М.В. Ломоносов – великий человек России

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок актуализации и открытия новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Цель урока: через изучение исторических, художественных, публицистических источников способствовать формированию у школьников целостного представления о личности М.В. Ломоносова.

Задачи:

  • продолжить знакомство с творческим наследием М. В. Ломоносова;
  • продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации, навыков работы в группе;
  • на примере жизненного пути М. В. Ломоносова сформировать у школьников понимание необходимости самореализации через активную учебную, исследовательскую, общественную деятельность.

Оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, принтер, интерактивная доска, литература из школьной библиотеки и интернет-ресурсы к теме урока, ватман, маркеры, ножницы, клей.

Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Проект урока:

1-й урок:

  1. Мотивация – эвристическая беседа (10 мин.) .
  2. Целеполагание – составление кластера (5 мин.).
  3. Организация работы в группах (30 мин.).

2-й урок:

  1. Представление результатов работы групп (40 мин.).
  2. Подведение итогов урока – деятельностная рефлексия(5 мин.).

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1-й урок
Мотивация – эвристическая беседа.
Учитель начинает урок с высказывания А.С. Пушкина: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.» (О творчестве Ломоносова: Критика и исследования/Сост. Т.П. Аронзон. – М.: 2008.- 54-55 с.). На интерактивной доске появляется слайд с высказыванием А.С. Пушкина.
 
Учитель организует эвристическую беседу по вопросам: что дало основания Пушкину дать такую характеристику Ломоносову? Можно ли назвать М.В. Ломоносова великим человеком России? Выдающейся личностью? Что бы хотели узнать нового о Ломоносове? Дети высказывают свои предположения. Повторяют понятия «личность», «характер», условия его формирования. Вспоминают известные факты из жизни Ломоносова.
Целеполагание – составление кластера.
Учитель на доске записывает элементы кластера. Все предложения записываются, учитель помогает детям правильно формулировать свои мысли. Среди предположений могут быть, например, такие:
- научные исследования;
- внешний облик;
- черты характера;
- семья;
- путешествия;
- литературное творчество;
- общественная деятельность, и т.д.
Учащиеся в ходе коллективного обсуждения составляют кластер:
Организация работы в группах.
Распределение учеников на группы. Работа групп организуется таким образом, чтобы дети сами выбрали интересующий их элемент кластера для исследования. Позиций в кластере должно быть больше, чем рабочих групп.
Учитель выступает в роли помощника, консультанта. Помогает подобрать материалы для исследований из книг школьной библиотеки (см. список литературы к уроку), интернет-ресурсов (см. список интернет-ресурсов к уроку) , иллюстраций из папки на рабочих столах компьютеров.
Дети распределяются на группы по 3-5 человек одним из способов (например, по фантикам конфет, которыми учитель угостит учеников; жетонам и т.д.).
Группы выбирают задания из элементов кластера.
Проводят исследовательскую работу, используя книги и интернет-ресурсы.
За 30 минут группа в оригинальной форме (мультимедийная презентация, коллаж (материалы дети находят в папке на рабочем столе компьютера, распечатывают на принтере), инсценировка и др.) готовит презентацию своего мини-исследования по избранной теме на 5-7 минут.
2-й урок
Представление результатов работы групп.
Учитель напоминает правила работы в группе.
Организует выступления групп, контролирует регламент выступлений.
Подведение итогов урока – деятельностная рефлексия.
Учитель организует заключительную эвристическую беседу, используя высказывание А. П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (пьеса «Дядя Ваня», 1897 год, слова доктора Астрова, действие 2).
Дети повторяют правила работы в группе.
Группы презентуют свои мини-исследования.
Можно ли назвать Ломоносова прекрасным человеком? Что вы узнали нового о Ломоносове сегодня на уроке? Стал ли он вам понятнее, интереснее? Чему вас может научить его жизненный путь? Высказывают свою точку зрения; путем рассуждений приходят к выводу о том, что М.В. Ломоносов – уникальная личность, своей жизнью доказавшая: если у человека есть цель в жизни, благородные устремления, то «для пользы общества коль радостно трудиться» (Ломоносов М.В. «На всерадостное объявление о превосходстве новоизобретенной артиллерии перед старою генералом фелдцейгмейстером и кавалером графом Петром Ивановичем Шуваловым»).
Жизнь Ломоносова – пример того, что
«Может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать».
(Из оды «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы» -1747г.).
 
Вопрос: как объяснить современным языком мысль Ломоносова? Ломоносов уверен в том, что Россия – страна с высоким интеллектуальным потенциалом, может прославиться в различных отраслях науки.

Литература к уроку:

  1. Баландин Р.К. Великие русские люди: Детство и юность.- М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 264 с.
  2. Большой энциклопедический словарь – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 2001.- 1456 с.:ил.
  3. Ломоносов: Краткий энциклопедический словарь/Л68 Сост. Э.П. Карпов.- М., 2009. - 480 с.
  4. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании/ М.В. Ломоносов.- М., 2009. – 480 с.
  5. О творчестве Ломоносова: Критика и исследования/Сост. Т.П. Аронзон. – М.: 2008.- 206 с.
  6. Перевезенцев С. Михайло Ломоносов. – М.: Белый город, 2004.- 48с – (История России).
  7. Рыжков К.В. 100 великих россиян. – М.: Вече, 2001. - 656 с.
  8. Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII- XIX вв.: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 432с., 32с. ил.: ил.
  9. Самин Д.К. 100 великих ученых. – М.: Вече, 2001.- 592с. (100 великих)
  10. Чудинов И.А. Богатырь науки и искусства (молодым – о М.В. Ломоносове)/ Архангельск: МИУ, 2001. 288с.
  11. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 18-19 вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.- 736 с., ил.
  12. www.aforism.su/avtor/408.html
  13. ariosto.ru/tag/m-v-lomonosov
  14. www.eip.ru/articles/view169
  15. www.europe-costume.ru/view_post.php?id=83
  16. feb-web.ru/feb/batyush/texts/bop/bop-0292.htm
  17. www.geopoesia.ru/ru/travelogs/germany/lomonosov/letters/page1.html
  18. www.historydata.ru/lom/732-raskol.html
  19. www.lingvotech.com/lomonosov
  20. www.peoples.ru/science/founder/lomonosov/
  21. ricolor.org/history/eng/enciklop/lomonosov/
  22. rusnauka.narod.ru/lib/lomonosov_m/lomonosov.htm
  23. www.rulex.ru/01120331.htm
  24. ru.wikipedia.org/wiki/Петербургская_академия_наук
  25. ru.wikipedia.org/wiki/Причёски_XVIII_века
  26. screen.ru/school/lomonosov/5.htm
  27. vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VIET/ECCEHOMO.HTM