Цель:
- Познакомить с приёмами определения рода имён существительных;
- учить определять род имён существительных;
- учить разгадывать ребусы, развитие речи.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания.
Прочитайте слова. Угадайте, какую букву мы будем писать на уроке? Чем похожи слова?
ДЕТСТВО, ТРОСТНИК, ВЕСТНИК, МЕСТНОСТЬ, ТРУДНОСТЬ.
Пишем такую цепочку букв: Ттр Ттр Ттр.
Что это за слова? От каких слов они произошли? Устно составляем предложения с ними.
3. Основная часть урока.
Сегодня мы продолжим работу над именами существительными. Для этого нам нужно разгадать ребусы. Отгадки запишем.
А теперь загадки:
Большой подсолнух в небе,
Цветёт он много лет.
Цветёт зимой и летом
А семечек всё нет. (Солнце)Лежит ковёр большой, голубой –
Не наступишь ногой. (Небо)
- Что за слова мы написали?
- Разделим их на три группы по каким то признакам.
- Пусть эти предметы будут вашими. Что вы скажете о них?
(Мой волк, моя сорока, и т. д.)
– А что скажете о них?
(Вот волк, он серый; вот небо, оно голубое; и т.д.)
- Это значит, имена существительные бывают мужского, женского, среднего рода. Это грамматический признак имён существительных.
- Прочитаем правило в учебниках.
- Сегодня мы будем учиться определять род имен существительных.
- Письменно выполняем упражнение по учебнику № 238.
4. Физкультминутка.
А теперь вместе играем. Я раздала карточки со словами. Вы должны положить их в нужную папку, для этого нужно определить род.
Дождь, трава, небо, ком, девочка, стол, ведро, яблоко, ученица, книга, труд, огурец, урожай, ветер, животное, ремень, рябина, тетрадь, груши, учебник, север, люди, мама, окунь, окно, дерево, дети.
- Почему некоторые слова мы отложили?
- Как-нибудь можно в них определить род?
- Что делать?
- Есть существительные множественного числа, где род не определяется.
5. Заключение. Как определить род имени существительного?
6. Итог урока, оценивание, информация о домашней работе.