Изменение имен существительных в единственном числе. Игра "Что? Где? Когда?"

Разделы: Начальная школа


Цели: формировать умение изменять существительные по числам, определять начальную форму имён существительных. Способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса.

Оборудование:

  • Задания пишутся на листках и вкладываются в конверт с номером. Задания одинаковые, их количество зависит от числа команд.
  • Задания получают капитаны, одновременно подбегая к ведущему. Затем обсуждают их с командой и выполняют.
  • У команд флажки, которыми они показывают готовность. Можно просто поднять руку.
  • Можно пользоваться памятками, книгой.
  • Все задания выполняются в тетрадях.
  • Картинки сказочных героев, волчок, поле для игры.

Ход урока

Учитель: Сегодня мы с вами проведём игру "Что? Где? Когда?", в ней участвуют 6 команд по 5 человек. Капитаны представляют свои команды.

Против команд играют герои сказок. Они приготовили интересные задания. Команда, которая выполнит задание первой, поднимает зелёный флажок, чётко отвечает на вопросы. Остальные команды проверяют правильность ответа. Если допущена ошибка - результат не засчитывается и отвечает другая команда. За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Капитаны по очереди крутят волчок.

Итак, приготовились! Игра начинается!

Звучит гонг.

1 раунд.

Против знатоков играет хитрая Лисичка - сестричка.

Задание: из букв составить слова - существительные, определить род, склонение (словарные слова).

Р, О, Е, Г, И - герой

Р , Е, Д, А, С - адрес

М, И, Ф, А, Я, И, Л - фамилия

Е, М, Т, Р, О - метро

Удар гонга.

2 раунд.

Против знатоков играет Буратино.

Задание: запишите предложения, определите падеж всех существительных.

Собирай по ягодке (Д.п.) - наберёшь кузовок (В.п.).

Капля (И.п.) по капле (Д.п.) и камень (В.п.) долбит.

Отвечает команда, которая первой поднимает зелёный флажок.

Удар гонга.

3 раунд.

Против знатоков играет Незнайка.

Задание: составьте и запишите два предложения, используя данные существительные.

Сделайте синтаксический разбор.

Снег, тропинки, зима, мороз, метель, холод, деревья, воробей.

Проверяем, чья команда готова? Читаем предложение, называем главные и второстепенные члены предложения.

Удар гонга.

4 раунд.

Блицтурнир.

Против знатоков играет весёлый Карандаш.

На каждый вопрос даётся сразу ответ. За правильный ответ - 1 балл.

Каким членом предложения являются существительные в именительном падеже?

Какой падеж не может жить без предлогов?

Как отличить существительные именительного падежа от существительных винительного падежа?

В каком склонении нет окончания - е?

Подведение итогов раунда.

Удар гонга.

5 раунд.

Вращаем волчок. Против знатоков играет Золушка.

Задание: просклоняйте письменно существительные: лес, роща.

Отвечает команда, которая первой поднимает зелёный флажок.

Удар гонга.

6 раунд.

Стрелка показывает на конверт №:.

Против знатоков играет Мальвина.

Задание: разберите по составу имена существительные с нулевым окончанием.

Запах, поездка, окошко, смех.

Подведение итогов раунда.

Удар гонга.

7 раунд.

Вопрос знатокам задаёт Чучело-Мяучело.

Работа устная: отгадайте загадки, определите род, число, склонение имён существительного (отгадки):

Схватил за уши, кончик носа,
Разрисовал окно без спросу.
Кто же это? Вот вопрос?
Это делает ... мороз.

Обогнать друг дуга рады,
Ты смотри, дружок, не падай!
Хороши тогда, легки
Быстроходные .... коньки.

Я с собой её ношу,
Не макаю, а пишу!
Удивительная штучка
Самопишущая ... ручка.

В тёплый край я не летаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик - чирик! Не робей!
Я бывалый : воробей.

Подведение итогов раунда.

Удар гонга.

Итог урока - игры:

Учитель: Итак, наша игра окончена со счётом ... Спасибо всем за активное участие. Успехов вам! Оценки в журнал.