Урок литературного чтения во 2-м классе по программе системы Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • Познакомить с понятием “рифма”, сформировать у учащихся представления о поэзии.
  • Развитие навыков сознательного выразительного чтения, выборочного чтения, про себя и вслух. Научиться подбирать рифму к словам.
  • Воспитание у учащихся чувства юмора, любви к поэзии.

Оборудование: учебник, портреты писателей и поэтов, презентация к уроку.

Ход урока

1. Орг. момент.

Слово учителя:

- Сегодня на уроке мы поговорим о волшебстве слова, о том, как рождается поэзия, попробуем сами сочинять стихи. (слайд 1)

2. Проверка домашнего задания.

Дома мы читали, как наш любимый герой сказки Незнайка сочинял стихи. Давайте послушаем, что у него из этого получилось?(Читаем отрывок из произведения).

Беседа о прочитанном. (слайд 2)

- Получилось ли у Незнайки сочинять стихи?

(ответы: нет, не получились стихи, получились дразнилки)

- Как вы думаете, Незнайка хотел обидеть своих товарищей?

(ответы: нет, не хотел, просто у него не было опыта и таланта сочинять стихи)

- Какие советы давал Незнайке Цветик?

(дети зачитывают из текста ответы)

- Воспользовался ли ими Незнайка? Почему же стихи не получились?

(ответы: и да и нет - он научился подбирать рифму, но не смог вложить в свои стихи смысл, как ему советовал Цветик)

- Как вы думаете, что нужно уметь, знать, чтобы сочинять стихи?

(ответы: нужно много читать, чтобы был словарный запас, нужно много знать, чтобы не писать с ошибками, и был смысл в стихах)

- А что еще нужно, чтобы сочинять стихи?

(ответы: нужно иметь фантазию, иметь душу )

3. Новая тема урока.

Слово учителя:

- Пушкин называл рифму "летучей волшебницей"? Какие бывает рифмы? Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.

Цветик сказал Незнайке, что в стихах главное - рифма, а рифма - это когда строчка заканчивается созвучным слогом. Например, чтобы в конце рифмующихся слов был слог "ка". Из этого объяснения Незнайка заключил, что "палка" и "селёдка" - это рифма.

Ошибка в том, что рифма на самом деле - не просто повторяющийся слог, а повторяющийся ударный слог (или несколько слогов, среди которых главный обязательно должен быть ударным). Так что рифмой к слову "палка" может быть "скалка", а к слову "селёдка" - "лодка".

Рифмы бывают разные, их разновидностей много. Мы сегодня познакомимся только с некоторыми.

Вот, например, различают женскую и мужскую рифмы.

Мужская рифма предполагает ударение на последнем слоге от конца слова "соль-боль", "парик-материк"; женская - ударение на предпоследнем слоге "мама-рама", "учёный - увлечённый".

Иногда рифмуются не один слог, а два, а то и три. Например: ворона – корона. Такая рифма будет называться дактилической.

Пока мы говорили только о расположении рифмы в строке. Теперь настала очередь поговорить о том, как располагаются рифмы в строфе. Строфа, как вы помните, из предыдущего урока, правильное название определённого количества стихотворных строк, собранного в целое и выражающего, как правило, законченный период (например, песенный куплет).

Обозначим рифмующиеся слова буквами "А" и "Б".

Возьмём для примера известные строки А.С. Пушкина: (слайд 3)

(на экране высвечиваются данные отрывки из стихов)

Буря мглою небо кроет, (А)
Вихри снежные крутя. (Б)
То как зверь она завоет, (А)
То заплачет, как дитя. (Б)

(учитель показывает, как пересекаются строчки, образуя “перекресток”.)

В данном случае перед нами перекрёстная рифма.

А теперь прочитаем строчки стихотворения Е.А.Баратынского, как пример парной рифмы:

Были бури, непогоды, (А)
Да младые были годы! (А)
В день ненастный, час гнетучий (Б)
Грудь подымет вздох могучий... (Б)

Посмотрите, здесь рифмованные слова стоят “парами” (слайд 4)

Пример рифмы опоясывающей можно увидеть в строчках Ф.И.Тютчева:

Всходили робко облака (А)
На небо зимнее, ночное, (Б)
Белела в мертвенном покое (Б)
Оледенелая река. (А)

Здесь рифма как бы делает круг, словно поясок опоясывает. (слайд 5)

- Скажите, ребята, можно научиться быть поэтом так, как хотел это сделать Незнайка? Как вы думаете, что для этого нужно?

(ответы: нет, Незнайка хотел быстро научиться, а быстро не научишься, для того, чтобы писать стихи, нужен и талант)

4. Знакомство с игрой буриме.

Слово учителя.

- Конечно же, не все могут писать стихи, но вот сочинить небольшое стихотворение может каждый, есть даже такая игра БУРИМЕ

Игра в буриме (франц. bout rime - рифмованные концы строк) - заключается в том, что все участники пишут четверостишия на заданные рифмы.

Давайте поиграем.

Составим несколько рифмованных слов. На что будем обращать внимание? На ударение в словах.

  • Денёк - ……… (мужская рифма)
  • Съела - ……….(женская рифма)

Например:

В теплый солнечный денёк, (слайд 6 )

Белка села на пенёк,
Там орешек съела,
И песенку запела.

(Дети сочиняют свои рифмованные строчки, объясняют, какая строфа получилась.)

  • Ватрушка - ………(женская рифма)
  • Сказки - ………….(женская рифма)

Например:

Для своей подружки
Не жалко мне ватрушки.
Утром с ней читаю сказки
Вечером – сажусь в салазки. (слайд 7)

5. Подведение итогов:

- Что заинтересовало каждого из вас на уроке?

- Легко ли вам было искать рифму и сочинять стихи?

Сегодня на уроке вы хорошо работали (озвучивание оценок)

Домашнее задание: В тетради по чтению придумать рифмы к словам: играю, народ, прохожий. Поиграть в буриме с этими словами. (слайд 8)

Приложение.