Описание материала. При обучении такому трудоемкому, требующему внимания, усидчивости, терпения,
аккуратности
ремеслу, как кружевоплетение,
необходимо заинтересовать детей,
особенно на первом году обучения. девочки больше
любят подвижные виды
деятельности, поэтому привлечь их заниматься кружевоплетением, можно только
используя разнообразные формы проведения занятий.
Программой “Русское кружево” педагога Зыкиной Г. С. на первом году обучения
предусмотрено проведение
итогового занятия в
форме игры.
Педагог предлагает учащимся отправиться в город “Кружевград” за секретом
мастерства, но для того чтобы
добыть его необходимо
будет выполнять задания на
станциях, встречающихся в пути. За каждое выполненное
задание учащиеся получают
ключевое слово
к секрету мастерства. Получив все ключевые слова, дети составляют
текст, который выражает смысл секрета мастерства. Во время
игры дети могут
объединяться в разные группы
(парами, по одному, все вместе).
Данная форма проведения занятия очень удобна и интересна детям, и может быть
использована педагогами разных
направлений.
Цели и задачи:
- систематизировать знания учащихся;
- активизировать познавательную деятельность;
- стимулировать интерес учащихся к занятию кружевоплетением;
- побудить детей к общению внутри объединения;
Наглядность:
- карта путешествия;
- карточки с заданиями;
- карточки с ключевыми словами;
Предполагаемый результат:
- Учащиеся справляются со всеми заданиями, составленными по изученным темам.
- Составив текст, они узнают секрет мастерства “Всякая работа требует
навыка. Чем больше плетешь, тем легче
и интереснее
становится работа”. - Форма поведения занятия способствует поддержанию интереса к сложной,
трудоемкой деятельности в
следующем учебном
году. Свободное общение способствует сплочению коллектива.
Первый уровень (1 год обучения) “Первые шаги”.
Итоговое занятие по теме: “Путешествие в Кружевград”.
Цель:
– систематизировать знания детей, полученные в течение учебного года в
объединении “Кружевница”;
– активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы;
– стимулировать интерес к занятию кружевоплетением;
– организовать разнообразную деятельность для детей.
“Здравствуйте, девочки! Сегодня мы с вами совершим путешествие в город
Кружевград, а отправимся мы туда
за секретом
мастерства, но чтобы узнать секрет
мастерства вы должны показать свои знания, которые приобрели
в течение учебного
года. Вам сегодня придется подумать над теми заданиями, которые приготовлены для
вас на каждой
станции. За каждое
выполненное задание вы получаете ключевое слово
к секрету мастерства. Пройдя все остановки
и выполнив задание,
показав свои
знания и получив все ключевые слова к секрету мастерства, вы должны будете
его
составить и дружно сказать.
Теперь можно отправиться в путь. Не сбиться с дороги и сделать все остановки
нам поможет карта нашего путешествия
(лист с картой путешествия вывешивается на
доску)”.
Станция № 1. “Ошибка”. Дети работают в парах. Даны описания основных
элементов кружева, вам нужно найти неверное
определение и заменить его
правильным или просто убрать неверное.
Плетешок – туго сплетенный шнурок. Повторяя многократно прием “С-П-П-С”
получается плетешок.
Полотнянка – плотное плетение, напоминающее ткань полотняного переплетения и
выполняется таким образом:
вначале ряда
“С-П-С”, “С-П-С” и т.д., перед булавкой
“П-С-П-С”, после булавки перевить 2 к 1.
Сетка более плотное плетение, чем полотнянка и выполняется: в начале ряда “П-С-П-С”,
“П-С-П-С” и т.д.
перед булавкой
“П-С”, после булавки “П-С-П-С”.
Насновка – небольшая фигура очень плотного плетения, овальной формы, выполняется
на двух парах, где одна
пара является
ходовой, а другая пара долевой, она
выдерживает форму насновки.
Ответ: Плетешок – П-С-П-С.
Полотнянка – с перевивом крайних долевых пар.
В начале ряда – ходовую перевить С-П-С, С-П-С, и т. д.
Перед булавкой перевить 2х1, С-П-С
После булавки перевить 2х1, С-П-С
Сетка – В начале ряда П-С, П-С и т. д.
До булавки перевить 2х1 С-П-С
После булавки перевить 2х1 С-П-С
Насновка – выполняется на двух парах, где одна нить ходовая,
а три продольные нити – долевые.
Молодцы! Вы справились с заданием, и получаете первое ключевое слово к секрету мастерства “Требует навыка”.
Станция № 2. “Найдислово”. (Работают в парах). Среди букв
текста имеются слова, связанные с кружевом. Посмотри
его внимательно
и найди их.
Распредели по группам:
Инструменты и материалы | Основные элементы | Приемы плетения |
Авдкоклюшкапрстфнасновкабвгтбавсеткапдордавгперевитьсомлкчдпяльцабщадюжплетешокдолвкькрючоквоерцй
сплестилгедфюполотнянкааовдешываликвл.
Ответ:
Инструменты и материалы | Основные элементы | Приемы плетения |
коклюшка | насновки | перевить |
пяльца | плетешок | сплести |
крючок | полотнянка | |
валик |
Вы отлично справились с заданием, получаете следующее ключевое слово “Плетешь”.
Станция № 3. “Лишнее”. Найдите лишнее слово. Объясните, почему
это слово лишнее. Укажите признак сходства оставшихся
слов:
Крючок | Полотнянка | Жилет |
Валик | Нитки | Салфетка |
Плетешок | Насновки | Вилюшка |
Пяльца | Плетешок | Воротник |
Ответ:
Крючок | Полотнянка | Жилет |
Валик | Нитки | Салфетка |
Плетешок | Насновки | Вилюшка |
Пяльца | Плетешок | Воротник |
Ключевое слово “Становится работа”.
А мы с вами отправляемся до следующей станции.
Станция № 4. “Всезнайка”. (Индивидуальные задания). Напиши к каждой операции схемы приемов:
Операции | Приемы |
До булавки | |
После булавки | |
В начале ряда | |
Закидка | |
После закидки | |
До сцепки | |
После сцепки |
Ответ:
Операции | Приемы |
До булавки | Перевить 2х1, С-П-С |
После булавки | Перевить 2х1, С-П-С |
В начале ряда | Ходовую перевить |
Закидка | С-П-П-С, булавка ставится за обе пары |
После закидки | С-П-С |
До сцепки | Перевить 2х1, С-П-С |
После сцепки | Перевить, С-П-С |
Вы отлично справились с заданием, и получаете следующее ключевое слово “Тем легче и интереснее”.
А следующая станция под названием “Подумай-ка”.
Станция № 5. “Порядок”. (Групповые задания). Вам нужно составить последовательность выполнения зашивки.
Плетение двойными петлями | |
Выполнение восьмерок и сцепок | |
Подготовка пар коклюшек к зашивке | |
Зашивка концов нитей | |
Вытягивание нитей |
Ответ:
Плетение двойными нитями | 2 |
Выполнение восьмерок и сцепок | 3 |
Подготовка пар коклюшек к зашивке | 1 |
Зашивка концов нитей | 5 |
Вытягивание нитей | 4 |
Ключевое слово “Работа”.
А теперь мы отправляемся на станцию “Да-нетка”.
Станция № 6. “Да-нет-ка”. Я загадываю слово, связанное с
кружевом (скань). Вы должны отгадать его, задавая мне
вопросы, но таким образом,
чтобы на них можно было ответить “да” или “нет”:
Это женский род – да;
Это основной элемент плетения – нет;
Это инструмент плетения – нет;
Это выполняется при плетении вилюшки – да;
Это закидка – нет;
Это сцепка – нет;
Это скань – да.
Молодцы ребята, вы быстро отгадали задуманное слово и получаете следующее ключевое слово “Всякая”.
Вот мы и добрались до последней станции, которая называется город “Кружевград”.
Станция № 7. “ Кружевград”. Разделившись на группы по 4
человека, вы должны выполнить следующее задание:
в данном тексте
вставь
пропущенные слова.
“Возникновение кружева на Руси связано с появлением ……… Кружево в старину
называли ………
т.к. оно пришло к нам из-за
границы и плелось по заграничным
образцам. В XVII веке плели кружево ………
Это кружево называлось……… Этим кружевом
украшалась одежда ……… В XVIII веке начинают образовываться
помещичьи ………, куда
крепостные крестьяне обязаны были
отдавать своих детей с ………
лет обучению
кружев. В XIX веке кружевоплетение вырастают в крупнейшие промыслы, и начинают
открываться
……… в которых крестьянские девочки обучались ремеслу. В ……… году
кружевоплетение пошло на убыль. И только
в годы советской власти кружевоплетение
стало снова развиваться. В старых центрах стали открываться ………
и ……….
В новой
обстановке рождаются кружева, которые с успехом прошли по многим выставкам в
………стране
и за ………. ………
оборвала налаженную жизнь и производство. Новое
возрождение кружевного промысла началось
сразу же ……… в ………
В старых центрах
открываются ……… и начинают образовываться ……… … ………
… ………... В ……… годах
понижается
спрос на кружева и их продавали за бесценок, отдавали почти даром,
лишь бы
только брали. Это продолжалось до …………
В дальнейшем кружева опять
завоевывают всемирную известность.
Художники и мастера кружевного промысла
создают
все новые ……… ……… ………. Обновляют и расширяют
ассортимент. Кружевной
промысел приобретает широкое признание
как ……… так и за ……….
Талант и мастерство
художников и кружевниц были неоднократно отмечены ……… ……… на
многих ……….”
Ответ:
“Возникновение кружева на Руси связано с появлением булавок. Кружево в
старину называли немецким, т.к. оно
пришло к нам из-за границы и плелось по
заграничным образцам. В XVII веке плели кружево из золотых нитей.
Это кружево называлось золотым. Этим кружевом украшалась одежда царей и бояр. В XVIII веке
начинают
образовываться помещичьи мастерские, куда крепостные крестьяне обязаны
были отдавать своих детей
с 6 лет обучению кружев. В XIX веке
кружевоплетение
вырастают в крупнейшие промыслы, и начинают
открываться кружевные школы, в
которых
крестьянские девочки обучались ремеслу. В 1917 году
кружевоплетение
пошло на убыль. И только в годы советской
власти кружевоплетение стало снова
развиваться.
В старых центрах стали открываться артели и кружевные школы.
В
новой обстановке рождаются кружева,
которые с успехом прошли по многим выставкам
в нашей стране и за рубежом.
Война оборвала налаженную
жизнь и производство.
Новое возрождение кружевного промысла началось сразу же после войны
в 1946 г. В
старых центрах открываются кружевные школы и начинают образовываться кружевные
объединения.
В 50 годах понижается спрос на кружева и их продавали за бесценок,
отдавали почти
даром, лишь бы только брали.
Это продолжалось до 1958 г. В
дальнейшем кружева опять завоевывают всемирную известность.
Художники и мастера
кружевного промысла создают все новые узоры кружевных изделий.
Обновляют и
расширяют ассортимент. Кружевной
промысел приобретает широкое признание
как в
России так и за рубежом.. Талант и мастерство художников и кружевниц были
неоднократно отмечены наградами на многих отечественных и международных
выставках.”
Вы справились с последним заданием, и получаете последнее ключевое слово “Чем больше”.
Получив все ключевые слова к тексту секрета мастерства, вы должны его
составить и дружно произнести: “Всякая работа
требует навыка. Чем больше
плетешь, тем легче и интереснее становиться работа”.
Правильно. Молодцы!
Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие, и вы успешно справились с
заданием, которые вас ожидали на
станциях.
Вы уже сделали первые шаги к мастерству, приобрели знания, умения и навыки в
плетении на коклюшках, с
увлечением занимаетесь и принимаете активное участие в
выставках, которые проводились в Доме творчества.
В следующем учебном году мы с
вами продолжим осваивать секреты мастерства искусства кружевоплетения.
Спасибо за работу. До встречи в следующем учебном году. До свидания.