды облачностей, заполнение таблицы «Погодные явления».
Ход урока.
Этап урока | Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
||||||||||||||||
1. Организационный момент | Настроить ребят на урок – путешествие | – Здравствуйте, ребята! Внимание! Внимание! К нам прибыл гость с планеты «Зеленоух». (Заходит ученик заранее подготовленный.) На нем элементы костюма гостя с другой планеты. Он входит, молча, опустив голову, еле передвигая ноги. | Высказывают предположение, кто это может быть. | Эмоциональная и психологическая готовность к уроку. | ||||||||||||||||
2. Актуализация опорных знаний, постановка проблемы | Создание условий для воспроизведения изученного на предыдущих уроках, являющихся подготовкой к формированию понятий «погода» и «климат», постановка проблемного вопроса. | – Ребята, кто это? Давайте,
познакомимся! – Что с тобой Зеленоух232? Зеленоух оказывается ребенком примерно возраста наших ребят. Оказалось, он не может выполнить домашнее задание по изучению Земли, загулялся и заигрался, сел на первую попавшуюся тарелку и полетел, куда глаза глядят, теперь еще и потерялся. А когда попал на нашу планету, совсем растерялся, одно дело изучать планету Земля, а другое дело оказаться на ней. Как любопытный ребенок он стал задавать ребятам вопросы, что его интересовали: – В какое время суток и время года Солнце на небе поднимается выше? – В какое время года солнце бывает высоко на небе? – Во что превращается вода при нагревании и охлаждении?
– Почему летом в тени теплее, чем зимой на солнышке? (проблемный вопрос)
После этого гость предложил отправиться в
путешествие с ним на планету «Зеленоух», а по
дороге он хочет, чтобы мы вместе выполнили его
домашнее задание по теме: «Погода и климат
Земли». |
Ребята с интересом наблюдают и слушают.
– Летом в полдень.
– Вода при нагревании превращается в пар, а при охлаждении превращается в лед. – Возможно, летом солнце лучше прогревает
землю, чем зимой.
Ребята делятся на три команды. Придумали названия своих кораблей: «Быстрый»,«Шустрый», «Веселый». |
Знания: – свойства воды (подготовка к
пониманию причинно-следственных связей
атмосферных явлений и свойств воды в
круговороте воды в природе); Умение: – определять различный наклон солнечных лучей
по временам года |
||||||||||||||||
3. Изучение нового материала. | Решение проблемного вопроса под руководством учителя. | На доске появляется картинка первого
метеорита ярко-красного цвета. На нем задание:
закодированное слово какое-то «одеяло» Земли
(АТМОСФЕРА) Чтобы получить ключ к зашифрованной информации нужно рассказать все, что вы знаете о погоде, что ее определяет.
Ключ: (3,2) (4,2) (3,3) (4,1) (2,2) (4,3) (2,3) (3,1) (3,2) – Зачем Земле нужно это «одеяло» – атмосфера? |
Работа в группах, распределение
обязанностей, разгадывают слово, используя
знания по информатике. За разгаданное задание команда получает звезду. Атмосфера защищает Землю от метеоритов, не дает кислороду и теплу выходить в космос. Прямые лучи лучше прогревают Землю, а атмосфера помогает удерживать тепло, поэтому летом в тени теплее, чем зимой на солнышке. Команды получают карточки и расставляют в нужном порядке буквы. Дети составив, делают вывод, что все это явления атмосферы. Составляют тексты: описание, рассуждение, повествование. |
Ребята узнали об атмосфере, атмосферных
явлениях, повторили знания о кодированной
информации, о признаках и видах текста. Могут распределить обязанности в группе, выслушать и понять другое мнение, отличное от собственного. |
||||||||||||||||
4.Физкультминутка. | Снятие статического напряжения |
|
Выполняют различные упражнения. | Снято статическое напряжение. | ||||||||||||||||
5. Изучение нового материала (продолжение работы) | Ознакомление с новыми понятиями «погода» и «климат», развитие умения пользоваться показаниями термометра и другими измерительными приборами погодных явлений. | После удачного приземления появляется
третий метеорит. На доске появляется картинка
с изображением метеорита голубого цвета. На нем
задание: ФЖОСЖТВФХТВ (Температура) Ключ: Шагай
по алфавиту на два шага назад от указанной
буквы. Диалог учителя с детьми о температуре отрицательной и положительной и термометре. Далее, ребята получают карточки с изображенными термометрами, и подписывают нужную температуру. Появляется оранжевый метеорит, на нем бумажный
кораблик, а на нем одно слово: «Подуй!» Составление сказки на тему: «Круговорот воды в природе».
Еще один метеорит зеленого цвета, на нем
задание превратить в истинные высказывания: «Облака
– это не охлажденный пар». «Вода не испаряется, и
не превращается в пар». «Вода в виде пара
опускается на землю». «Облака не образуются из
капелек воды». «Капли в облаках становятся легче
и исчезают». |
Команды получают новое задание,
разгадывают слово, пользуясь знанием порядка
алфавита. Выполняют задание в учебнике 47 №2 также по командам, объясняют и доказывают свой выбор. «Путешествие капельки» по рисунку учебника дети составляют сказку. Три команды – три сказки. Истинные высказывания расставляют в нужном порядке и получаем круговорот воды в природе. Получают звезду только те команды, которые наиболее точно выполнят задание. Выполнение задания в учебнике на странице 47 и 48 № 3, №4. Дети составляют утверждение: Погодой называется состояние атмосферы в определенное время в определенном месте. Составляют верное утверждение: Климатом называется порядок обычных изменений погоды в течение года. Называют цвета радуги. |
Узнали: Что такое «погода», «климат», круговорот воды в природе, измерительные приборы: термометр, флюгер, осадкомер, барометр, повторили истинность и ложность высказываний. Научились с помощью терминов «температура воздуха, сила ветра, облачность, осадки» описывать погоду; Умения: – определять по термометру отрицательную и положительную температуру. Могут устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. |
||||||||||||||||
6. Итог урока и рефлексия | Проверка понимания материала и оценивание детьми собственной деятельности на уроке | – Вот так, незаметно мы добрались до
планеты нашего гостя, при этом очень хорошо
помогли ему с выполнением домашнего задания, да и
сами немало узнали. – Что вы узнали нового сегодня на уроке? – Что вам больше всего понравилось? С какими трудностями столкнулись? – Самое приятное это – награждение. Капитаны команд подсчитали количество звезд, заработанных командами. Уважаемый гость награждает специальными «зеленоуховскими» медалями на память. Капитаны дают приказ экипажу занять места в кораблях, прощаемся с жителями планеты и летим в обратный путь. (Звучит музыка бодрая, веселая.) |
Ребята повторяют все, что делали, что узнали. Высказывают свое мнение о заданиях. | Анализ деятельности, оценивание своей деятельности. | ||||||||||||||||
7. Домашнее задание | Закрепление изученного на уроке. | – Вернулись на землю, а теперь и я вам задам домашнее задание на странице учебника 48 №5, странице 49 №6. Откроем учебник и посмотрим, что от вас требуется выполнить. А также, что интересного вы знаете о погоде и климате и могли бы нам рассказать. | Знание понятий «погода» и «климат», а также сопутствующих терминов. |