Цель: формирование установки на саморазвитие, осознание мотивационных установок, выработка уверенного и конструктивного поведения, подготовка подростков к жизни на свободе после освобождения.
Время: 2 академических часа.
Материалы: бумага формата А4, ручки, бейджики, цветные карандаши, анкеты по количеству участников.
1. Ритуал приветствия. Упражнение «Бегущие движения».
Цель: создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям, сплочение.
Время: 5 минут.
Техника проведения: каждый подросток говорит группе свое имя, сопровождая его каким-либо движением. Все остальные участники повторяют его имя и движение за ним.
Инструкция: «Давайте мы сегодня поздороваемся немного необычно. Сейчас вы по очереди будете называть свое имя, и показывать какое-либо движение. А мы все вместе повторим имя и показанное движение».
Анализ:
- Какие эмоции возникли?
- Какие движения запомнились?
- Какую информацию о людях можно узнать по тому, как они представляются, и какие движения они совершают?
2. Упражнение “Ты – такой, я - такой”.
Цель: помочь участникам лучше узнать друг друга, рассказать о себе.
Время: 5 минут.
Техника проведения: каждый участник представляется по имени и называет своё яркое качество характера, следующий участник сначала повторяет имя и качество характера соседа слева, а затем называет своё имя и качество.
Инструкция: «Давайте познакомимся заново. Для этого вам нужно подобрать к своему имени качество характера. Представление будет происходить следующим образом: первый из вас называет своё имя в той форме, которая ему больше нравится, при этом прикасается к себе, как бы указывая на себя. Сидящий справа сосед сначала повторяет имя и качество соседа, сидящего слева, - “ ты – имя, такой-то…”, при этом деликатно прикасается к нему, как в дружеской беседе, затем называет своё имя и качество – “…а я – имя, такой-то” - прикасается к себе, как бы показывая на себя, и так дальше. Таким образом, каждая из нас назовёт своего соседа слева и себя».
3. Упражнение «Стукни газетой»
Цель: способствовать быстрому запоминанию имен всех участников группы, развитие доверительных отношений.
Время: 5 минут.
Материал: газета, свернутая в трубочку.
Техника проведения: выбирается ведущий, у которого в руках свернута в трубочку газета. Он называет имя одного из участников и бежит, чтобы стукнуть по голове газетой. Участник должен быстро сообразить и сказать чье-нибудь имя. Если он растеряется, то получит газетой по голове и становится ведущим. Если он успеет назвать имя, то ведущий бежит к этому участнику. И так далее…
Инструкция: «Сейчас мы выберем ведущего, у которого в руках будет свернута в трубочку газета. Он называет имя одного из участников и бежит, чтобы стукнуть по голове газетой. Участник должен быстро сообразить и сказать чье-нибудь имя. Если он растеряется, то получит газетой по голове и становится ведущим. Если он успеет назвать имя, то ведущий бежит к этому участнику».
Анализ:
- Что вы чувствовали во время это упражнения?
- Какое у вас сейчас настроение?
4. Упражнение «Рассказ о своей жизни».
Цель: помочь участникам больше узнать друг о друге, создать ситуацию доверия.
Время: 10 минут.
Техника проведения: подростки по кругу рассказывает о себе все, о том. Что с ними произошло с момента окончания первого цикла занятий.
Инструкция: «Предлагаем вам по очереди составить о себе рассказ. Расскажите о каких-либо ярких событиях в их жизни, которые с вами произошли с момента нашей последней встречи».
5. Разминка «Сквозь кольцо».
Цель: координация совместных действий, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.
Время: 5 минут.
Техника проведения: участники становятся в шеренгу, взявшись за руки. Не размыкая рук необходимо по очереди «просочиться» через обруч.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в забавную игру. Давайте встанем в шеренгу, взявшись за руки. По очереди мы все будем проходить через обруч».
Анализ:
- Какие трудности у вас возникали при выполнении этого задания.
- Что помогало выполнять упражнение? Что препятствовало?
- Было ли задание выполнено в соответствии с планом или кто-то действовал по собственной инициативе?
- Какое у вас настроение?
6. Упражнение «Девиз»
Цель: вывести подростков на осознание своего жизненного принципа.
Время: 15 минут.
Техника проведения: все участники пишут такую надпись, какую они бы сделали на своей футболке, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отражать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет соответствовать его характеру.
Инструкция: «Предлагаю вам нарисовать на листе бумаги, надпись, которую бы вы написали на своей футболке, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отражать ваше жизненное кредо, основной жизненный принцип, а цвет соответствовать характеру».
Анализ:
- Почему вы выбрали именно такой цвет?
- Удалось ли вам полностью отразить ваш жизненный принцип на рисунке?
- О чем говорит ваше кредо?
7. Дискуссия «Три причины».
Цель: вывести подростков на осознание своей жизненной позиции.
Время: 15 минут.
Техника проведения: подросткам предлагается подумать о том, по каким трем причинам они не будут совершать больше правонарушения. Затем причины озвучиваются. Идет групповое обсуждение.
Инструкция: «Подумайте сейчас о том, по каким трем причинам вы не будете совершать правонарушения, чтобы не оказаться в той ситуации, в которой вы находитесь сейчас. Озвучивать эти причины не обязательно. Это ваши мысли, ваши размышления, ваша жизнь. Но если кто-то желает высказаться, мы его с удовольствием выслушаем. Те причины, о которых вы задумались, – это и есть ваши жизненные цели и ценности, ваше будущее».
Анализ: Те люди, которые выбирают преступления, алкоголь или наркотики, ничем не отличаются от других людей: у них столько же способностей, столько же сил и энергии. Они отличаются только своим выбором. Каждый сам выбирает тот путь, по которому идти и несет ответственность за свою жизнь.
8. Упражнение «Формула счастья»
Цель: развитие у подростков личностных тенденций, осознание мотивационных установок.
Время: 10 минут.
Материалы: листок бумаги, ручки по количеству участников.
Техника проведения: подростки записывают на листе бумаги из предлагаемых слов свою «формулу счастья».
Инструкция: «Составьте из трех слов свою формулу счастья. Слова: иметь, делать, брать».
Анализ:
- Какое слово у успешного, счастливого человека будет на первом месте.
- Какое - на втором и на третьем?
9. Упражнение «Два брата».
Цель: активизировать подростков на мыслительную деятельность, подвести к анализу поведения других людей, способствовать развитию рефлексии.
Время: 15 минут.
Техника проведения:
Инструкция: «Сейчас вам будет рассказана одна история, которая приключилась с двумя братьями. Интересно узнать ваше отношение к ней.
Два брата попали в скверную историю. Одолжили деньги, но не смогли вовремя их отдать. Кредиторы пригрозили и сказали, чтобы они срочно отдали деньги. Старший, Сергей, влез ночью в чужую машину, украл магнитофон и продал его.
Младший, Саша, пошел к пожилому человеку, известному в доме добротой, и сказал, что его мать заболела и ему нужны деньги на покупку лекарств. Саша просил занять ему деньги и обещал вернуть их, как только мать получит зарплату. На самом деле мать Саши была абсолютно здорова, и Саша вовсе не собирался возвращать деньги. Старик плохо знал Сашу, но все же дал ему нужную сумму. В итоге братья отдали долг».
Анализ
- Чего братья добились, что они выиграли в этой ситуации, в чем достоинство их поведения?
- Чего лишились братья, что они проиграли в этой ситуации, в чем недостатки их поведения?
- Что, на ваш взгляд, хуже: воровство Сергея или обман Саши?
- Важно ли сдерживать слово, данное малознакомому человеку, которого никогда не увидишь?
- Как вы относитесь к воровству?
- Попадали ли вы в ситуации, когда?
10. Упражнение «Живой клубочек»
Цель: снять мышечные зажимы, повысить двигательную активность, групповое взаимодействие.
Время: 5 минут.
Техника проведения: все берутся за руки и становятся цепочкой, закручиваются вокруг одного человека в плотный клубок.
Инструкция: «Сейчас мы с вами немного подвигаемся, чтобы снять напряжение. Нам нужно выбрать первого участника. Возьмемся за руки и встанем в цепочку. Затем закрутимся вокруг впереди стоящего человека в плотный клубок. Раскручиваемся и закручиваемся в обратную сторону».
Анализ: Расскажите о вашем самочувствие.
11. Анкетирование «Об этом стоит подумать».
Цель: подвести итог комплексу занятий.
Время: 10 минут.
Материалы:бланк анкеты, ручка.
Техника проведения:подростки заполняют предложенные бланки анкет.
Инструкция: «Пожалуйста, внимательно посмотрите на предложенные вам вопросы анкеты, подумайте и запишите свои ответы в бланке.
- В чем ты сам уже рисковал?
- Что ты в жизни сделал самое опасное?
- Какой риск тебе кажется глупым и безответственным?
- Что разрешенное и запрещенное ты считаешь хуже всего?
- Каковы для тебя самые важные причины, чтобы что-то не делать? ».
Анализ: Обсуждение анкет.
12. Упражнение-метафора «Бабочка»
Цель: подвести подростков к осознанию ответственности за собственные дела и поступки.
Время: 10 минут.
Техника проведения: подросткам зачитывается метафора, затем идет её обсуждение.
Инструкция: «В одном селении жил мудрец. Люди приходили к нему за советом. И вот однажды появился в селении злой завистник. Он решил доказать, что мудрец на самом деле не так уж умен. Завистник решил: «Поймаю бабочку и зажму ее между ладонями. Попрошу мудреца угадать живая она или мертвая. Если мудрец скажет. Что бабочка живая, я легко придавлю ее, и он окажется неправ. Если скажет, что мертвая, отпущу бабочку, и он будет опозорен».
Завистник собрал толпу людей, и они вместе отправились к дому мудреца. Мудрец вышел к ним на крыльцо. «Скажи,- крикнул завистник, что в моих руках: живая бабочка или мертвая?» Мудрец помолчал и ответил: «Всё в твоих руках».
13. Разминка «Ветер дует»
Цель: снять психо-эмоциональное напряжение, разогреть участников.
Время: 5 минут.
Техника проведения: игру начинает психолог, предварительно убрав один стул. Психолог предлагает по команде: «Ветер дует на того…» вставать всем участникам, у кого есть указанный признак, и быстро стараться занять другой свободный стул. Тот, кто не успевает сесть, становится ведущим. Он тоже придумывает признак.
Инструкция: «Я буду называть какой-то признак, говоря: «Ветер дует на того, кто…» Те, у кого есть данный признак, меняются местами. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим и называет другой признак.
Анализ:
- Понравилась ли вам игра?
- Какие чувства вы сейчас испытываете?
14. Упражнение «Спасибо тебе, что ты есть»
Цель: сплочение группы, завершение занятия на положительной эмоциональной ноте.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подростки сидят в кругу. Психолог передает мяч сидящему рядом со словами: «Спасибо тебе, что ты есть. Благодарю тебя за то, что ты сегодня с нами». Участник, который получил мяч, отвечает: «Спасибо. Мне нужно, чтобы меня кто-то ценил» и передает мяч следующему участнику, произнося первую реплику.
Инструкция: «Сейчас мы будем перебрасывать друг другу мяч со словами: «Спасибо тебе, что ты есть. Благодарю тебя за то, что ты сегодня с нами». Тот, у кого в руках окажется мяч, отвечает: «Спасибо. Мне нужно, чтобы меня кто-то ценил» и передает мяч следующему участнику, произнося первую реплику».
Анализ: Обмен мнениями.
15. Ритуал окончания занятия. Упражнение «Теплый круг»
Цель: получение обратной связи от подростка, завершение занятия.
Время: 5 минут.
Техника проведения: участники группы делятся впечатлениями о занятии, высказывают пожелания. Затем образуют большой круг и хором говорят друг другу «До свидания!»
Инструкция: «Давайте сядем в круг, немного помолчим, и постараемся вспомнить наши удачи и поражения в сегодняшнем занятии. Были ли вы до конца откровенны, как работали, что заинтересовало, над чем задумались?
Кто хочет начать первым и поделиться с нами своими мыслями и желаниями, а также подарить комплименты участникам группы.
А теперь встанем в круг и возьмемся за руки. Посмотрим друг на друга. Постараемся лучше почувствовать друг друга. Теперь хором скажем друг другу «До свидания!».