Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Цели:
1. Образовательный аспект:
- сформировать у учащихся понятия: угол, вершина угла, стороны угла, тупой угол, острый угол, прямой угол на творческом уровне;
- закрепить навыки работы с различными материалами.
2. Развивающий аспект:
- развивать навыки ручной умелости.
3. Воспитательный аспект:
- воспитывать творческую личность через индивидуальную, групповую и коллективную деятельность.
Оборудование: клеенка, шнурок, пластилин (магнит), ножницы, скотч, салфетка, листы белой бумаги, линейка, простой карандаш, цветная бумага, картон, коробка (основа), клей ПВА, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, памятки, схемы, карточки, тряпочка для рук.
Ход урока
I. Организационный момент.
1) Организация рабочего места.
(Дети знакомятся с правилами подготовки рабочего места )
2) Приветствие.
II. Введение в тему.
(Выставка работ (поделок) учащихся по разделу «Бумага и картон». Анализ работ.)
– Вот какие мастера на все руки! Нашу выставку пополним новыми поделками, но... в то же время и откроем что-то новое, а в этом поможет ма-те-ма-ти-ка. Вы готовы к волшебству!
Хотите «увидеть необычное в обычном»!
Так пусть же «руки учат голову, а поумневшая голова руки»!
III. Изучение нового материала.
Практическая работа под руководством учителя.
(Оборудование:
Учитель: магнитная доска, шнурок, пластилин (магнит), ножницы, скотч.
Учащиеся: шнурок, пластилин, ножницы.)
– Посмотрите, у нас в гостях прямая линия (шнурок) и волшебница Точка (кусочек пластилина на магните). Захотелось Точке погулять по прямой, вдруг она остановилась и задумалась. – Как изменилась прямая? (Превратилась в два луча с одним началом). – И не может точка сдвинуться с места. Ножницы решили помочь и сделали так: (разрезается прямая). И получилось... (2 луча). Не захотели половинки Точки жить отдельно и решили соединиться. Получилось так! |
||
– Что же это за фигура? (Угол). |
||
– Стала Точка важной, назвали ее «Вершиной угла». А лучи чуточку обиделись. Они тоже считали себя «важными». Их решили назвать... (Сторонами). Спорят лучи друг с другом, кто из них главный. | ||
– То сближаются так: |
– То разбегаются вот так: |
|
Получили углы названия: | «Острый» | и «Тупой». |
– А когда у лучей проходят споры и заканчиваются ссоры, они замирают так: – Этот угол получил название «Прямой» |
IV. Постановка цели урока.
– Сформулируйте тему урока (Тема урока: «Угол. Виды углов»)
– Какую цель вы бы поставили к уроку? Обоснуйте свой ответ. (Познакомиться с новыми понятиями: угол, вершина угла, стороны угла, тупой угол, острый угол, прямой угол.)
Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
V. Первичное повторение и закрепление новых знаний на уровне воспроизведения.
1. Коллективная работа.
– Что называется углом? (Угол – геометрическая фигура, которая состоит из двух лучей, исходящих из этой точки).
– Стороны угла? (Лучи называются сторонами угла.)
– Вершина угла? (Их общее начало – вершиной угла).
– Запомните: быть прямым, острым или тупым – это свойство угла. Обладая этим свойством, каждый угол является или прямым, или острым, или тупым.
(Примечание: В качестве дополнительного задания была выполнена творческая работа заранее подготовленного ученика.)
– Как вы думаете, для чего эту тему мы изучаем в школьном курсе? (Высказывание детей.)
– Видим ли мы в окружающей нас обстановке углы? (Углы образуют линии пересечения стен и потолка и т. д.)
2. Практическая работа.
(Оборудование: у учащихся – салфетка;
Дети путем сгибания, складывания (по схеме) показывают острый, тупой, прямой углы.)
– Сравните острый, тупой и прямой угол. Сформулируйте вывод. (Углы острые меньше прямого угла, тупые углы больше прямого)
– Некоторые знаки для обозначения фигур были введены в древности.
знак (угол ), (прямой угол)
3. Групповая работа.
– Учебная деятельность на уроке должна быть наиболее плодотворна, поэтому я предлагаю организовать работу … (в группах)
(Дети делятся на три группы).
(Дети работают в группах по карточкам).
Задания на карточках:
– В данных многоугольниках найдите:
I группа…
Назовите фигуру под номером, в которой нет ни одного прямого угла. (Номер 2)
Как называются углы найденной вами фигуры? (Острые, тупые углы)
Сколько острых углов и сколько тупых углов имеет эта фигура? (2 острых угла, 2 тупых угла)
II группа…
Под каким номером фигура имеет только один тупой угол? (Номер 1)
Сколько у этой фигуры острых углов? (1 острый угол)
Сколько прямых углов? (2 прямых угла)
III группа...
Назовите фигуру под номером, у которой один угол прямой? (Номер 3)
Как называется эта фигура? (Треугольник)
4. Коллективная работа.
(В ходе фронтальной беседы проверяется правильность заданий).
– Что общего в фигурах под номерами 4 и 5? (Прямые углы).
– Прямоугольник, квадрат - необычные фигуры, они по-своему даже «волшебные».
– А что вы знаете о прямоугольнике? (Прямоугольник – четырехугольник, у которого все углы прямые).
– Что вы знаете о квадрате? (Квадрат – прямоугольник, у которого все стороны равны.)
– В дальнейшем, эти «волшебные» фигуры будут нашими помощниками.
Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Кольцо».
- Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.
- То же упражнение выполнять пальцами левой руки.
- Те же движения выполняются одновременно пальцами правой и левой руки.
VI. Систематизация и обобщение новых знаний на творческом уровне.
– Попробуйте посмотреть на окружающий мир глазами человека – творца, человека - созидателя. Вы увидите чудо … «Чудесные превращения угла» разгадаете сейчас, опираясь на полученные новые знания.
Групповая работа.
(Каждая группа получает конверт с заданиями).
Задания для групп:
I группа.
Создайте картину из модулей.
II группа.
Выполните коллективную композицию из бумажных полосок.
III группа.
Составьте панно в технике симметричного вырезания.
(Дети повторяют основные правила работы с ножницами, клеем )
Гимнастика для глаз.
«Нарисовать» глазами, не поворачивая головы,
Практическая работа.
(Дети распределяют между собой обязанности, а затем собирают детали (изделия) в одну общую работу в своей группе. В каждой группе находится ребенок продвинутого уровня для выполнения роли организатора (консультанта). Каждая группа учащихся работает самостоятельно согласно намеченному плану. Помощью при выполнении могут являться условные обозначения, схемы, памятки. В ходе выполнения деталей (изделий) учащиеся рассматривают углы. Учитель осуществляет индивидуальный подход к каждой группе учащихся.
Возможные вопросы:
I группе.
– Сколько потребуется квадратов?
– Как называется базовая форма ?
– Из чего еще можно это сделать?
– А как ее можно использовать?
(Заслушиваются ответы детей.)
Рекомендация: Можно усложнить задание творческого характера. Например, придумать образы из бумажного конструктора.
II группе.
– Какие вы выполняете базовые формы?
– Бумага нигде не должна сгибаться по линии. Все изгибы должны быть плавными, пластичными. Для того чтобы вырезать полосы, можно ли использовать более рациональный способ? (учащиеся не чертят, сгибают несколько раз, вырезают).
(Заслушиваются ответы детей)
Рекомендация: Можно усложнить задание творческого характера. Например, нарисовать фон широкой кистью на влажной бумаге.
III группе.
– Это непростое, но важное задание. Из чего вырезается майский жук? (квадрат).Бабочка? (прямоугольник).Клоп- солдатик? (прямоугольник).Очень важно сложить заготовку и перенести рисунок. В рисунке решающее значение имеют именно очертания.
Рекомендация: Можно усложнить задание творческого характера. Например, вырезать паучка, паутинку.
Практическая работа учащихся проходит под спокойную музыку.
Индивидуальная работа.
Примечание: Рассматриваются работы отдельных учащихся, где даются дополнительные исторические сведения:
- Из истории бумаги.
- Из истории ножниц.
VII. Подведение итогов урока.
Действительно,
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий.
1. Выставка работ (новых поделок) учащихся. Анализ работ.
– Посмотрите, какие замечательные у вас получились работы, сколько труда вы вложили в них. Как можно использовать свою работу? (Можно использовать как украшение комнаты, как сувенир, как подарок другу)
2. Обобщение.
– Какую геометрическую фигуру открыли для себя?
– Кто запомнил свойство угла?
– Какому разделу по технологии подвели итог? (Заслушиваются ответы учащихся)
3. Оценивание работ учащихся.
Рекомендация: Учитель может оценивать работу учащихся в ходе урока, учитывая как практические навыки, так и теоретические знания по данной теме.
4. Рефлексия.
– Какое задание больше всего понравилось?
– Какие вызвали затруднения? Интерес? Почему?
– С каким настроением уходим с урока?
(Заслушиваются ответы учащихся)
VIII. Организация домашнего задания. Инструктаж по его выполнению.
– На память о сегодняшнем уроке я хотела бы подарить вам маленький подарок.
(Каждая группа получает конверт с творческими заданиями.)
– Каждое задание хранит много секретов, попробуйте их разгадать.
Варианты заданий:
- Выполните фигурки их пальцев.
- Выполните фигурки из палочек.
- Дорисуйте недостающие фигуры.
- Не отрывая карандаша от бумаги и дважды не проводя одну и ту же линию, попробуйте нарисовать эту фигуру.
- Придумай и сделай с друзьями поделки, в которых можно увидеть «чудесные превращения угла» и др.
(В каждом задании учащиеся находят понятия: угол, вершина угла, стороны угла, тупой угол, острый угол, прямой угол).
Рекомендации: Учащиеся могут выполнить каждое задание из конверта или несколько заданий по выбору индивидуально, так и группой, распределяя задания между собой. Можно предложить учащимся создать и выполнить свои варианты заданий творческого характера по данной теме.
– Желаю вам новых открытий.
5. Уборка рабочего места.
(Дети повторяют правила уборки рабочего места)