Цели:
- Образовательная: закрепление навыка определения инфинитива и форм 3 лица, произношения и написания глаголов на –ться, -тся;
- Воспитательная: воспитывать внимание к слову, дисциплинированность, сознательность, через дифференцированное обучение воспитывать интерес к урокам русского языка;
- Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Ход урока
1.
Организационный момент. Объявление темы и целей урока, оформление записей на доске и в тетрадях.2. Опрос:
– Что такое глагол?
– Какая форма является для глагола начальной?
– На какие вопросы отвечает инфинитив?
– Послушайте грамматическую сказку Феликса Кривина и переведите ее на научный
язык. О чем здесь идет речь?
Сказка об инфинитиве.
Смотрит Инфинитив, как спрягаются глаголы, и говорит:
– Эх вы, разве так надо спрягаться?
– А как? – спрашивают глаголы, – ты покажи!
– Я б показал, – сокрушается Инфинитив, – только у меня времени нет.
– Время мы тебе найдем, – обещают глаголы, – какое тебе – настоящее, прошедшее
или будущее?
– Давайте будущее, – говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время, да не
забудьте про Вспомогательный Глагол. \
Спрягается вспомогательный Глагол, только окончания мелькают. А Инфинитив и
буквой не пошевелит. Зачес ему буквой шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он
– Инфинитив, у него нет времени.
3.
Дифференцированные задания на повторение пройденного материала:1) Задание для 1 (слабой) группы учащихся:
– Выпишите из текста все глаголы в нФ (запись на доске):
Петушки распетушились,
Но подраться не решились,
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться,
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
2) Задание для 2 (средней) группы:
– Спишите предложения и определите синтаксическую функцию инфинитива (запись на доске).
1. Ты научил меня рисовать
2. Читать – мое любимое занятие.
3. Никто не сможет забыть эти прекрасные стихи.
4. Валюша пошла на станцию смотреть поезда.
5. В ребенке рано проявилась способность рисовать.
3) Для 2 (сильной) группы учеников (устно):
– Чем различаются глаголы говорить и сказать (видом –
совершенным и несовершенным).
– Но если употребить их во 2-ом лице с отрицанием: (и) не говори; не скажи,
то между ними обнаруживается совсем другое смысловое различие. Какое?
– Как можно изменить глагол, чтобы найти проверочное слово для написания
безударной гласной в корне слова? (По лицам, временам, в прошедшем времени –
по родам.) Докажите ответ с помощью примеров.
4. Новый материал. Правописание -тся, -ться.
1. На доске записаны 2 глагола. Прочитайте их. Как они произносятся? А как пишутся? Почему? Давайте разберем их по составу.
Учиться учится.
– Вывод: на конце глаголов вы слышим -ца, а пишем -тся или -ться.
– А почему мы пишем один глагол с ь, а другой – без ь? как
определить, где нужно ставить ь, а где не надо? (Задать вопрос.)
– Давайте сравним еще 3 слова, запишите их в тетрадях, пропустив 3 строчки.
Водица водиться водится.
– чем различаются эти слова? Делается следующая запись:
-ца Кто? Что? Ис Водица |
-ться Что делать? г в нФ Водиться |
-тся Что делает? г в 3л, ед ч. Водится |
– Вывод (попросим сделать сильную группу учащихся): если слово отвечает на вопрос кто или что и является именем существительным, то на конце пишется -ца, если слово отвечает на вопрос что делать? и является глаголом в неопределенной форме, то пишется на конце -ться, а если слово отвечает на вопрос что делает? и является глаголом в форме настоящего времени, единственного числа, 3 лица, то на конце пишется -тся.
– Чтение правила в учебнике.
4. Закрепление:
1. Продолжение записи в тетрадях и на доске:
Красавица, любуется, сестрица, улыбается, улица, веселится(веселиться), струится(струиться).
Получается следующая запись:
-ца Кто? Что? Ис Водица Красавица Сестрица Улица |
-ться Что делать? г в нФ Водиться Веселиться Струиться |
-тся Что делает? г в 3л, ед ч. Водится Веселится Струится Улыбается Любуется |
2. Игра “Кто последний?” учащиеся называют по очереди сначала глаголы , которые пишутся с ь, затем глаголы, которые пишутся без ь.
3. Дифференцированное задание (обратить внимание на орфограмму № 23):
– 1-я группа – по карточкам.
Вставь пропущенные буквы там, где это нужно, рядом со словом поставь необходимый вопрос.
1. Когда слышит…ся (……………………)гром, не спеши выливать воду.
2. Если в корзине одна рыба испортилвсь, испортит…ся (…………………)вся.
3. Друг в беде узнает…ся (……………………).
4. Кто смерти не боит…ся (…………………), того и пуля сторонит…ся(…………………).
5. Как русский за штык берет..ся (……………………), так враг трясет…ся(………………).
6. Не потрудит…ся(…………………), так и хлеб не родит…ся(………………).
7. Если не совесть работаешь, стыдит…ся (………………) не придет…ся(………………).
8. Кто учит…ся(…………………)без книги, тот все равно что черпает воду решетом.
– 2-я группа – упр. 638.
– 3-я группа – упр. 640.
5. Итог урока.
Коллективное задание. Слова для диктовки(писать только номер слова и ставить +, если ь пишется, и -, если ь не пишется):1)запираться на засов; 2) употребляется в глаголе; 3) удивляться пению; 4) расстилается туман;5) собираться в школу;6) надо заботиться о здоровье; 7) всегда пригодится; 8) получается вкусно; 9) зима кончается; 10) сдается без боя.
Образец записи:
1) +; 2) -; 3) +; 4)-; 5) +; 6) +; 7) -; 8) -; 9)-; 10) -.
6. Домашнее задание: п. 110. упр. 639, найти в учебнике литературы пословицы, в которых есть орфограмма № 23 (ученики сами выбирают себе задание по силам).