Цели урока
Образовательно-развивающие:
- выведение новых понятий -равнина, холмистая и плоская равнина; “низменность”, “возвышенность”, “плоскогорье”, равнины остаточные, первичные, наносные.
- применение опорных понятий “рельеф суши”, “горы”, деление гор по высоте.
- развитие общеучебных умений учащихся: выполнять логические операции: определение, деление, сравнение, обобщение понятий, формулирование суждений, умозаключений.
Воспитательная: формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе категорий философии: общее – особенное – единичное, единство – многообразие, причина – следствие.
Оборудование: физическая карта России, Физическая карта полушарий, атласы, презентация, различные источники информации: словари, энциклопедии.
Заявка на оценку:
“5” – 15 баллов и выше
“4” – 10–14 баллов
“3” – 8–9 баллов
– 1 балл– за осанку
– 1–2 балла – за активность
– версия – 1–2 балла
– вопрос-суждение 1–2 балла
– ответ на вопрос – 1–2 балла
– сравнение – 3 балла
– возражение – 1–3 балла
– умозаключение – 1–3 балла
– выступление от группы – 1–6 баллов
– работа с картой – 2 балла
1. Организационный момент. 1мин.
Оглашение заявки на оценку, критериев оценивания.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Баллы |
Изучение нового материала. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Начнем мы урок с радиосвязи с инопланетянами. Они прилетели с планеты Ровшар ,что в переводе означает ровный шар. Их космический корабль преодолел миллион световых лет. Наши гости просят аварийную посадку. Ваша задача предложить им место приземления. Но инопланетяне не знают слово равнина. Объясните им. Откройте свои переговорные устройства-тетради. Попробуйте записать, что такое равнина. Ребята перед вами различные источники информации – найдите в них определение равнины. Слайд 1. Найдите родовое понятие и видовые А теперь сравните свою запись в тетради с термином “равнина” в различных источниках информации и с учебником Кто более правильно дал определение– вы заслужили 2 б. Ребята, предупредите инопланетян, куда им нельзя приземляться. |
Дети предлагают ровный участок и произносят слово равнина. Дети записывают. Ребята зачитывают определение “Равнина” (толковый словарь Ожегова, кратная географическая энциклопедия, словарь-справочник по физической географии Соловьева,, большая советская энциклопедия); Родовое – форма поверхности, видовые – незначительные колебания высот, ровная или холмистая поверхность Сравнивают свои записи с термином в различных источниках информации и
с учебником. В горы |
1 б инд
1–2б инд
1б |
Актуализация знаний учащихся. А) Как делятся
горы по высоте. Б) Подчеркните горы высокие– одной чертой, средние– пунктирной линией, низкие волнистой. Уральские, Гималаи, Скандинавские, Алтай, Кавказ, Альпы, Кордильеры, Карпаты, Анды. В) Дома вы готовили вопросы к классу. |
А) Низкие – до 1000м., средние – от 1000 до
2000м., высокие – выше 2000м. В) Взаимопроверка. Каждая группа задает по 1 вопросу команде
сопернице. |
1–2б
2б 1–2б инд. Вопрос. 1–2б инд. ответ. |
Изучение нового материала. Русский поэт-символист 20 века К.Д.Бальмонд в одном из своих произведений, которое он так и назвал "Равнина", очень точно ее описал:
Слайд 2. Какие характерные признаки равнины вы увидели в этом стихотворении? Слайд 3. Итак, мы с вами знаем две большие формы рельефа. Сравните их. Слайд 4. Сравните равнины, показанные на слайде? По какому основанию можно разделить все равнины? Слайд 5. По форме поверхности равнины делятся на – плоские и холмистые. Найдите на карте плоскую и холмистую равнину. Ребята взгляните на карту и скажите, по какому основанию вы бы разделили еще равнины? Работа с учебником. Прочитайте п.2 в п.21 и составьте схему
Простая кооперация. Сравните свою схему со схемой соседа, выразите общее мнение. Групповая кооперация. Задания группам:
Подведение итогов работы в группе: 1-я группа – анализирует схему (Слайд 6). 2-я группа работает у доски – показ равнин 3-я группа – готовит вопросы суждения
Ребята, равнины можно разделить еще по одному основанию. По какому? Слушая мой рассказ, постарайтесь сделать схему. 1. Равнины, образованные на месте горной страны в результате
разрушения, – остаточные. Примером может служить Казахский
мелкосопочник; Слайд 7. (Самопроверка) |
Огромная по площади, имеет большую протяженность, уходит в облака -за горизонт – Так же как и горы, равнины являются формами рельефа. Сравнивая эти равнины, можно сказать, что первая равнина имеет более
ровную поверхность. По форме поверхности.
Западно-Сибирская равнина, Амазонская низменность – плоские, Восточно-Европейская равнина – холмистая. По высоте (Индивидуальная работа) Работа в парах. Взаимопроверка. Работа в группах. Выполнение заданий. Подведение итогов работы в группе: 1-я группа – анализирует схему (Слайд 6). 2-я группа работает у доски – показ равнин: низменности – Амазонская, Западно-Сибирская, Прикаспийская, Индо-Гангская; возвышенности –Среднерусская, Валдайская; плоскогорья – Тибет, Средне-Сибирское, Декан. 3-я группа – готовит вопросы суждения – Как доказать, что Западно-Сибирская равнина– низменность? (Она имеет высоту до 200 м.) – В каком случае равнина является возвышенностью? (В случае, если равнина имеет высоту 200–500 м) Работа в тетради., составление схемы, работа с картой.
Вывод: равнины делятся по трем основаниям: по форме поверхности, |
1б инд
3б инд
3б инд
2б инд
2б инд
1б инд
3б
3-6б овеет от группы 3-6б овеет от группы
2б вопрос-суждение 1–2б ответ
1–3б инд
2-3б |
Закрепление. 1. Игра “Третий лишний”. А) Амазонская низменность, Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская низменность Б) Индо-Гангская низменность, Месопотамская низменность Прикаспийская низменность В) Средне-Сибирское плоскогорье, плоскогорье Тибет, Среднерусская возвышенность 2. Составьте по два вопроса-суждения. |
А) Поскольку Амазонская низменность и
Западно-Сибирская равнина – плоские, а Восточно-Европейская-холмистая ,
значит Восточно-Европейская равнина – лишняя. Каким образом образовалась Месопотамская низменность? (Наносами рек Тигр и Евфрат.) Как доказать, что Восточно-Европейская равнина холмистая? (На равнине есть и равные поверхности и холмистые поднятия.) |
1–3б 1–3б
1–3б 1–2б вопрос – суждение 1–2б – ответ на вопрос-суждение |
Домашнее задание (дифференцированное). 1. Параграф № 21 читать; составить по 2 вопроса – понятия и 2 вопроса – суждения. 2. Составить схему “Рельеф суши”. 3. *Найти примеры описания равнин в стихах или литературных произведения, определить о каком типе равнин там говорится. |
|