ЦЕЛИ:
- Систематизация знаний обучающихся, их навыков решения текстовых задач, подготовка к изучению темы "Пропорция"
- Развитее мышления и речи обучающихся;
- Формирование у учащихся представлений о богатстве культурно-исторического наследия человечества.
Тип урока: урок решения задач.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
Сколько комаров налетело за сутки? Решение: 1+2+3+:+23+24 = (1+24)*12 =300
(использовать метод 10-летнего Карла Гаусса:
- разбить все слагаемые на пары - первое с последним, второе с предпоследним:;
- найти сумму каждой пары слагаемых;
- результат умножить на число пар.
2. Актуализация опорных знаний.
Повторим, как связаны с соответствующими арифметическими операциями отношения "больше на..", "меньше на:", "больше в:", "меньше в:", слова "всего", "вместе", "осталось поровну" и т.п.
(работа с задачами, которые предложены на карточка №1)
Повторение связи соответствующих арифметических операций и отношений "больше на..", "меньше на:"
- прочитайте задачу №1, кто желает оформить её краткую запись на доске и решить задачу?
- прочитайте задачу №4, кто желает оформить её краткую запись на доске и решить задачу?
С классом - №2 (использовать карточки с числами для прикрепления к доске и устного решения)
по схеме придумайте условие задачи ( Задумали число, увеличили его на 120, результат уменьшили на 49. Получили 200. Найдите задуманное число.) и решите её.
Проверить решение задачи №1, №4.
Решение в тетрадях и на доске задачи №5.
Повторение связи соответствующих арифметических операций и отношений "больше в:", "меньше в:", слов "всего", "вместе", "осталось поровну".
Устно - №6, №7.
Решение задач №8, №9, №10.
3. Мотивация учебной деятельности.
Текстовые задачи встречаются даже на глиняных табличках Древнего Вавилона и других древних письменных источниках, познакомимся с разнообразными приёмами рассуждений, которые применялись раньше при их решении.
4. Решение задач.
Карточка №2. Старинные задачи.
Повторение способов решения задач "на части" - научиться принимать подходящую величину за 1 часть., определять сколько таких частей приходится на другую величину, на их сумму (разность), затем получать ответ на вопрос задачи.
Карточка №3. Задачи "на части"
Решение задач с коллективным обсуждением. К каждой задаче делаем схематический рисунок, чтобы легче уяснить взаимосвязь между величинами, выраженными двояко: в частях и в граммах (в рублях и т.п.); определить, сколько граммов (рублей и т.п.) приходится на 1 часть.
Задача С.А.Рачинского.
Проверим решение второй задачи из домашнего задания:
В будущем (1892) году думаю провести в Петербурге столько минут, сколько часов проведу в деревне. Сколько времени я проведу в Петербурге?
5. Самостоятельная работа обучающего характера.
(работа в паре с соседом по парте). Выполните работу, выписав на листок номер правильного ответа.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание.
Используемая литература.
- А. В. Шевкин "Текстовые задачи в школьном курсе математики": Лекции 1 - 4. - М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2010.
- А. Шевкин "Задачи на части" газета "Математика" №38, 2000 (стр.6)