Тема:
Свойства материалов (дерева, стекла, металла, резины)Цель: Расширять представления детей о предметах ближайшего окружения.
Задачи:
- Учить детей выбирать материал, соответствующий способу назначения и использования предмета человеком, через проблемную ситуацию;
- Развивать интерес малышей к познанию предметного мира;
- Воспитывать ценностное отношение к предметам, созданным трудом человека.
Оборудование:Игровой персонаж - медвежонок, машина для медвежонка; сундучок с разными колёсами (деревянное, стеклянное, металлическое); картинки с грузовым и легковым транспортом; иллюстрации с гужевым транспортом: телеги, кареты, сани.
Ход занятия
У медвежонка, который спешит к друзьям на день рождения, сломалось колесо у машины. Теперь он не успеет вовремя попасть к друзьям на день рождение. Перед детьми ставится проблема: что делать, как, помочь медвежонку? (Принимаются все ответы детей)
Медвежонок говорит, что у него есть запасные колёса и достаёт сундучок с запчастями. Показывает деревянное колесо: "Вот какое замечательное колесо. Что не подходит, а почему?" - огорчается медвежонок. Дети рассматривают деревянное колесо и рассуждают, что оно может лопнуть от тяжести машины, не очень прочное; дерево, если намокнет, становится тяжёлым, сырым; растрескается на бетонной или асфальтной дороге.
Медвежонок предлагает колесо стеклянное. Дети объясняют, что стекло хрупкое, легко бьётся, опасное, непрочное и не подходит для машины.
Медвежонок предлагает металлическое колесо, и дети путём рассуждений делают вывод, что металлическое колесо очень тяжёлое, будет сильно грохотать на дороге, из металла делают только диски для машины.
Воспитатель: Ребята, а вот у меня есть колесо, посмотрите (показывает резиновое колесо) Из чего оно сделано? Как вы думаете, походит оно медвежонку? А что еще резиновое у нас есть в группе? (мяч) Проводят эксперимент с мячиком: помещают его в воду, играют с ним, отбивают, вспоминают и сравнивают с резиновыми сапожками, когда осенью гуляли, надевали резиновые сапоги, они не пропускают воду; ложатся на него, оно пружинит.
Делают вывод, что резина прочный материал; колесо, как и мячик, заполнен воздухом, пружинит и не промокает.
Вот теперь медвежонок может успеть к своим друзьям на день рождения. Медвежонок благодарит детей.
Физминутка. Мы ногами топ-топ[1]
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.
Раз сюда, два туда, повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали, руки кверху все подняли.
Сели-встали, сели-встали, Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали и подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд, словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два заниматься нам пора!
Воспитатель спрашивает у детей,а как в древности люди перемещались с места на место, когда ещё не придумали колесо (пешком, верхом на животных). Здорово, что в наше время есть машины и люди придумали колесо. А кто знает, каким раньше был транспорт, когда придумали колесо, но ещё не изобрели мотор? (предположения детей - использовали силу животных: телеги, кареты:;что легче - тащить груз на себе или везти на тележке, можно попробовать самим); как можно передвигаться зимой и не использовать колёсный транспорт (на санях).[2]
Воспитатель спрашивает детей, к какому виду транспорта относится машина, на которой приехал медвежонок? Дети объясняют, что такое грузовой и легковой транспорт, проводится классификация (подбираются картинки или в игровом уголке - машинки).
Вывод: Дети, что особенно вам сегодня запомнилось и понравилось на занятии? Что интересного вы узнали или окрыли? (подводится итог занятия)
Литература.
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2006.
- Короткова Н.А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада. - М., 2002. - 75с.
- Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2002.
Тема:
Закрепление знаний о свойствах материалов (пластилин, стекло)Цель: Расширять представления детей о предметах ближайшего окружения.
Задачи:
- Учить детей выбирать материал, соответствующий способу назначения и использования предмета человеком, через проблемную ситуацию;
- Развивать интерес малышей к познанию предметного мира;
- Воспитывать ценностное отношение к предметам, созданным трудом человека.
Оборудование:Оборудованная комната для кукол с мебелью; чашка без ручки, чашка без дна; чашки из пластилина, одноразовые стаканчики; наборное полотно с изображением трёх полок магазина с посудой (предметные картинки: чашка - стакан, чайник - кофейник, блюдце - тарелка).
Ход занятия
Куклы переехали на новую квартиру, поставили вещи на свои места, устали, собрались попить чай, открыли коробку с посудой, а чашки разбились (чашка без ручки, чашка без дна:) Они очень огорчились. Воспитатель спрашивает у детей, почему нельзя пить чай в чашке без ручки?
Дети рассматривают чашку без ручки(объясняют, чтобы держать чашку с горячим чаем, нужна ручка; можно пораниться)
Рассматривают чашку без дна (нельзя пить чай в чашке без дна, он выльется, обязательно должно быть дно).
Воспитатель спрашивает, как же помочь куклам? (дети высказывают свои предположения - слепить чашки из пластилина, одноразовые стаканчики, подарить свои чашки, сходить в магазин:)
Воспитатель предлагает рассмотреть чашки из пластилина, которые недавно лепили дети. Дети в ходе рассуждений и эксперимента (обследуют чашку, надавливают, наливают воды), приходят к выводу:что пластилин мягкий, легко мнётся, не держит форму, непрочный, недолговечный, он не подходит.
Предлагаются одноразовые стаканчики (эксперимент с водой: легко проливается вода, горячим чаем можно обжечься, стаканчики легко мнутся, каждый раз нужны новые, есть дно, но нет ручки). Приходят к выводу, что одноразовые стаканчики тоже не подходят.
Дети предлагают куклам сходить в магазин посуды [3]
Физминутка. По дорожке, по дорожке [1]
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
(Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим
До лужайки добежим.
(Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
(Ходьба на месте.)
Роли продавца и покупателя варьируются и переходят от продавца к детям: "У вас есть красивые чашки", "Пожалуйста, покажите вон тот красивый чайничек. Как нет, а что это стоит на верхней (нижней полке). Кофейник?"
Куклы радуются, что дети помогли им, благодарят. Дети помогают накрыть стол и по ходу называют предметы чайной посуды.
Вопросы к детям: Как называется посуда для чая? Из какого материала сделана чайная посуда? (стеклянная, керамическая). Какие части должны быть у чашки? (ручка, дно). Как с ней надо обращаться? (аккуратно, осторожно, так как легко бьётся, ломается) Вот теперь и вы сами дети можете подобрать посуду для чая и будете с ней осторожно обращаться.
Литература.
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2006.
- Короткова Н.А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада. - М., 2002. - 75с.
- Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2002.