Учебник: “Детская риторика в рассказах и рисунках” в двух частях. Учебная тетрадь для первоклассника. Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.А., Никольская Р.И.
Цели урока:
- Обучение использованию детьми разнообразных средств выражения извинения (в том числе, интонационных).
- Формирование умения выбирать нужную форму общения с учётом ситуации.
- Развитие умения оценить свою речь и речь другого оратора.
- Развитие коммуникативных умений и навыков.
- Расширение кругозора, словарного запаса и познавательного интереса.
- Воспитание вежливости, доброты, деликатности внимания к окружающим.
- Развитие творческих способностей.
- Развитие речи.
Оборудование: “Детская риторика в рассказах и рисунках” в двух частях. Учебная тетрадь для первоклассника. Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.А., Никольская Р.И; табличка с пословицей “От учтивых слов язык не отсохнет”; табличка со словами извинения “извини (те), пожалуйста, прости (те), я не хотел тебя (вас) обидеть”; “Словарь русского языка” С.И.Ожегова; табличка с анограммой “этикет”; табличка с опорными словами: тон, обращение, взгляд, поза, объяснение, обещание; видеосюжет из м/ф “Кот Леопольд”; аудиокассета с песней “О вежливых словах”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Дети встают в круг и выполняют под стихотворение действия:
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
У.: – Почувствуйте поддержку товарищей, ощутите тепло их рук, готовых в любой момент придти к вам на помощь.
2. Сообщение темы урока.
У: – Сегодня на уроке мы продолжим разговор о речевом этикете. Знание его и соблюдение поможет вам приобрести новых друзей и не растерять старых.
(Дети рассаживаются по местам.)
3. Речевая разминка.
У.: – Чтобы нам приступить к серьезной работе, необходимо провести речевую разминку. Как можно назвать это предложение – скороговоркой или чистоговоркой?
Ра-ра-ра-ра начинается игра.
Д.: – Чистоговорка.
У.: – Значит, как ее надо проговорить?
Д.: – Её надо проговаривать чисто, чётко, внятно.
У.: – Проговорите ее четко и внятно сначала для соседа справа, а затем также четко для соседа слева. Слушайте ритм.
(Дети под ритмическое прохлопывание два раза произносят чистоговорку.)
У.: – А это предложение можно назвать чистоговоркой?
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Д.: – Нет. Это скороговорка.
У.: – Значит, как ее надо проговорить?
Д.: – Её надо проговорить быстро.
У.: – Сразу быстро проговорить трудно. Надо подготовиться. 1 раз – говорим в медленном темпе, 2 раз – в среднем темпе, 3 раз – быстро.
(Дети проговаривают как надо, каждый раз прохлопывая ритм.)
4. Слово оратору.
У.: – Сейчас я хочу предоставить слово первому оратору. Ваша задача очень внимательно его выслушать и подумать над вопросом: Что он нам хотел сказать?
(Дети слушают выступление).
Оратор:
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
– Спасибо! Извините.
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.
У.: – Давайте обсудим его выступление. Постараемся ответить на вопросы:
- Что он нам хотел сказать?
- Удалось ли ему?
- Что понравилось?
Д.: – Оратор хотел нам сказать, что вежливые слова надо говорить каждый день. Не забывать про них. Ему это удалось. Он говорил выразительно, громко, чётко.
У.: – А теперь оратор попробует ответить на вопросы:
1. Как слушали ребята?
2. Как ты это понял?
Оратор: – Ребята сидели тихо и слушали внимательно. Я это понял по их сосредоточенным заинтересованным лицам.
5. Разгадывание анаграммы.
На доске анаграмма: КЕТИЭТ.
У.: – Я предлагаю вам разгадать анаграмму. Здесь спрятано, зашифровано слово, которое обозначает совокупность правил, касающихся отношения к людям. Сюда входят манеры, одежда, речь.
Д.: – Этикет.
У.: – Правильно. Так что же обозначает слово “этикет”?
Д.: – Этикет – это совокупность правил, касающихся отношения к людям.
6. Работа с пословицей.
У: – На уроке риторики мы говорим о речевом этикете, о вежливых словах. Простые русские люди много лет назад не были знакомы с речевым этикетом, но они точно знали, что вежливые слова им в жизни необходимы. Давайте прочитаем русскую пословицу, которая свидетельствует об этом. Прочитайте её у себя в тетрадях на с.18.
(Дети читают в тетрадях и хором повторно прочитывают с плаката: “От учтивых слов язык не отсохнет”).
У.: – Это тема нашего урока. “От учтивых слов язык не отсохнет”. Это пословица. Значит, в ней заключена мудрая народная мысль. Чтобы она нам стала ясна, надо разобраться со значением некоторых слов. Как вы понимаете слово “учтивый”? Это какой? Подберите синонимы?
Д.: – Вежливый, внимательный, заботливый …
У.: – А в “Словаре русского языка” Сергея Ивановича Ожегова это слово объясняется так – “почтительно-вежливый”.
У.: – А как вы понимаете выражение “язык не отсохнет”?
Д.: – Человек не устанет говорить, ему не будет от этого плохо.
У.: – Простые русские люди не были знакомы с речевым этикетом, но они точно знали, что вежливые слова им в жизни необходимы. Так как же вы поняли тему нашего урока?
Д.: – От почтительно-вежливых слов человеку плохо не станет.
7. Слова извинения.
У.:
– Стать добрым волшебником
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!
У.: – Очень часто людей, умеющих правильно употреблять в речи вежливые слова, называют волшебниками. А с какими группами вежливых слов мы знакомы?
Д: – Слова – приветствия, прощания, просьбы, извинения.
У.: – Давайте вспомним слова извинения.
(Дети по таблице прочитывают)
извини (те), пожалуйста
прости (те)
я не хотел тебя (вас) обидеть
У.: – Когда мы используем слова извинения?
Д: – Когда мы провинились, сделали что-то плохое, хотим чтобы нас простили, помириться.
8. Риторические задачи.
Разыгрывание ситуаций.
У.: – Вот что случилось в одном дворе.
1) Стихотворение А. Барто. Читает подготовленный ученик.
Попал я в дедушку мячом
И закричал: – А я при чем?
Но, досчитав до 30,
Сказал: – Ну, дедушка, прости.
У.: – Как вы думаете, вежливо мальчик просил извинение у дедушки? Как бы вы извинились?
Д.: – Нет, мальчик извинился не вежливо. Даже если вы случайно причинили неприятность человеку, надо извиниться, чтобы человеку от ваших слов стало легче.
Учитель: – А вот еще одна ситуация.
2) Отрывок из стихотворения Юсупова. Разыгрывают подготовленные ученики.
Пошел я гулять
И в саду
По привычке
Я дернул девчонку
За обе косички.
На крик прибежала
Девчонкина мать
Меня изловчилась
За ухо поймать …
Попробовать что ли?
В сторонку куда-то
“Простите меня”
Я шепнул виновато
– Ступай,–
Улыбнулась, –
Прощаю пока. –
И ухо моё отпустила рука.
“Простите”
Ура!
Убедился я снова
Какое оно
Интересное слово.
У.: – Можно ли извинения мальчика считать искренними? Может быть, он извинился только потому, что ему стало больно?
Д.: – Нет, мальчик извинился искренне. Автор говорит, что мальчик “шепнул виновато”. Мама девочки это поняла, улыбнулась и простила.
У: – Как надо извиняться?
Опорные слова:
тон
обращение
взгляд
поза
объяснение
обещание
(Дети по таблице с опорными словами делают вывод).
Д.: – Прощение просят спокойным извинительным тоном; используют обращение, во время извинения глядят в глаза собеседнику.
9. Физкультминутка.
Мы друг другу улыбнёмся,
Влево – вправо повернёмся,
Руки вверх, присели, встали,
Носок – пятка – поплясали.
Три хлопка над головой,
Топни левою ногой.
К другу с лева повернись
И радушно улыбнись.
Справа от тебя сосед –
Рукой пошли ему привет.
Ты и все твои друзья –
Вместе целая … семья.
10. Работа в парах.
У.: – В ваших тетрадях на стр.19 иллюстрация к известной вам сказке. Вспомните её. За что Машенька просит прощение?
Д.: – Это сказка “Три медведя”. Маша без разрешения вошла в дом медведей, сидела на их стульях, ела из их чашек, спала на их постелях.
У.: – Вам надо прочитать все три фразы самостоятельно, выбрать для себя подходящую, прочитать ее нужным тоном соседу. Попробуйте разыграть.
(Дети работают в парах).
Д.: – Мы прочитали и поняли, что вторая фраза невежливая. Мы её не выберем. Первая и третья фразы подходящие.
У.: – Дайте оценку своей работе.
(Дети оценивают работу в парах).
11. Видеосюжет из мультфильма “Кот Леопольд”.
У.: – Ребята, скажите, пожалуйста, почему кот Леопольд всегда прощает мышей?
Д.: – Он надеется на их исправление и мечтает жить дружно.
12. Анализ ситуации.
Учитель: – Этот видеосюжет очень созвучен с той ситуацией, которую разыграют нам девочки.
Стихотворение Кузнецова “Поссорились”. Разыгрывают подготовленные ученики.
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала и сказала:
“Не отдам”.
У.: – Из-за чего поссорились подруги, и как они могут помириться?
Д.: – Подруги поссорились из-за того, что одна девочка отобрала мишку у другой и убежала с ним. Чтобы помириться, ей надо извиниться и поделиться с подругой игрушками.
У.: – Правильно, автор так и закончил эту историю.
– Дам ей мишку, извинюсь.
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажУ: “Играть давай”!
У.: – Чему учит это стихотворение?
Д.: – Очень часто дети ссорятся между собой. Надо уметь анализировать ситуацию, критически оценивать свое поведение и извиняться, если понял, что виноват.
У.: – А порой достаточно мимики и жестов, чтобы разрешить конфликт.
Стихотворение М. Пляцковского “Из-за ссоры пустяковой”. Разыгрывают подготовленные ученики.
Из-за ссоры пустяковой,
Из-за глупой ерунды
Не вожусь я с Ермаковой,
Будто в рот набрал воды.
…Лучше пусть окаменею
Или в рыбу превращусь,
Только первым перед нею
Ни за что не извинюсь!
Ермакова не сдаётся,
Злюк таких не видел свет…
Ну а если улыбнётся,
Улыбнусь и я в ответ.
У.: – Ребята нам замечательно разыграли эту ситуацию. А в учебнике на стр. 20 помещена иллюстрация к этому стихотворению, а внизу вопрос. Прочитайте его и попробуйте ответить. А как бы поступил ты, если виноваты оба?
(Высказывания детей).
13. Итог урока.
У.: – Так что же говорит нам пословица, которая является темой нашего урока?
Д.: – Надо чаще говорить добрые слова, соблюдать правила речевого этикета, и тогда люди будут к тебе относиться по-доброму.
У.: – И сегодня на уроке мы несколько раз убеждались в этом. Поистине люди, владеющие речевым этикетом, умеют творить чудеса. Закончить наш урок мне хочется весёлой песенкой “О вежливых словах” из передачи “Радионяня”.
Литература:
- Весёлый этикет. Богуславская Н.Е., Купина Н.А.
- Словарь русского языка. Ожегова С.И.
- Речь и этикет. Гольдин В.Е.
- Детская риторика. 1 класс. Методические рекомендации. Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.А., Никольская Р.И., Сорокина Г.И.