Цели:
- Обучающий аспект: уметь применять ключевые задачи при решении задач по теме: "Равнобокая трапеция" из текстов ЕГЭ"
- Развивающий аспект: развивать логическое мышление: анализ условия задачи, соотнесение способов нахождения искомых величин с ключевыми задачами, выделение этапов решения, синтез нескольких ключевых задач при решении комбинированных задач.
- Воспитывающий аспект : воспитание аккуратности, уважительного отношения к одноклассникам, умений слушать других, планировать свою деятельность.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Ход урока
Организационный этап. Задача этапа: подготовка учащихся к работе на уроке |
|
Проверка домашнего задания. Задача этапа: установление правильности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция, осуществление перехода к теме урока. Форма организации познавательной деятельности - фронтальная. |
|
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организует проверку домашнего задания с помощью документ-камеры. | Один ученик рассказывает краткие решения задач из домашней работы, остальные проверяют. |
Домашняя работа.
1. На клетчатой бумаге с клетками размером 1см * 1 см изображена трапеция (см. рисунок). Найдите ее площадь в квадратных сантиметрах. | 2. Найдите площадь трапеции, вершины которой имеют координаты (1;1), (10;1), (8;6), (5;6). | 3. Средняя линия и высота трапеции равны соответственно 43 и 2. Найдите площадь трапеции. |
4. Основания трапеции равны 21 и 1, площадь равна 99. Найдите ее высоту. | 5. Основание трапеции равно 7, высота равна 5, а площадь равна 50. Найдите второе основание трапеции. | 6. Высота трапеции равна 6, площадь равна 18. Найдите среднюю линию трапеции. |
7. Средняя линия трапеции равна 4, площадь равна 52. Найдите высоту трапеции. | 8. Основания равнобедренной трапеции равны 12 и 24, а ее периметр равен 56. Найдите площадь трапеции. | 9. Основания равнобедренной трапеции равны 14 и 24, а ее площадь равна 228. Найдите периметр трапеции. |
Проверяем ответы: №1 32,5; №2 30; №3 86; №4 9; №5 13; №6 3; №7 13; №8 144; №9 64 Тема сегодняшнего урока: "Решение задач по теме: "Равнобокая трапеция" Все задачи, которые мы сегодня будем решать, взяты из текстов ЕГЭ 2011. |
|
Подготовительный этап. Задача этапа: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний Форма организации познавательной деятельности - фронтальная. Методы обучения: репродуктивный и частично-поисковый. |
|
Давайте вспомним, какие ключевые задачи
по данной теме вы знаете. Учащиеся перечисляют задачи, а учитель на доске с помощью магнитов прикрепляет чертежи. Так же, как в конструкторе из отдельных деталей собирается фигура, так и вам нужно будет получить решение задачи, подбирая необходимые ключевые задачи. Т. е. ключевые задачи - это те "кирпичики", из которых складывается решение комбинированной задачи. На интерактивной доске слайд. Сформулируйте цель урока Рассмотрим гипотезу: использование ключевых задач позволяет "конструировать" решение комбинированной задачи. В конце урока вам нужно либо подтвердить, либо опровергнуть эту гипотезу. Устные задачи: Разными способами найти площадь фигуры: 2. Решите задачи №1-3 из таблицы на с. 4 из Приложения. Какие ключевые задачи применяли при решении? |
Учащиеся перечисляют задачи: У равнобокой трапеции углы при основании равны; диагонали равны; треугольник AOD-равнобедренный; ABL= DCM; AL=MD=(a-b):2 AM=LD=средней линии. Если в равнобокую трапецию вписана окружность, то суммы противоположных сторон трапеции равны, её боковая сторона равна средней линии; r = h Если в четырёхугольник вписана окружность, то суммы противоположных сторон равны. см. Приложение. А затем на интерактивной доске слайд Учащиеся формулируют цель: "Научиться использовать ключевые задачи для решения комбинированных задач". Учащиеся решают и показывают решение на интерактивной доске. I способ: От площади красного треугольника отнять площадь синего треугольника. *8*8-*4*4 = 24 Ответ: 24 II способ: S трапеции = 3S прямоугольного треугольника = 344 =24 III способ: S трапеции = Sпараллелограмма + S прямоугольного треугольника |
Применение знаний и способов
действий. Задача этапа: обеспечение усвоения новых способов действий на уровне применения в изменённой ситуации Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная. Методы обучения: поисковые |
|
Учащимся раздают задачи (см. страницу 5
Приложения). Каждому из учащихся предоставляется
возможность при необходимости воспользоваться
подсказками двух уровней. Какие ключевые задачи использовались при решении? |
Учащиеся решают задачи. Ответы к задачам: №1 - 120 №2 - 8 №3 - 15 №4 - 49 №5 - 20 К каждой задаче приготовлены два конверта с подсказками разного уровня. При необходимости учащиеся могут воспользоваться данными подсказками. Подсказки к решению Задача1: в равнобокой трапеции углы при основании равны. Задача2: Если в равнобокую трапецию вписана окружность, то её боковая сторона равна средней линии; Задача3: 1) AL=MD=(a-b):2 2) Если в равнобокую трапецию вписана окружность, то её боковая сторона равна средней линии; Задача4: Если в равнобокой трапеции проведены диагонали, то треугольник, прилежащий к нижнему основанию трапеции, равнобедренный. AM = LD = l ; (l - средняя линия) Задача5: Если в равнобокую трапецию вписана окружность, то её боковая сторона равна средней линии; AM = LD = l ; (l - средняя линия) |
Контроль и самопроверка
знаний. Задача этапа: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. |
|
Проверка решения с помощью документ - камеры. | Во время демонстрации своего решения одним учеником, остальные заполняют таблицу на стр. 5 Приложения, выделяя необходимые ключевые задачи для решения данной. |
Информация о домашнем
задании. Задача этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Решить любые 4 задачи из таблицы на стр. 5 Приложения. |
|
Подведение итогов урока. Задача этапа: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. |
|
Какова была цель урока? Подтвердилась ли гипотеза? |
Цель: "Научиться использовать ключевые
задачи для решения комбинированных задач". Гипотеза: использование ключевых задач позволяет "конструировать" решение комбинированной задачи, т.е. решение комбинированной задачи можно разбить на части, каждая из которых состоит из той или иной ключевой задачи. |