Цель урока: показать единство музыки, стихов, живописи в произведениях о зимней природе.
Задачи урока:
- Расширить кругозор детей о творчестве композиторов, поэтов, художников, посвященных зимней природе.
- Развить воображение, умение слушать музыку, видеть и чувствовать прекрасное.
- Воспитывать любовь к природе средствами музыки, литературы и живописи.
Ход урока
I
. Организационный момент– Здравствуйте, ребята. Сегодня мне бы хотелось с вами совершить прогулку в зимний лес. И для начала хочу поздороваться с вами словами поэта Погорельского: Слайд 1
– Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре.
Кто в глуши твоей таиться
Что за зверь, какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же знаешь, мы – свои!
II. Постановка учебной задачи
– Наша задача сегодня с вами еще раз побывать в этом чудесном мире природы и музыки и почувствовать ее красоту, понять, как необходимо ее беречь! Слайд 2
III. Новый материал
1) Как зимний лес видят композиторы.
– Встречу с зимним лесом начинаем рано утром. Закройте глазки и представьте, что вы в лесу. Слайд 3
Звучит “Утро” С.С. Прокофьева. Слайд 4
– Послушайте внимательно и скажите мне: Какая музыка звучала в начале пьесы? (Спокойная)
– Когда С.С.Прокофьев писал это произведение, он писал о первых лучах солнца, которые пробиваются в сумерках, с начало неуверенно, робко и музыка, поэтому звучит неторопливо, сонно, лениво.
– А какой лес вы представили? (Лес еще спит)
– Как музыка изменилась к концу произведения? (Музыка звучит радостно)
– Что показывает композитор? (Лес начинает просыпаться)
– Огромное солнце выплывает из-за горизонта, поднимается вверх и засияло всем на радость.
– Как бы вы назвали это произведение?
– Это произведение называется “Утро”, а написал его известный русский композитор С.С.Прокофьев.
– В этом произведении композитор изображает картину восхода солнца. В ней все время как бы борется тьма со светом.
– А теперь послушайте, как норвежский композитор Э.Григ услышал свое утро. Слайд 5
Звучит “Утро” Э. Грига.
– Я вам предлагаю побывать в роли художника. Пока вы будете слушать музыку, я вам даю задание, чтобы вы мысленно нарисовали цветными карандашами оттенки настроения, которые вызывает эта музыка.
– Какие краски вы использовали, почему?
– Краски, которые вы изобразили нежные, как руки мамы, которая вас ласково будит по утрам.
– Итак, природа окончательно проснулась, и началось оживление в лесу. Ученые заметили, что и птицы, звери ,тоже просыпаясь разминают свои крылышки и лапки. Давайте мы с вами сделаем небольшую разминку.
(Физминутка под музыку Э. Грига)
2) Зимнею природу изображают поэты.
– Не только композиторы, но и поэты обращались к красоте зимней природы.
Послушайте, как поэт Пожаров М. показал зиму в своём стихотворении.
"Разукрасилась зима..."
Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
-Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз
Легкие виденья,
Хитрые сплетенья.
Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом!
Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета,
Нового рассвета!
– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
– Какие картины вы увидели?
– А вот ещё одно стихотворение, которое написал Валентин Берестов.
Слайд 6
Мороз
"Бураны, вьюги и метели...
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни!
Как надоели мне они!" -
Так проворчал мороз угрюмый,
И речку лед сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.
– Какие картины увидели слушая стихотворение?
– Какие вам известны стихи о зимней природе?
(Дети зачитывают отрывки стихов)
3) Зимнею природу изображают художники.
– Красота зимней природы отражена и в картинах русских художников.
– Ребята обратите внимание на краски зимней природы.
(Показ картин зимней природы.) Слайды с 7 по 16
– Какая здесь природа? Одинаковая ли зима изображена на всех картинах? Как вы думаете, от чего это зависит?
Все ли дни зимой похожие друг на друга?
Есть дни очень морозные, есть вьюжные, бывает когда тихо и спокойно падает снег. И вдруг налетает злая, холодная вьюга.
– Послушайте как Паустовский написал об этом.
“Зима бывает разная. Светит солнышко и переливается в его лучах, словно волшебные огоньки, снежинки. Вокруг куда ни посмотришь – бело, красиво. А бывает, что дует злой, лютый ветер, заметает пургой все вокруг.
– Ребята, скажите, что в природе происходит тогда?
– Послушайте музыкальное произведение итальянского композитора Антонио Вивальди и скажите, спокойная здесь природа или нет?
Звучит концерт “Времена года” Вивальди ( Вьюга) Слайд 17
– Что вам подсказало, что это вьюга?
– Какими красками вы бы раскрасили эту музыку?
IV. Разучивание песни “Зимушка – зима”
Несмотря на то, что зима холодная, вьюжная, морозная много радости она приносит ребятам. Слайд 18 – 19
– Ребята, за что вы любите зимние дни?
– Сегодня на уроке мы разучим новую весёлую песенку “Зимушка– Зима”
Разучивание и пение песни.
V. Итог урока
– Итак, чему был посвящен наш урок?
– Как вы думаете, почему зимнему лесу посвящают свои произведения поэты, художники, композиторы?
– Лес и вообще природа вызывает у человека самые добрые чувства своей красотой, и люди стараются сохранить эту красоту, чтобы все порадовались.
– Так природа объединяет все виды искусства – живопись, музыку, литературу. Они дополняют друг друга. Слайд 20
– Так мы с вами побывали в зимнем лесу, а кто помог нам с вами увидеть красоту зимнего леса?
– Чтобы лес всегда был красивым и радостным надо что помнить? (беречь его)
– А для этого какие правила поведения в лесу следует соблюдать? (не разжигать костры где попало, не ломать веток, и не рвать цветов, не бросать мусор, не засорять ручьи родники, не разорять птичьих гнезд)
– Я думаю, что вы всегда будете это помнить!
Литература
- Сергеева Г. П., Критская Е, Д, “Уроки музыки в 1 классе” пособие для учителя. Москва “ Просвещение” 2007 год.
- Хрестоматия по детской литературе под редакцией Е.Е. Зубаревой Москва “ Просвещение” 1979 год.
- Уроки ИЗО в начальной школе под редакцией Б. Неменцкого Москва “ Просвещение” 2003 год.