Не секрет, что уроки русского языка многие дети начальной школы считают скучными, потому что в наших учебниках присутствует огромное количество правил, которые надо учить и применять. Связано это со сложностью самой орфографической системы русского языка и с тем, что младшие школьники, погружаясь в «море» орфографических правил и исключений, не могут уловить логики правописания. Они воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собою правил. И, к сожалению, с каждым новым внедряемым УМК количество правил в учебниках русского языка начальной школы только увеличивается. Дети не хотят запоминать, родители не хотят вникать. Учителя разводят руками…
А не лучше ли попытаться перехитрить наших упрямых неучей и, не угрожая «двойками», не повышая голоса, привлечь их внимание к орфографическим правилам с помощью рисунка, рифмовки, шутки, сказки, направив богатое детское воображение в нужное русло? Лучший способ обучения – это увлечь детей и привлечь к сотрудничеству в процессе обучения. Ведь работа учителя заключается не в том, чтобы записать в дневнике «выучить правило на стр. …». Мы должны на уроке объяснить суть правила и показать ребёнку наилучший способ для запоминания.
На уроках русского языка во втором классе, так же как и все учителя, я читаю с учениками правило по учебнику, разбираю его, а затем мы в тетрадях записываем правило в стихах из моей личной «копилки», несколько раз его проговариваем, сравниваем с правилом в учебнике. Когда я задаю вопрос: «Какое правило легче запомнить?» Ученики отвечают: «Конечно, рифмовку!» При записи домашнего задания в дневнике я указываю выучить правило по данной теме хоть из учебника, хоть из тетради. Многие ученики легко и непринуждённо запоминают правило в стихах. Суть правила сохранена, термины ребёнок запоминает, но в рифмованной форме заучить правило намного легче. Попробуйте, может и вам эта форма работы понравится.
Я предлагаю собственные рифмовки по разделу «Морфемика» или «Состав слова». А также рифмовки к тем орфограммам русского языка, правописание которых основано на знании состава слова. Это правописание некоторых суффиксов, приставок с гласными а, о, а также разделительного Ъ. Постоянная, систематическая работа по усвоению состава слова, словообразования, обогащению словаря необходима для овладения морфологическим принципом орфографии. Я предлагаю разнообразить эту работу с помощью ярких схем, рифмовок (см. приложение, презентация «Морфемика»). Сознательный разбор слова по составу пробуждает у детей живой интерес к русскому языку, развивает лексику и является ещё одним этапом на пути развития орфографической зоркости. Все эти рифмовки есть в приложении в виде небольшой презентации, которую удобно использовать на уроках русского языка в начальной школе.
Рифмовки по разделу «Состав слова».
Слово делится на части!
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
делать слово из частей!Окончание в слове – это
изменяемая часть.
Оно при помощи предлога
между словами держит связь.Без окончания всё слово
называется основой.А чтобы корень нам найти
на родственные слова смотри:
общую часть родственных слов
выдели – и корень готов!Суффикс в слове после корня,
образует слово он.
Суффиксы мы будем помнить,
чтоб был богатым лексикон!Перед корнем есть приставка,
слитно пишется она.
А при помощи приставки
образуются слова.
Правописание приставок с гласной О
О-, во-, до-, со-, по- и про' –
вот приставки с гласной о.
Об-, обо'-, от-, ото'-,
под-, подо' – приставки с О!
Правописание приставок с гласной А
За- и на-, раз- и над-
вот приставки с гласной а.
Разо-, раз-, надо-, над-
будем в них мы а писать.
Правописание приставок, оканчивающихся на согласный звук
В-, об-, от-,
раз-, над-, под-.
Вот приставки на согласный.
Часто он звучит неясно.
Правописание разделительного Ъ.
Чтоб согласный звук в приставке
отделить от гласной в корне,
твёрдый знак меж ними ставьте.
Вами будут все довольны.
Правописание приставок, оканчивающихся на -з, -с.
Вот приставки на -з, -с:
раз- и рас-, без- и бес-.
Голову здесь не ломай,
то, что слышишь, то вставляй.
Разглядеть, но рассмотреть.
Разделить, но растереть.
Перед звонким в корне – без.
Пред глухим – приставка с -с.
Правописание корня
(С этим правилом я знакомлю перед изучением орфограмм корня)
Чтобы смысл слова нам не потерять,
правильно нам надо корень написать.
Правописание суффиксов -онок, -ёнок в словах, называющих детёнышей животных.
Чтобы малышей назвать,
суффикс надо добавлять.
Если в корне согласный «шипит»,
суффикс -онок, значит, пиши.
Если мягко согласный звучит,
суффикс-ёнок, значит, стоит.
Например:
Медвежонок, бельчонок,
индюшонок, галчонок.
Но лисёнок, тигрёнок,
Оленёнок и львёнок.
Правописание суффиксов -ек, -ик в словах.
Чтобы -ик, -ек написать,
слово надо изменять.
Есть предмет и нет его –
смотрю суффикс у него.Если гласный «убегает»,
значит, суффикс -ек вставляем.
Если гласный «не бежит»,
значит, суффикс -ик пиши.
Например:
Домика нет, домик есть.
Ключика нет, ключик есть.
Нет замочка, есть замочек.
Нет крючочка, есть крючочек.
Разбор слова по составу
(Я не помню, чьё это стихотворение, но в своей работе я использую эти строки.)
Помни: при разборе слова
окончанье и основу
первым делом находи!
После корня будет суффикс,
а приставка впереди!
Вывод.
Будем части слова знать,
сможем грамотно писать!