Постановка правильного произнесения звуков предполагает отработку соответствующих артикуляторных позиций с помощью показа и объяснения. При этом дети должны запомнить описание артикуляции звука и проверить себя перед зеркалом. Для более чёткого зрительного восприятия артикуляционных укладов используются артикуляционные профили, показ положений языка с помощью кисти руки, совместно с логопедом, глядя в зеркало.
Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется участием самого ребенка в процессе. Очень важно, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно, чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе.
С этой целью была разработана дидактическо-логопедическая игрушка “Собака Лайка со своим щенком Бобиком”.
Данная игрушка служит образцом для правильной артикуляции звука, а также для тренировки подвижности языка. С её помощью ребенок может, как самостоятельно воссоздать правильное положение органов артикуляции, так и проконтролировать выполнение артикуляционных упражнений.
Её использование позволяет:
– легко усвоить правильное положение органов артикуляции при произношении
звуков;
– выработать ловкость и умение управлять своим языком;
– самостоятельно без труда находить допущенные ошибки при выполнении
артикуляционных упражнений;
– повысить интерес к выполнению артикуляционной гимнастики;
– воспитывать уверенность;
– развивать память, внимание, самоконтроль и заинтересованность в достижении
конечного результата.
Способ изготовления игрушки.
Игрушку можно изготовить двумя способами:
– связать из ниток;
– сшить из ткани
Изделия изготовлены по типу варежки. Длина собаки Лайки – 35 см., а щенка Бобика – 25 см. Надевается на руку. Большой палец помещается в нижней челюсти, а остальные – в голове собаки. Отдельно связаны два языка: один в форме “лопатки”, другой – “иголки”.
В язык “лопаткой” вдета леска, с помощью которой можно его стянуть в “чашечку”. Языки поочерёдно вставляются с помощью лески. Верхние и нижние зубы Лайки сделаны из пуговиц. У неё также имеются: нос, глаза и уши.
Назначение игрушки и ход занятия.
1. Использование игрушки “Собака Лайка со своим щенком Бобиком” в качестве сюрпризного игрового момента в ходе вводного занятия “Знакомство с органами речи”. Ребёнок может делать задания по-образцу логопеда, может надеть её на руку, другой рукой помочь открыть или закрыть рот собаки, потрогать зубки, язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя).
2. Во время проведения артикуляционной гимнастики собака “предлагает” выполнить вместе с ней упражнения, найти правильное положение языка. Ребенок это делает вместе с логопедом (у которой на руку одета собака Лайка), двигает, выгибает язык, помещает кончик языка за верхние, нижние зубы; те же действия показывает ребёнок, используя щенка, одетого на его руку.
3. На индивидуальных занятиях по постановке сонорных звуков [л], [ль], [р], [рь] ребёнок с помощью логопеда моделирует и прикрепляет своему щенку язык нужной формы.
Одновременно происходит развитие мелкой моторики рук: ребёнок прикрепляет язык во рту собаки и щенка, пристраивает кончик языка собаки и щенка за их верхние зубы, указательным пальцем правой руки придаёт языку форму чашечки.
Фрагмент занятия по постановке звука [Л] с использованием логопедической игрушки – “Собака Лайка со своим щенком Бобиком”.
(Для детей 5–6 лет.)
Организационный момент.
Логопед. Никита, сегодня к нам на занятие пришли гости. Я расскажу о них, а ты попробуй угадать, кто это.
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака.)
Логопед достаёт собаку Лайку с щенком Бобиком, ребёнок рассматривает игрушки. Лайка рассказывает о себе:
Я горжусь красой своей
И улыбкой до ушей,
Длинным красным языком –
Ребятишкам он знаком.Я зовусь собака Лайка
И помочь вам буду рада,
Ты смотри и повторяй,
На щенке, ты закрепляй.
Язычок заставь трудиться –
Ведь ему нельзя лениться.
Покажу тебе, дружок,
Как поставить язычок.
Будем мы с тобой дружить
И красиво говорить!
Логопед. Ну что, тебе нравятся наши гости? Как собака Лайка говорит о себе и своём щенке? Давай оставим их на нашем занятии и посмотрим, действительно ли они такие хорошие. Ты запомнил имя собаки и её щенка?
Выполним гимнастику вместе с Лайкой и её щенком Бобиком.
Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом).
* Для губ:
“Улыбка” – удерживание губ в улыбке, зубы не видны.
“Хоботок” – вытягивание сомкнутых губ вперед.
“Рупор” – чередование упражнений “Улыбка” – “Хоботок”.
* Для языка (вместе с Лайкой и её щенком Бобиком):
“Лопаточка” – рот раскрыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
“Качели” – рот приоткрыт, узкий язык тянется попеременно то к носу, то к
подбородку.
“Парус” – рот широко открыт. Узкий язык поднять вверх, коснуться альвеол за
верхними зубами, удерживать в таком положении 10 секунд.
“Маляр” – рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних
резцов до мягкого нёба.
“Почистим зубки” – улыбнуться, открыть рот и широким языком “почистить” верхние
зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
“Вкусное варенье” – рот приоткрыт, широким языком облизать сначала всю верхнюю
губу и убрать язык в глубь рта, а затем и нижнюю губу.
“Индюк” – рот приоткрыт, проводим широким передним краем языка по верхней губе
вперёд-назад; добавляем голос: “бл-л-л”.
Развитие дыхания и голоса.
Логопед. Никита, какое сейчас время года? (Зима.)
Назови признаки зимы. (Ребёнок называет признаки зимы.)
Собака Лайка со своим щенком Бобиком приготовили для тебя загадки. Отгадай их.
Странная звёздочка
С неба упала,
Мне на ладошку
Легла и пропала.
(Снежинка.)Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз?
(Мороз.)Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
(Ветер.)
Логопед. Молодец. А знаешь ли ты, Лайка, что зимой очень часто дует сильный холодный ветер. Давай Никита покажем, как может дуть ветер. (Ребёнок дует на снежинку сначала тихо, потом сильно, а затем плавно. Затем дует на свою ладошку.)
Логопед. Ветер можно почувствовать своей кожей, можно увидеть, как наклоняются от ветра деревья, а можно и услышать, как он гудит. (Ребёнок имитирует гудение ветра (звук [у] с разной силой голоса.)
Уточнение артикуляции звука [Л].
Логопед. А ещё зимой на улице очень часто идёт снег. Сегодня Лайке по почте пришло письмо из Снежного города. Его написал Снег. Давай его прочитаем:
Это было холодной зимой. Вьюга злилась, выла на дворе: л-л-л. (Ребёнок упирает язычок в верхние зубы и гудит сердито, как вьюга.) Зимний ветер гудел в трубах: л-л-л. (Ребёнок показывает, как гудел ветер.)
Логопед демонстрирует, с помощью собаки “Лайки”, артикуляционные позиции – правильные и неправильные. А ребенок поправляет собаку.