Тип урока: урок актуализации и открытия новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Цель урока: через изучение исторических, художественных, публицистических источников способствовать формированию у школьников целостного представления о личности М.В. Ломоносова.
Задачи:
- продолжить знакомство с творческим наследием М. В. Ломоносова;
- продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации, навыков работы в группе;
- на примере жизненного пути М. В. Ломоносова сформировать у школьников понимание необходимости самореализации через активную учебную, исследовательскую, общественную деятельность.
Оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, принтер, интерактивная доска, литература из школьной библиотеки и интернет-ресурсы к теме урока, ватман, маркеры, ножницы, клей.
Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Проект урока:
1-й урок:
- Мотивация – эвристическая беседа (10 мин.) .
- Целеполагание – составление кластера (5 мин.).
- Организация работы в группах (30 мин.).
2-й урок:
- Представление результатов работы групп (40 мин.).
- Подведение итогов урока – деятельностная рефлексия(5 мин.).
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1-й урок | |
Мотивация – эвристическая беседа. Учитель начинает урок с высказывания А.С. Пушкина: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.» (О творчестве Ломоносова: Критика и исследования/Сост. Т.П. Аронзон. – М.: 2008.- 54-55 с.). На интерактивной доске появляется слайд с высказыванием А.С. Пушкина. |
|
Учитель организует эвристическую беседу по вопросам: что дало основания Пушкину дать такую характеристику Ломоносову? Можно ли назвать М.В. Ломоносова великим человеком России? Выдающейся личностью? Что бы хотели узнать нового о Ломоносове? | Дети высказывают свои предположения. Повторяют понятия «личность», «характер», условия его формирования. Вспоминают известные факты из жизни Ломоносова. |
Целеполагание – составление кластера. Учитель на доске записывает элементы кластера. Все предложения записываются, учитель помогает детям правильно формулировать свои мысли. Среди предположений могут быть, например, такие: - научные исследования; - внешний облик; - черты характера; - семья; - путешествия; - литературное творчество; - общественная деятельность, и т.д. |
Учащиеся в ходе коллективного обсуждения составляют кластер: |
Организация работы в группах. Распределение учеников на группы. Работа групп организуется таким образом, чтобы дети сами выбрали интересующий их элемент кластера для исследования. Позиций в кластере должно быть больше, чем рабочих групп. Учитель выступает в роли помощника, консультанта. Помогает подобрать материалы для исследований из книг школьной библиотеки (см. список литературы к уроку), интернет-ресурсов (см. список интернет-ресурсов к уроку) , иллюстраций из папки на рабочих столах компьютеров. |
Дети распределяются на группы по 3-5 человек одним из способов (например, по фантикам конфет, которыми учитель угостит учеников; жетонам и т.д.). Группы выбирают задания из элементов кластера. Проводят исследовательскую работу, используя книги и интернет-ресурсы. За 30 минут группа в оригинальной форме (мультимедийная презентация, коллаж (материалы дети находят в папке на рабочем столе компьютера, распечатывают на принтере), инсценировка и др.) готовит презентацию своего мини-исследования по избранной теме на 5-7 минут. |
2-й урок | |
Представление результатов работы групп. Учитель напоминает правила работы в группе. Организует выступления групп, контролирует регламент выступлений. Подведение итогов урока – деятельностная рефлексия. Учитель организует заключительную эвристическую беседу, используя высказывание А. П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (пьеса «Дядя Ваня», 1897 год, слова доктора Астрова, действие 2). |
Дети повторяют правила работы в группе. Группы презентуют свои мини-исследования. |
Можно ли назвать Ломоносова прекрасным человеком? Что вы узнали нового о Ломоносове сегодня на уроке? Стал ли он вам понятнее, интереснее? Чему вас может научить его жизненный путь? | Высказывают свою точку зрения; путем рассуждений приходят к выводу о том, что М.В. Ломоносов – уникальная личность, своей жизнью доказавшая: если у человека есть цель в жизни, благородные устремления, то «для пользы общества коль радостно трудиться» (Ломоносов М.В. «На всерадостное объявление о превосходстве новоизобретенной артиллерии перед старою генералом фелдцейгмейстером и кавалером графом Петром Ивановичем Шуваловым»). |
Жизнь Ломоносова – пример того, что «Может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». (Из оды «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы» -1747г.). |
|
Вопрос: как объяснить современным языком мысль Ломоносова? | Ломоносов уверен в том, что Россия – страна с высоким интеллектуальным потенциалом, может прославиться в различных отраслях науки. |
Литература к уроку:
- Баландин Р.К. Великие русские люди: Детство и юность.- М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 264 с.
- Большой энциклопедический словарь – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 2001.- 1456 с.:ил.
- Ломоносов: Краткий энциклопедический словарь/Л68 Сост. Э.П. Карпов.- М., 2009. - 480 с.
- Ломоносов М.В. О воспитании и образовании/ М.В. Ломоносов.- М., 2009. – 480 с.
- О творчестве Ломоносова: Критика и исследования/Сост. Т.П. Аронзон. – М.: 2008.- 206 с.
- Перевезенцев С. Михайло Ломоносов. – М.: Белый город, 2004.- 48с – (История России).
- Рыжков К.В. 100 великих россиян. – М.: Вече, 2001. - 656 с.
- Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII- XIX вв.: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 432с., 32с. ил.: ил.
- Самин Д.К. 100 великих ученых. – М.: Вече, 2001.- 592с. (100 великих)
- Чудинов И.А. Богатырь науки и искусства (молодым – о М.В. Ломоносове)/ Архангельск: МИУ, 2001. 288с.
- Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 18-19 вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.- 736 с., ил.
- www.aforism.su/avtor/408.html
- ariosto.ru/tag/m-v-lomonosov
- www.eip.ru/articles/view169
- www.europe-costume.ru/view_post.php?id=83
- feb-web.ru/feb/batyush/texts/bop/bop-0292.htm
- www.geopoesia.ru/ru/travelogs/germany/lomonosov/letters/page1.html
- www.historydata.ru/lom/732-raskol.html
- www.lingvotech.com/lomonosov
- www.peoples.ru/science/founder/lomonosov/
- ricolor.org/history/eng/enciklop/lomonosov/
- rusnauka.narod.ru/lib/lomonosov_m/lomonosov.htm
- www.rulex.ru/01120331.htm
- ru.wikipedia.org/wiki/Петербургская_академия_наук
- ru.wikipedia.org/wiki/Причёски_XVIII_века
- screen.ru/school/lomonosov/5.htm
- vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VIET/ECCEHOMO.HTM