Урок-семинар "Наречие"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  1. Обобщение и расширение сведений о наречии как части речи;
  2. Наблюдения за употреблением наречий в текстах разного стиля, составление своих текстов с наречиями.

Оборудование:

  1. Выставка книг по теме семинара, слайдовая презентация, вопросы к семинару,
  2. На рабочем месте учащихся – справочные тетради, лингвистическая литература, с которой они работали,
  3. Репродукция картины А.Дейнеки “Оборона Севастополя”.

Вопросы к семинару даются за 7–10 дней до его проведения. Каждый ученик должен принять участие в подготовке теоретического и практического задания.

Вопросы к семинару:

I. Теоретические задания

1. Какие части речи бывают? Какое место среди них занимают наречия? С какими частями речи и в чем оно сходно? Чем отличается от этих частей речи? Каков секрет его названия? Изменяются ли наречия?

2. Как образуются наречия?

3. Какова этимология наречий: дотла, невзначай, невмоготу, начеку, наружу, исподволь.

4. Какие случаи правописания наречий являются самыми трудными?

Почему? Сколько орфограмм связано с правописанием наречий? Какие?

5. Какие речевые ошибки возможны при употреблении наречий?

6. Найти фразеологизмы, синонимичные наречия, занимательные задания с наречиями.

7. Какое место занимают наречия в разных словарях? Нужно ли иностранцу, изучающему русский язык, знакомиться с наречиями как частью речи?

  1. Указывается литература, необходимая при подготовке:
  2. Фразеологический словарь русского языка.
  3. Орфографический словарь.
  4. Толковые словари.
  5. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы.
  6. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка.

II. Практические задания/

1. Какое место занимают наречия в нашей речи? Просмотреть свои сочинения и товарищей, изложения, найти в них наречия.

2. Проанализируйте все упражнения в учебнике по теме “Наречие”. Какие упражнения считаете наиболее важными, какие порекомендовали бы для домашнего задания? На какие орфограммы и знаки препинания в предложениях следует обратить внимание?

3. Как пользуются наречиями поэты и писатели, авторы статей в учебниках, газетах, журналах?

При подготовке к семинару учащиеся делятся на группы. Важно, чтобы задание давалось дифференцированно, чтобы в работу были вовлечены все школьники.

Ход семинара

I. Много ли в лингвистической литературе материала о наречиях в сравнении, например, с именем существительным?

Вывод: О наречиях написано гораздо меньше, чем о существительном и прилагательном.

– Чем это объясняется?

У наречий нет стольких грамматических признаков, сколько, например, у существительных. Главный грамматический признак – неизменяемость. В правописании наречий меньше орфограмм, хотя это трудные случаи написания. Наречия сходны с деепричастиями по смысловому вопросу. Сходство с прилагательным – в грамматическом значении (признак признака), но не изменяются наречия по родам, числам и падежам. Вспоминают об отличии наречий от существительных: у существительных есть грамматическое значение предмета, в ряде падежей у них два вопроса (куда? во что?) – в лес, а у наречий – один вопрос, значение места, а не предмета (куда?) – вверх.

Отмечают трудность в разграничении краткого прилагательного среднего рода, краткого страдательного причастия среднего рода и наречия на -о и -е (Он мгновенно понял всю опасность положения (как?). – Решение его было мгновенно (каково?).

II. Следующая группа напоминает товарищам об основных способах образования наречий, показывает, как способ образования влияет на правописание наречий, например, по-летнему, во-первых.

III. В работу включаются ребята, готовившиеся по вопросу: какие речевые ошибки возможны при употреблении наречия? Они скажут об орфоэпических и лексических ошибках, воспользовавшись текстами упражнений учебника.

Приводят примеры: (Вперед, сначала) подумай, потом отвечай. Отряд двинулся в путь, (спереди, впереди) шел вожатый. Держитесь более (свободно, свободнее). Раздели яблоко (напополам, пополам).

Прочитайте правильно: пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, сделай иначе, уехать надолго. (Словосочетания записаны на доске.)

Инсценировка “Рецепт”.

– Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:
– В каком классе ты учишься, молодой человек?
– В 6 “Бы”.
– “Бы?” Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
– Нормально. Жутко дружно, ужасно весело...
– Жутко дружно. Ужасно и весело! А учитесь-то хорошо?
– Нормально. Особенно девчонки стараются. Их учитель в пух и прах хвалит.
– Нормально... В пух и прах хвалит... Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

Врач дает рецепт – учебник грамматики русского языка.

– Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чем здесь ошибки?

IV. Что значит в пух и прах? (Фразеологизм.)

– Какие еще фразеологизмы с наречиями или фразеологизмы, синонимичные наречиям, вы нашли? Предлагаются, например, такие задания.

1) Замени наречие фразеологизмом: сильно краснеть – до корней волос; крепко спит – как убитый; быстро бежать – во весь дух, во все лопатки, сломя голову; громко кричать – во все горло, во всю Ивановскую; хорошо знать – как свои пять пальцев; тесно – яблоку негде упасть; темно – хоть глаз выколи; мало – кот наплакал, раз, два и обчелся; рано – чуть свет, ни свет, ни заря; близко – рукой подать; плохо – из рук вон плохо, никуда не годится.

2) Замени фразеологизмы наречиями: 1) Решив уехать во что бы то ни стало, она почувствовала себя вне опасности. 2) Откуда ни возьмись набегут на небо серые, тяжелые тучи. 3) Лагутин ни за что ни про что обругал Шмакова Петра. 4) Не будет он ни с того ни с сего приставать к Лагутину.

V. Интересный этап урока – сообщения учащихся о роли наречий в нашей речи, в художественных произведениях. Примеры подобранных текстов: В.Морозов “Воришка”, Н.Гарин – Михайловский “Детство Темы”, И.С. Тургенев “Накануне”, М.Е. Салтыков – Щедрин “История одного города”, М.Ю. Лермонтов “Мцыри”.

Называются новые наречия, не встречавшиеся ранее, выписываются на доске. Просматриваются тетради для сочинений и изложений и прослеживается, как часто в работах использованы наречия.

VI. Проверка словарного запаса учащихся.

Вывешивается репродукция картины А.А.Дейнеки “Оборона Севастополя”.

– Какое впечатление производит картина? (Восхищение мужеством, героизмом черноморцев.)
– Записать как можно больше наречий, необходимых для более точного и эмоционального описания изображенного на картине, особенно героев картины.

После проверки данного задания предлагается учителем следующий материал: слева мы видим; справа изображен; стойко сражаются; бьются насмерть; бесстрашно; самоотверженно; высоко подняв автомат; идут в атаку плечом к плечу; решительно, стремительно бросаются на врага; отчаянно, упрямо, сильно размахнувшись; широко расставив ноги; смертельно раненный; упадет навзничь; твердо стоит; погибнет героически; гневно, с ненавистью смотрит на фашистов; с трудом поднимаются; немало врагов; погибнут бесславно; лежит ничком; сражаются не щадя своей жизни.

– Как еще можно назвать картину?

VII. Домашнее задание.

  1. Написать сочинение по данной картине.
  2. Выполнить упражнение...

VIII. Итог урока-семинара.

– Чьи выступления показались самыми интересными и почему?
– Какие вопросы и задания требуют еще дополнительной работы?
– К каким книгам вы бы хотели обратиться самостоятельно?