Цели:
- познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза через характерные биологические и социальные изменения антропоидов;
- продолжить формировать умение сравнивать биологические объекты через составление таблицы и делать выводы на основе сравнения; продолжить воспитание атеистического материалистического мировоззрения через восприятие антропогенеза как естественного продолжения эволюции.
Задачи: учащиеся, используя тексты учебника, дополнительной литературы, ИКТ, должны: познакомиться с характеристиками основных стадий эволюции человека; закрепить умение выделять главное в тексте и вносить это в таблицу "Основные этапы антропогенеза", уметь, используя таблицу, сравнивать эти этапы и делать выводы на основе их сравнения; понять, что эволюция человека - это естественный материалистический процесс, а не одномоментный акт творца, то есть бога. (слайд 3)
Оборудование: компьютер, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В Пасечник Биология общая биология 10-11 классы, Дрофа, М.,2008г.; газета Биология N21, стр.3-10, издательский дом Первое сентября; Биология 10-11, общая биология Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, 9 издание, М., "Просвещение" 2010г; Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Общая биология, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, 3-е издание, М., "Просвещение" 2003; Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, А.О. Рувинский, Общая биология, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, М., "Просвещение" 1998г. Физическая карта полушарий.
Ход урока
I. Организационный момент. Добрый день! С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Надеюсь, что мы с вами сегодня очень плодотворно поработаем, настроение наше с вами к концу урока станет еще лучше, прежде всего от чувства удовлетворенности, что узнаем что-то новое, еще неизвестное и немножечко повысим свой интеллектуальный уровень.
II. Проверка знаний учащихся по теме: "Доказательство происхождения человека от животных".
Тест
1 вариант
Часть А
1. Человек в системе органического мира:
а) представляет собой особый отряд класса Млекопитающие;
б) выделяется в особое царство, включающее наиболее высокоорганизованные живые существа;
в) представляет особый вид, который входит в отряд Приматы, класс Млекопитающие, царство Животные
г) является составной частью человеческого общества и не имеет отношения к системе органического мира
2. Человека относят к классу Млекопитающие, так как у него:
а) внутреннее оплодотворение;
б) легочное дыхание;
в) четырехкамерное сердце
г) есть диафрагма, потовые и млечные железы
3. У человека в связи с прямохождением произошли изменения в строении стопы:
а) сформировался свод;
б) когти почти превратились в ногти;
в) срослись фаланги пальцев;
г) большой палец противопоставлен всем остальным
4. О происхождении человека от млекопитающих животных свидетельствует:
а) развитое мышление у млекопитающих;
б) сходное строение всех систем органов, развитие зародышей;
в) питание растительной и животной пищей;
г) общественный образ жизни млекопитающих
5. В отличие от человекообразных обезьян у человека:
а) имеется резус-фактор;
б) появилась рассудочная деятельность;
в) имеется четырехкамерное сердце;
г) развито абстрактное мышление.
Часть B
Запишите номера в порядке повышения иерархичности положения человека в царстве животных:
- Животные
- Приматы
- Млекопитающие
- Узконосые
- Люди (Hominida)
- Плацентарные
- Разумный (sapiens)
- Позвоночные (Черепные)
- Человек (homo)
- Многоклеточные
- Хордовые
- Человекообразные
2 вариант.
Часть А
1. Человек в отличие от других живых существ:
а) обладает возбудимостью;
б) размножается;
в) мыслит абстрактно;
г) обладает раздражимостью.
2. Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об их:
а) родстве и общем плане строения;
б) одинаковом уровне организации;
в) конвергентном сходстве;
г) происхождении от разных предков.
3. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих:
а) наличием только одной подвижной кости - нижней челюсти;
б) наличием швов между костями мозговой части;
в) более развитой мозговой частью;
г) строением костной ткани.
4. Что подтверждает родство человека и млекопитающих:
а) общий план строения и размножения;
б) прямохождение и сводчатая стопа
в) изгибы позвоночника
г) строение передней конечности
5. Укажите признак, подтверждающий общность в организации человека и человекообразных обезьян:
а) прямохождение;
б) способность к трудовой деятельности;
в) мышление;
г) структура зубной системы.
Часть B.
Запишите номера в порядке понижения иерархичности положения человека в царстве животных:
- Животные
- Приматы
- Млекопитающие
- Узконосые
- Люди (Hominida)
- Плацентарные
- Разумный (sapiens)
- Позвоночные (Черепные)
- Человек (homo)
- Многоклеточные
- Хордовые
- Человекообразные
Проверь себя: (слайд 1)
1 вариант: 1 г, 2 г, 3 а, 4 б, 5 г,.
7,9, 5, 12, 4, 2, 6, 3, 8, 11, 1, 10
2 вариант: 1 в, 2 а, 3 в, 4 а, 5 г;
10, 1, 11, 8, 3, 6, 2, 4,12, 5, 9, 7.
III. Изучение нового материала.
В ходе проработки материала заполнить таблицу:
Стадии, возраст | Какие органы претерпели наибольшие изменения | Орудия труда | Культура | |||||
Рост, см | Масса, кг | Объем мозга, см3 | Мозг | Череп | Материальная | Духовная | ||
1. Вступление учителя " Современные взгляды на развитие человека" с.270-272 с демонстрацией общей схемой происхождения человека (слайд 4)
Древнейшие люди жили 2 млн. - 500 тыс. лет назад. (слайд 5)
Питекантроп - "обезьяночеловек". Останки были обнаружены сначала на о. Ява в 1891 году Е. Дюбуа, а затем в ряде других мест.
Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга у них увеличился, они пользовались примитивными орудиями труда в виде дубин и слегка обтесанных камней. Низкий лоб, мощные надбровные дуги, полусогнутое тело с обильным волосяным покровом - все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое. (слайд 6).
Синантроп, останки которого найдены в 1927 - 1937 гг. в пещере близ Пекина, во многом сходен с питекантропом, это географический вариант человека прямоходящего. Синантропы уже умели поддерживать огонь.
Основным фактором эволюции древнейших людей был естественный отбор.
Древние люди. (слайд 7)
Древние люди характеризуют следующий этап антропогенеза, когда в эволюции начинают играть роль и социальные факторы: трудовая деятельность в группах, которыми они жили, совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта. (слайд 8) К ним относятся неандертальцы, останки которых были обнаружены в Европе, Азии, Африке. Свое название они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). Неандертальцы жили в ледниковую эпоху 200 - 35 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно поддерживали огонь, одевались в шкуры. Орудия труда неандертальцев много совершеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Нарошеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Настоящие название они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). (слайд 9) Челюсти свидетельствовала о членораздельной речи. Неандертальцы жили группами по 50- 100 человек. Мужчины коллективно охотились, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старики изготавливали орудия. Последние неандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были ими окончательно вытеснены. Часть ученых считают неандертальцев тупиковой ветвью эволюции гоминид, не участвовавшей в формировании современного человека.
Современные люди. (слайд 10)
Возникновение людей современного физического типа произошло относительно недавно, около 50 тыс. лет назад. Их останки найдены в Европе, Азии, Африке и Австралии. В гроте Кроманьон (Франция) было обнаружено сразу несколько скелетов ископаемых людей современного типа, которых и назвали кроманьонцами. Они обладали всем комплексом физических особенностей, который характее-цами. Они обладали всем комплексом физических особенностей, который характ-оитая членораздельная речь, на что указывал развитый подбородочный выступ; строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальные рисунки), одежда украшения, совершенные костяные и каменные орудия труда (слайд 11), первые прирученные животные - все свидетельствует о том, что это настоящий человек, окончательно обособившийся от своих звероподобных предков. Неандертальцы, кроманьонцы и современные люди образуют один вид - Homo sapiens - человек разумный; этот вид сформировался не позднее 100 - 40 тыс. лет тому назад.
В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передачи опыта.
Движущие силы антропогенеза. (слайд 12) В эволюции человека -антропогенезе - важнейшая роль принадлежит не только биологическим факторам (изменчивость, наследственность, отбор), но и социальным (речь, накопленный опыт трудовой деятельности и общественного поведения). Особенности человека, обусловленные социальными факторами, не фиксируются генетически и передаются не по наследству, а в процессе воспитания и обучения. На первых этапах эволюции решающее значение имел отбор на большую приспособляемость к быстро меняющимся обстоятельствам. Однако впоследствии способность передавать из поколения в поколение генетические приобретения в виде разнообразной научно-технической и культурной информации стала играть все более важную роль, освобождая человека от жесткого контроля естественного отбора. Социальные закономерности приобрели важное значение в эволюции человека. Победителями в борьбе за существование оказывались не обязательно самые сильные, а те, кто сохранял слабых: детей - будущее популяции, стариков - хранителей информации о способах выжить (приемы охоты, изготовление орудий и т.п.). Победа популяций в борьбе за существование обеспечивалась не только силой и разумом, но и способностью жертвовать собой во имя семьи, племени. Человек - общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе коллективного труда.
В эволюции человека разумного социальные отношения играют все возрастающую роль. Для людей современных ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения. В этом качественное своеобразие эволюции человека.
2. Самостоятельная работа учащихся. Работа учащихся с текстом учебника параграф 70 с. 272-275 и заполнение ими таблицы "Основные этапы антропогенеза"
IV. Закрепление. (слайд 13)
1. Беседа по вопросам:
А. Какие особенности австралопитеков можно рассматривать как биологические предпосылки превращения их в человека?
Б. Какие особенности физического строения гоминидов наиболее сильно изменились в процессе становления человека современного вида.
V. Рефлексия. Понравился ли тебе урок? Чем он тебе понравился? Выставление оценок за урок. (слайд 15,16)
VI. Д/З параграфы 63-65 прочитать, ответить на вопросы на с.227, 231, 238. (слайд 14)
Творческое задание по выбору:
А. Составьте синквейн
Б. Напишите стихотворение об антропогенезе